Чайтанья-чаритамрита, Антья 8

Виктор Самчинский
"Шри Чайтанья-чаритамрита"
Антья-лила, глава 8
Богоульство Рамачандры Пури
___________________________

   
В почтении огромном я склоняюсь
перед Кришна Чайтаньей Махапрабху,
Который стал есть меньше пищи,
страшась укоров Рамачандры Пури. (1)
   
Вся слава Шри Чайтанье Махапрабху!
Ты нисхожденье милости безбрежной.
И даже Брахма, Шива и все боги
Твоим стопам служение возносят. (2)
Вся слава Тхакуру Шривасу
и преданным всем Шри Чайтаньи.
Господь Чайтанья Махапрабху
им всем дороже самой жизни. (3)
Так совершал Господь Гаурачандра
Свои божественные игры в Пури,
купаясь в волнах Кришна-премы. (4)
   
Однажды в Джаганнатха Пури
пришёл санньяси Рамачандра Пури,
чтобы увидеться со Шри Чайтаньей
и Шри Параманандой Пури. (5)
Парамананда Пури выразил почтенье
стопам санньяси Рамачандры Пури,
а тот в ответ его обнял радушно. (6)
Чайтанья ему также поклонился,
а Рамачандра Пури Его обнял,
и в тот же миг о Кришне вспомнил. (7)
   
Затем они втроём поговорили,
на много разных тем духовных.
А после этого Джагадананда
того санньяси пригласил к себе домой. (8)
Джагадананде много принесли
прасада с храма Джаганнатха.
Когда наелся Рамачандра Пури,
он начал укорять Джагадананду. (9)
   
Закончив есть, сказал санньяси этот:
«Послушай же, Джагадананда.
Доешь остатки этого прасада». (10)
Он лично усадил Джагадананду
и стал накладывать ему прасадам. (11)
Прося поесть ещё немного,
он вдоволь накормил Джагадананду.
Когда Джагадананда наконец
рот сполоснул и руки вымыл,
стал упрекать его санньяси этот: (12)
   
«Я часто слышал, что переедают
все, кто Чайтанью окружают.
И это истина! Ведь в этом
сегодня сам я убедился. (13)
Когда санньяси ест так много,
он этим принцип дхармы нарушает.
Разве способен отрешенным стать,
тот, кто язык свой обуздать не может?» (14)
Так постоянно поступал
этот санньяси, Рамачандра Пури.
Он перекармливал кого-то,
а после упрекал его за это. (15)
   
Когда был при смерти его учитель,
святой Шри Мадхавендра Пури,
то Рамачандра навестил его. (16)
Шри Мадхавендра Пури неустанно
святое имя Кришны воспевал.
Порой молился он и плакал:
«О мой Господь, я так и не обрёл
прибежища в Матхуре». (17)
   
Тогда же Рамачандра Пури
по глупости его наставил.
Без толики стыда и страха
он своему учителю сказал: (18)
«Исполнен ты духовного блаженства.
Поэтому о Брахмане ты должен помнить.
Ведь если бы ты Брахман осознал,
то что тебя заставило бы плакать?» (19)
   
Услышав это, Мадхавендра Пури
в великом гневе отругал его:
«Прочь убирайся, нечестивец! (20)
О Кришна! Так и не обрёл
я Твоей милости богатство!
Не смог приблизиться к Тебе
и так и не достиг Матхуры.
Теперь я умираю в скорби,
а он пришёл, чтобы лишь боль
мне ещё большую доставить. (21)
   
Прочь с моих глаз сейчас же!
И чтобы я тебя больше не видел!
Если в твоём присутствии умру я,
то высшей цели жизни не достигну. (22)
Я умираю, так и не найдя
прибежища в обители Шри Кришны.
Всё это моё сердце сильно ранит.
А тут ещё этот глупец презренный
учить меня Брахману вздумал!» (23)
   
Так Рамачандра Пури был отвергнут
его учителем Шри Мадхавендрой Пури.
Такое оскорбление учителя
внезапно пробудило в нём
различные желания мирские. (24)
Сухое постиженье Абсолюта
не развивает в человеке
его духовных отношений с Кришной.
Наоборот, такой философ
становится привязан к оскорбленьям,
всех без разбора критикуя. (25)
   
А ученик его другой, Ишвара Пури
(учитель Шри Чайтаньи Махапрабху),
ухаживал за Мадхавендрой Пури,
мочу и кал руками убирая. (26)
Ишвара Пури непрестанно
учителю о Кришне помнить помогал,
всё время говоря об играх Кришны
и имя Кришны громко воспевая. (27)
Ишварой Пури полностью довольный,
Шри Мадхавендра Пури его обнял
и дал благословение такое:
«Да обретёшь ты всё богатство
божественной любви к Шри Кришне». (28)
   
Так уподобился Ишвара Пури
любви к Шри Кришне океану,
тогда как Рамачандра Пури
стал оскорбителем закоренелым. (29)
Свидетельством те двое стали
благословения и отвержения святого.
И Мадхавендра Пури через них
урок всем людям преподал. (30)
   
Учитель мира — Мадхавендра Пури —
весь мир благословил любовью к Кришне.
И покидая этот бренный мир
он стих такой произносил: (31)
“О мой Господь всемилосердный!
О Матхуры Владыка славный!
Когда же вновь теперь Тебя увижу?
С Тобой в разлуке моё сердце
в волнении большом покоя не находит.
Любимый мой! Что делать мне?” (32)
Этим стихом Шри Мадхавендра Пури
учит тому, как можно обрести
сокровище любви к Шри Кришне.
Лишь острая разлука с Кришной
способна преданных возвысить
на уровень такой любви священной. (33)
   
Шри Мадхавендра Пури посадил
перед своим уходом в этом мире
семя беспримесной любви к Шри Кришне.
И это семя вскоре стало древом
по имени Чайтанья Махапрабху. (34)
Так описал сейчас я вкратце
уход Шри Мадхавендры Пури.
Кто с верой слушает об этом,
очень удачлив, несомненно. (35)
   
Так Рамачандра Пури продолжал
жить в Джаганнатха Пури.
Согласно принципам санньяси,
не оставался он подолгу в одном месте. (36)
Никто не мог сказать, куда
придёт обедать Рамачандра Пури,
ибо всегда он приходил незванным.
При этом он внимательно следил
за тем, кто сколько ест прасада. (37)
   
Чтобы Чайтанью пригласить к себе
потратить нужно было более трёхсот каури,
поскольку Он с Собою часто брал
Говинду вместе с Кашишваром. (38)
В местах различных каждый день
обедал Шри Чайтанья Махапрабху.
И чтобы пригласить Его, расходы
не превышать должны были четыре паны. (39)
   
Тогда как Рамачандра Пури
стал сведения собирать о том,
чем занимается Чайтанья, куда ходит,
какие правила Он соблюдает,
а также сколько ест и отдыхает. (40)
Ища лишь недостатки, он не смог
понять достоинства Чайтаньи.
Однако, сколько бы он ни пытался,
ему не удалось найти и недостатки. (41)
   
Тогда придумал он к чему придраться:
«Если отрёкшийся от мира человек
так много сладостей вкушает,
то как же контролировать
                он может свои чувства?» (42)
Так он прилюдно осуждать
и очернять стал Шри Чайтанью.
Но, несмотря на это, каждый день
к Нему ходить он продолжал. (43)
   
Как к гуру относясь, Чайтанья
ему выказывал Своё почтенье.
Но Рамачандра Пури лишь хотел
найти в Чайтанье недостатки. (44)
Господь Чайтанья знал прекрасно,
что очерняет Его Рамачандра Пури.
Но, тем не менее, Он продолжал
всегда оказывать ему почтенье. (45)
   
Однажды утром Рамачандра Пури
пришёл к Чайтанье Махапрабху.
Увидев муравьёв, он обратился
с упрёком к Господу Чайтанье: (46)
«Здесь ночью сладости лежали.
Поэтому так много муравьёв!
Увы, отрекшийся санньяси этот
привязан к наслажденью чувств!»
Сказав это, он встал и удалился. (47)
   
Чайтанья слышал от других,
что Рамачандра Пури на Него клевещет.
Теперь же Он услышал это лично. (48)
Обычно ползают повсюду муравьи.
Но Рамачандра Пури даже в этом
увидел повод для упрёка. (49)
Этот укор в уме Чайтаньи
привёл к тревоге и сомненьям.
Позвав Говинду, Он сказал: (50)
   
«Отныне следовать Я буду
такому правилу в приёме пищи:
есть буду Я лишь одну четверть
горшка из храма Джагантатха
и овощей немного, на пять ганд. (51)
Если возьмёшь ты для Меня
                ещё какую-то еду другую,
то здесь Меня ты больше не увидишь». (52)
   
Говинда рассказал об этом
всем преданным Чайтаньи Махапрабху.
Это известие обрушилось на них
как молнии удар нещадный. (53)
Все Рамачандру Пури стали осуждать:
«Пришёл сюда это негодный грешник,
чтобы у нас всех жизнь похитить!» (54)
   
Один из брахманов в тот день
Чайтанью пригласил к себе.
Но когда взял для Махапрабху
Говинда лишь немного риса
(четверть горшка из храма Джаганнатха),
и овощей лишь на пять ганд,
тот брахман причитать стал сильно,
и бить себя по голове рукою. (55–56)
Лишь половину овощей и риса
Господь Чайтанья съел, отдав
остатки трапезы Говинде. (57)
   
С тех пор Говинда и Господь Чайтанья
лишь половину прежней порции съедали.
И преданные все есть также перестали. (58)
Сказал Чайтанья Кашишвару и Говинде:
«Вы можете, чтобы не голодать,
в другом каком-то месте принимать прасадам». (59)
   
Так пару дней прошли в великом горе.
Услышав новости об этом,
пришёл к Чайтанье Рамачандра Пури. (60)
Чайтанья его стопам выразил почтенье.
В ответ на это Рамачандра Пури
с улыбкой произнёс слова такие: (61)
   
«Чувств утоление — не долг монаха.
Он ест лишь то, что получает без усилий. (62)
Я слышал, Ты стал есть в два раза меньше.
Однако вижу я — Ты исхудал.
Сухое отречение такое
не соответствует монаха дхарме также. (63)
   
Монах есть должен столько лишь,
сколько ему для жизни нужно.
Мирских услад он должен сторониться.
Ведь только так достичь он сможет
успеха в постиженьи Абсолюта. (64)
“Арджуна, знай, что тот, кто ест и спит
чрезвычайно мало или слишком много,
не сможет никогда стать настоящим йогом”. (65)
                [Бхагавад-гита, 6.16]
“Но кто умерен в отдыхе, еде и сне,
и научился своё время
и все усилия распределять разумно,
тот, практикуя йогу, сможет постепенно
свести на нет все тяготы мирские”». (66)
                [Бхагавад-гита, 6.17]
   
Ответил Шри Чайтанья Махапрабху:
«Я лишь неопытный юнец, твой ученик.
Мне очень повезло, что ты
Мне наставления свои даруешь». (67)
Встал Рамачандра Пури и ушёл.
А вскоре он узнал, что преданные все
есть вдвое меньше также стали. (68)
   
А на другой день с преданными всеми
Парамананда Пури обратился
к Чайтанье со смиренной просьбой: (69)
«Мой брат духовный, Рамачандра Пури,
всех постоянно критикует, ибо такова его природа.
Какая польза в том, что Ты
есть перестал из-за его укоров? (70)
Вначале вдоволь кормит он кого-то,
а если человек не всё съедает,
то он его есть дальше убеждает. (71)
   
Как только человек переедает,
он начинает укорять его словами:
«Ты верно любишь вдоволь наедаться.
Так много денег у тебя откуда? (72)
Кроме того, когда ты заставляешь
переедать монахов, этим ты
религиозный долг свой нарушаешь.
Теперь я понимаю, почему
у тебя нет духовного прогресса». (73)
   
Так поступает Рамачандра Пури.
Он лишь следит за тем, кто сколько ест
и чем кто-либо занят. (74)
Он совершает постоянно
два вида этих действий,
что запрещены в писаниях священных. (75)
“Не следует хвалить и осуждать
любого за поступки и характер.
Скорее нужно видеть этот мир
соединением пуруши и пракрити
(живых существ и матери-природы),
и поэтому единым по своей природе”. (76)
                [Шримад-Бхагаватам, 11.28.1]
   
Из этих правил двух лишь первое он исполняет,
поскольку никого не хвалит.
При этом всех он критикует,
хоть знает, что второе правило важнее. (77)
“Из двух последующих правил
всегда важнее правило второе”. (78)
                [Нйа;йа]
   
Где есть сотни достоинств разных,
этот хулитель их в упор не видит.
Напротив, он приписывает часто
достоинствам какие-то пороки. (79)
Не стоит подражать примеру
хулителя такого — Рамачандры Пури.
Хоть не хотел я, но пришлось
мне рассказать об этом, ибо он
наши сердца страдать заставил. (80)
Скажи, есть почему Ты перестал
из-за укоров Рамачандры Пури?
Мы все пришли к Тебе сегодня
с одной лишь просьбой: как и прежде
прими все приглашенья наши». (81)
   
Ответил им Чайтанья Махапрабху:
«Вы почему так сердитесь на Рамачандру Пури?
В чём же вина его? Ведь говорит он
о правилах для всех санньяси. (82)
Санньяси потакать не должен языку.
Ведь это приведёт к его паденью.
Он ест лишь столько, сколько нужно
для поддержанья жизни в теле». (83)
   
Так обратились преданные все
к Чайтанье Махапрабху с просьбой.
Настойчивой молитве этой вняв,
Он увеличил Свою порцию до половины прежней. (84)
Цена того, чтобы Чайтанью пригласить,
обычно составляла две паны каури
(сто шестьдесят морских ракушек).
Обеда этого хватало
               на двух или же трёх людей. (85)
   
Когда Чайтанье делал приглашенье
тот брахман, что не мог Ему готовить,
он покупал прасад на две паны каури. (86)
Когда же приглашал Его тот брахман,
что мог готовить для Него, то он
часть покупал, а часть готовил. (87)
   
Но если Шри Чайтанью приглашали
Гададхара Пандит, Шри Бхагаван Ачарья
или же Сарвабхаум Бхаттачарья,
Он принимал всегда их приглашенье,
даже когда в тот день
            был приглашён уже другими. (88)
По просьбе их Он пищу принимал,
поскольку был зависим от желаний
всех спутников Своих ближайших. (89)
   
Господь Чайтанья в этот мир явился
лишь чтобы преданным Своим доставить радость.
И все Его деяния пронизаны
лишь этой главной целью. (90)
Господь всецело независим.
Порой Чайтанья вёл Себя
почти как человек обычный,
а иногда Он проявлял
Своё величие и совершенство. (91)
   
Порой Он Рамачандре Пури
служил и выражал почтенье.
А иногда не замечал его,
как будто тот был сорняком каким-то. (92)
Никто не может разумом понять
божественные качества Чайтаньи.
Однако всё, что делал Он,
          было воистину прекрасно. (93)
   
Пожив немного в Джаганнатха Пури,
этот санньяси, Рамачандра Пури,
отправился в паломничество по святым местам. (94)
Все спутники Чайтаньи Махапрабху
обрадовались этому, как будто
с их плеч упал тяжёлый камень. (95)
Чайтанья, как и раньше, стал свободно
все приглашенья принимать,
а также петь и танцевать.
Другие также без ограничений
стали вкушать прасадам. (96)
   
Тот, кого гуру полностью отверг,
подобно Рамачандре Пури,
всех начинает оскорблять,
и постепенно оскорбления свои
даже на Бога направляет. (97)
Сам Шри Чайтанья Махапрабху
не видел никакого прегрешенья
в поступках Рамачандры Пури,
поскольку принимал его как гуру.
Однако тот, на собственом примере,
всем показал, к чему приводят
любые оскорбления святых и гуру. (98)
   
Деяния и качества Чайтаньи
полны духовного блаженства.
И слушанье о Нём дарует
чистому сердцу подлинную радость. (99)
Так дал я описание достоинств
и игр Шри Чайтаньи Махапрабху.
Кто слушает внимательно об этом
легко способен будет обрести
любовь и преданность стопам Шри Кришны. (100)
Шри Рупы и Шри Рагхунатха.
Всем сердцем уповая на их милость,
Я, Кришнадас, “Чайтанья-чаритамриту” пишу. (101)