«Единственный способ стать Богом — это поступать, как Он: творить».
Поль Гоген
Можно по разному относиться к Полю Гогену, любить его творчество или нет, оно может нравиться или не нравиться, но его героизм в отстаивании своего права на индивидуальный стиль в искусстве, свое видение мира, его преданность своему предназначению, вызывает как минимум уважение. Вот об этом и собственно картина «Дикарь. Гоген. В поисках рая». Этот путь в райские области не был усеян розами. Когда читаешь о жизни Поля Гогена возникает образ палубы огромного корабля, который попал в шторм и на который накатывает морская волна, то и дело пытаясь его перевернуть. Тема морских путешествий и путешествий вообще для Гогена была своя, родная, ведь еще будучи ребенком, он пережил переезд в Перу, где семья прожила шесть лет и затем опять возвратилась домой во Францию. Видно, что эти путешествия глубоко запали в душу Гогена, потому что уже в возрасте 17 лет, влекомый в дальние края, по-видимому, той же ностальгией по свободной жизни, он вопреки воле матери поступает на службу во французский торговый флот. География его путешествий в то время довольно обширна - Бразилия, Чили, Перу, Дания, Норвегия. Цена этого непослушания – мать лишила его наследства. Не получается у Гогена сидеть на месте. Даже прекрасная должность брокера и обязательства в отношении своих 5 детей не останавливают его в его желании жить настоящей жизнью свободного человека без оков социальной морали. Человеку, вкусившему свободы творчества – а на тот момент Гоген уже был участником нескольких выставок импрессионистов и был достаточно известным в этих кругах, служба на фондовом рынке, даже если она приносит достойные деньги – скука смертная. Из воскресного художника –любителя он превращается в свободного художника, не обремененного бытом, подрабатывающего обыкновенным грузчиком. Картины не продаются, а жить на что-то нужно.
Начало фильма – Париж 1891 год - Гоген одержим идеей переезда во Французскую Полинезию. Но он не хочет ехать один, он пытается увезти туда семью и произносит пламенную речь перед своими друзьями – художниками в пользу свободной жизни и свободного творчества на диком или почти диком острове. Им пока владеет иллюзия, что там не нужны будут деньги, что можно прокормиться ловлей рыбы и дикими фруктами и писать, писать, писать. Он пока еще не знает, что и на Таити, куда он собрался, уже дошли прелести цивилизации в виде торгово-денежных отношений. Кто со мной? Да никто. Хоть по выражению Гогена «в Париже так мерзко, грязно и противно», но здесь все привычно, все уже устоялось, а там – неизвестность и никто не рискует резко изменить образ жизни, не спешит за новыми впечатлениями в Полинезию. Не поддержала его и семья, детям нужна нормальная учеба, чтобы рано или поздно вывести их в люди. Нарекание жены, и, в общем, ее справедливые упреки в эгоизме и безответственности уже не могут ничего изменить. Декабристки из нее не получилось, а уехать с мужем ни желания, ни сил не было. Да и его образ жизни им не подходит: в комнате у него грязно, стоит неприятный запах. Да и за детей боязно. Они были тоже шокированы тем, в каких условиях живет их отец. «Делай, что должен» - жена отпускает его на все четыре стороны.
Не получив поддержки, в конечном итоге он едет один. Правда, при прощальной встрече друзья провозглашают Поля Гогена героем, примером, образцом для подражания, человеком долга, и якобы оказывают ему моральную поддержку: «Ты дикарь, мой милый, но ты не побоялся быть самим собою». Слабое утешение. Он-то не побоялся. А вы: «примитивные художники, которые плывут по течению, чтобы выжить», где же ваша смелость?
И вот мы видим художника уже на Таити. Льет тропический ливень, он пишет при свече, несмотря на раскаты грома, его внешний вид желает лучшего: весь заросший, истощенный, но что с него взять: дикарь. Казалось бы, намеченное и то, о чем мечталось – свершилось. Но жизнь отшельника: отсутствие нормального питания, жилья, элементарных удобств, в несвойственной его телу климате, приводят нашего героя к инфаркту и диабету. Окончательно его подкосили вести с большой земли: ни одна его картина не нашла покупателей и окончательное решение семьи разорвать с ним все отношения, к тому же и родственники жены поддерживают ее в непростом выборе.
В больнице он приходит в себя, но немного поправившись, решает уехать поглубже в лес в совсем уже неизведанные места, чтобы вкусить того рая, о котором он наслышан. И у него получается, на время. Верный конь, небольшая поклажа и художник устремляется в неизведанное. Но в том-то и дело, что в отличие от местных жителей, он абсолютно не приспособлен к такому образу жизни, ружье и гарпун оказываются не в удел, дичь не стреляется, а рыба не ловится. Все, что он умеет и желает – это рисовать, живописать.
И окружающая природа, дышащая красотою и первозданностью, очень помогает этому занятию.
Местные жители довольно добродушные и наивные как дети. И в этом Гоген схож с ними. Он сам говорит о себе: «Я - ребенок, я – дикарь. Я не могу быть смешным, потому что ни те, ни другие – не смешны». Девственная природа, в которой живут эти люди, располагает к неторопливому, неспешному образу жизни. Они искренне радуются каждому дню и этому чужеземцу тоже были рады. Вплоть до того, что отдают ему на содержание свою дочь, тогда еще несовершеннолетнюю Тихуру, которая впоследствии станет его музой, моделью и любовницей. «Когда она появилась, я ожил» - скажет он местному доктору. И это было правдой. Он нашел свою Еву.
Этот отрезок времени в фильме – самый идиллический: Гоген пишет портреты Тихоры, она ему позирует, для нее – это новое занятие, которому она увлеченно отдается, он как ребенок бегает с местной детворой наперегонки, учит своего соседа работать с деревом. "Знаете, я никогда не ощущал себя так остро. Я пишу, рисую весь день, я пишу в ритме того, что меня окружает…». Художник полностью сливается со своим окружением: природой, людьми, обстоятельствами. Но и эта идиллия заканчивается. По-прежнему невостребованные художественные работы Гогена здесь и во Франции приводят его за грань нищеты. Вытесанные деревянные скульптуры, над которыми Поль корпел день и ночь, чтобы продать на местном рынке, тоже не спасают положение…
Впрочем, пересказывать сюжет дальше нет надобности, ведь хотелось сказать о другом – об одержимости, преданности своей миссии и предназначению художника. Мысленно разговаривая с бывшей женой, он говорит ей: «Те, кто упрекают меня, особенно твоя семья, они понятия не имеют о сущности художника. Позволь мне еще немного пожить, я продолжаю свой путь. У меня есть цель. Я докажу тебе, что я – прав. Я – великий художник. Я это знаю. Я перенес столько страданий, чтобы продолжить свой путь, иначе я буду считать себя негодяем. Настанет день, когда наши дети с гордостью и честью будут представляться фамилией их отца». Гоген вполне осознает, что то, что делает он, не делал никто до него и возможно после него. Его творчество неповторимо, индивидуально, его взгляд на мир – свой, особый, уникальный. И он должен, обязан его выразить. Не подражать, а творить новое. Своему соседу, который пытается копировать изготовление Гогеном деревянных скульптур, он говорит: «Хватит подражать. Дерзай, фантазируй сам. Не важно, что делают другие, важно, что хочешь делать ты». И вот здесь и проявляется его различие с местными жителями. Индивидуализм западного человека идет вразрез с первобытностью общественного уклада островитян, хотя на острове уже давно живут европейцы и Гоген мог тоже жить здесь как все они, но он предпочитает жить среди местного населения, которое в свою очередь уже отходит от своих верований, и перенимает европейский образ жизни. Вот и Тихура захотела ходить в церковь, не потому что она уверовала в Христа, а потому, что ей нравится сам обряд, церковное песнопение и главное – белое платье. Его предприимчивый сосед, мало-мальски научившись изготовлять деревянных идолов, тут же организовал довольно –таки успешную торговлю ими через посредника в городе. Гоген же с трудом и в три раза дешевле продавал свои изделия. Гоген учил его индивидуальному творчеству, но тот быстро научился другому: поставил изделия на поток. Отношения с Тихурой тоже претерпевают изменения.
В чисто художественном смысле фильм шедевральный: и режиссерская, и операторская работа, и музыкальное оформление – на высоте, чего стоят только сменяющие друг друга изумительные виды тропической природы, океана, неторопливое повествование - для любителей релаксационного кино – самое то.
Играет Поля Гогена Венсан Кассель – внешне абсолютно не похожий на художника, скорее ему бы подошла по внешности роль Ван Гога, но играет хорошо, убедительно, и мы забываем, что это не Поль Гоген. Скорее это собирательный образ одержимого художника, творца, который захотел уподобиться Богу.
Название: Gauguin - Voyage de Tahiti
Год выхода: 2017
Актеры: Венсан Кассель, Тухэй Адамс, Малик Зиди, Пуа-Тай Хикутини, Пернилла Бергендорф, Марк Барбе, Йен МакКэми
Режиссер: Эдуард Делюк
Композитор Уоррен Эллис.
Страна: Франция
Фото: П.Гоген. Автопортрет с палитрой