Василиски страхов и любви...

Кшесинская Деметра
базилик

Светлана Навойц2


http://stihi.ru/2021/06/03/4701


Кто я? Блондинка, брюнетка…
обе.
Блики солнца – моё настроение,
сон  -  цветных снов отпечаток,
спряжение,
вроде - тайны памяти, книжки –
иероглифами на китайском…
боюсь суетливых сомнений
и мнений,
а иногда нагого стыда - силы
непреодолимой, как наваждение,
словно во сне,  что – то тайное
проявилось.
Жить в меланхолии странствий.
Любить – не любить, выбрав
случайно другого.
И если свалиться в  грязную яму
пасьянса, то потом светлым лучом
к солнцу пробиться – чистому,
ослепляющему,
отрезающему небыль и быль.
Вяжет язык привкус стронция-
вино из Шампани.
Слепнут глаза у воды от мерцания
бликов
и белые, строгие  свечи цветут
у окна  на каштане,
вьётся дорога дальняя атласом
базилика.

Июнь 2021




Мифология и легенды "короля специй"

Базилик...Базилика..по родовой характеристике эта пара противопоставлена на нескольких уровнях: объективная реальность/ментальность, растение/архитектура, пряность/храм, свет/молитва и еще нескольких. Если углубляться, то можно уйти в архитектурно-ботанические дебри. В этом растении язычники видели спасение от чар василиска.


Являясь символом целомудрия в Италии, его веточка была частью туалета девственниц, которые прикалывали ее себе на одежду, обозначая свою невинность. Зачем это делалось, для манифестации своей чистоты или для варианта обозначения собственной ценности — решали наверное избранники. Еще одно предание гласит, что именно это растение выросло на могиле Иисуса...Следующая легенда свидетельствует о том, что по его запаху Елена, мать императора Константина нашла остатки креста..Синонимы "базилика" по В.И.Далю — пахучка, душистый василек..
У индусов базилик — это своеобразный допуск в рай и второе после лотоса растение чистоты сознания, вместилище семени Шивы..Египтяне использовали его при мумифицировании.

Фонетика как отражение тактики семантической защиты от негатива

Интересна этимология слова, трава так стала называться, благодаря антиподу ее функциональности и предназначения. По имени того, чьи удары она сдерживала и предотвращала последствия от них — Василиск/Базилик...Ряд созвучия на гласных звуках оставлял звучание в проекции ментального эгрегора  "а-и-и", то есть в душе. Аллитерация с расхождением двух согласных по категории "места и способа образования" "Б/В" Губной ("б" — смычной при участии верхней и нижней губы" и "щелевой "в", комбинированной по участию зубов и нижней губы; факту оглушения с/з ) с помощью  фонетического подобия и отличий наделял растение теми же свойствами, что и мифическое чудовище, но в более усиленной позиции (нижняя часть лица представляет дракона характера и яньскую энергетику, озвончение "з" в эту систему вписывается тоже, как более яркая и выраженная позиция).

Так базилик, безобидное растение, благодаря устойчивому неповторимому аромату стал в фонетическом решении второй сигнальной системы явлением, сочетающим в себе энергетику мифического существа, убивающего взглядом и человеческого желания быть сильнее его на уровне проявлений активной жизненной позиции. По другому — собирательно или соборно, базилик это человек, который сильнее Василиска...Такая безобидная трава...Правда, стоит назвать ее пахучкой и волшебство василиска она утратит. Если вспомнить ее мифологическую роль у разных народов, становится понятно, что с "таким" подтекстом, активным, защитно-агрессивным, она использовалась не везде только для защиты...



Сюжет внутреннего монолога:от страха к свободе

Обращаясь к тексту, хотелось бы найти в нем следы не только авторского подхода к теме, но и отражения того векового опыта, который заложен в фонетической системе слова "базилик". Для этого буду искать пары эмоций, образов и деталей, удовлетворяющих противопоставлению уровня Василиск/базилик, то есть по аналогии базового принципа появления названия растения.

Сюжет стихотворения сложно вписывается в простое перечисление композиционных последовательностей из-за того, что манера передачи содержания является стенограммой внутренних переживаний и состояний, не связанных конкретно ни  с одним из описанных событий. Из возможного прочтения можно передать содержание в таком порядке:

- героиня ведет внутренний диалог с собой, спрашивая, кто она по цвету волос и отвечает, что она и блондинка, и брюнетка;

- она считает, что ее настроение можно сравнить с солнечными отражениями на поверхностях интерьера — бликами;

- ее сны - это сопряжение цветных снов из тайников памяти, похожих на книгу, написанную китайскими иероглифами;

- после перечисления трансцендентных состояний, настроения и сна, героиня переходит к чувству страха, которое как маркер одиночества, свидетельствует о том, что следующее откровение имеет уровень очень личного и индивидуального переживания. Она говорит, что в числе ее страхов - спонтанные короткие сомнения и мнения. Такое определение позволяет понять то, что рассказчик боится своей интуиции, того восприятия мира, где отражением внутри командует не рассудок и сердце, а тот древний уровень, когда природа в мыслях человека была его продолжением, а не отражением.

Еще одним страхом героини является чувство стыда, и автор подчеркивает, что стыд бывает нескрытым, голым, заметным. И здесь из-за особенности словоупотребления возникает двоякое толкования отрывка и тема стыда может быть прочитана как "страх обнажений" и в этой транзакции смыслов становится понятно ощущение, которое напоминает наваждение или тайный сон.

- после доли откровений, повествователь отдаляется, становится менее доверительным и более отстраненным. Он заявляет, что странствия могут погружать в меланхолию и проблема выбора в любви вполне решаема случайностью этого шага. Тема любви, появившаяся после темы интуиции и стыда наготы, закономерна и поясняет, в какой связи упоминается начальный эпизод. Вопрос о "блондинке/брюнетке" теперь звучит не как риторика зачина стиха, а как воспоминание, вызвавшее странные рассуждения о природе внутреннего страха. Как будто неугадывание этого ответа, или не совпадение его с ожиданиями вопрошаемого является неким психологическим триггером.

- перспективой падения в грязную яму, автор заканчивает свои рассуждения о рандомном выборе любви и как бы успокаивает себя тем, что после этого падения случайной расстановки карт событий (метафора пасьянса) можно очиститься, пробившись к солнцу, отрезав его лучом как полотном ножа быль от небыли.  Тема тайны из начала стихотворения и тема были/небыли логически объединяются в континууме внутренних ожиданий и опасений героини.  Прочность этих отношений зависит от умения героини ужиться со своей интуицией, смыслы и оценки которой не всегда совпадают с желаниями, похожими на непреодолимое наваждение.

- после мысли об окончании отношений, героиня выступает в роли онлайнера и повествует о том, что происходит "здесь и сейчас". Так в стихотворении появляется тема "вина". Эта знАчимая деталь очень хорошо отражает и факт проникновения в глубины подсознания, где в виде релаксанта и транквилизатора выступает вино из Шампани. Детализация ощущений о его вяжущем вкусе, который героиня связывает с влиянием "стронция", создает фоновый мотив "двойничества", своим периодом полураспада и темой вариативного позиционирования себя в глазах других "блондинка/брюнетка" — одновременно. Здесь же рядом и тема были/небыли, как отражение мира и его проекции, тоже становится частью этой метафорической дихотомии.

- тема воды, после вина, продолжает мотив отдаления повествователя не только от читателя, но и от реальности происходящего. По строке о бликах, становится ясно, что все эти мысли переживания пришли во время созерцания бликующей глади воды, ослепляющей героиню. Эта тема выгорания от воды, как и начальные строки о страхе, невольно отсылают к старому наблюдению о причинах возникновения слепоты и глухоты. Так организм блокирует поступление негодной и болезненной информации через систему чувственных репрезентативных каналов.


Мотив Василиска в детали ослепления

Поскольку глаза, по аналогии с окнами дома, считаются выходным отверстием души, то все переживания и мысли, связанные со страхом и любовью, которые по меркам космической системы координат являются антагонистами, могут приводить к временной блокировке этого органа восприятия. Если вспомнить, что гладь воды это отражение высших сфер, а не просто яма, наполненная водой, то такое восприятие картины неплохо вписывается в тот внутренний выбор, который смоделировал автор: любить/не любить; в грязную яму/к чистому солнцу; в быль или небыль.

Решение внутреннего конфликта с помощью бокала вина, как и недоверие в первой части стихотворения своей интуиции "боюсь суетливых сомнений", гладью ослепляющих бликов воды переводит внутреннюю проблему во внешний мир. И лирическая героиня, покидая тесную комнату, и как-будто уговаривая себя на ментальное путешествие, наконец обращается к теме, заявленной в названии стихотворения. Героиня смотрит в окно, превращая горизонтальную поверхность бликующей воды в вертикальное полотно стекла, такой же иллюзорной перегородки, разделяющей мир на "до и после", бытие и небытие, и видит "цветущие белые свечи каштанов" и вьющуюся атласом базилика дорогу.

И здесь по аналогии с поверхностью воды и стеклом окна, возникает еще одна позиция вертикали/горизонтали — дерево каштана и перспектива горизонтали дороги, как свидетельство высших устремлений (каштан) и пути с помощью образа более связанного не с пространством, а стрелой времени. Об этом сообщает деталь дороги "дальняя", что можно воспринять и как маркер расстояния, и как период продолжительности. Стремление к горизонту событий уводит и читателя, и рассказчика из комнаты, где происходили основные внутренние события.

Образ "базилика" как внутренней тайны и ключа переживаний

После метафоры про "атлас базилика", кажется понятным, что речь идет не о формальной дороге, которую можно увидеть глазами за окном, а о ментальной, внутренней, основанной на образе и основе этого растения "базилика", ставшего неким ориентиром или символом в материальном мире событий. Деталь "атласа", слова, имеющего несколько толкований, от географии, медицины до текстиля, подсознательно превращает растение в целый веер спектров его значений. Где полифония семантики рисует и зеленовато-оранжевый мир контурных карт, и бликующий лазерный отблеск материи и даже атлас небесных сфер.

Появление образа "базилика" сложно назвать неожиданным, ведь встречи с ним читатели ожидали с первого слова, и даже может быть, "провалившись" в волны лирических переживаний, даже уже забыли к концу стихотворения, что такие ожидания были. Но автор этого не забыл, и если название стихотворения состоялось до окончания его написания, то есть, автор сначала выбрал название, а потом записал текст, то мы имеем дело с подсознательным уровнем, где образ все время имелся ввиду, как нечто очень личное и тайное, значимое и ранимое, но невозможное для публичного раскрытия значение.

И обращаясь к началу аналитики, где мы рассматривали основные мифологемы этого растения, тема двойничества ( страх/любовь, быль/небыль, яма/свет) хорошо вписывается в алгоритм этимологии слова. Где растение — это сумма качеств плюс внутренний потенциал человека. Так,противопоставляя страху любовь, человек разрушает свои опасения, подключаясь к к силе своей внутренней харизмы...Так быль и небыль разнятся на отсутствие и наличие реальности, где второе зачастую манифестируется именно с помощью активной яньской энергии: мы сначала строим планы, а потом приступаем к их наполнению действием.

Пары оппозиций и касательный мотив Василиска

С образом ямы, связанным с темой падения и полетом к солнцу и свету, где темная энергия негатива и деструкции подавляется янским светом, по аналогии звуковых паттернов слова (гласных - души, и различия согласных - как проявления эго) аллегория Василиск и базилик читается в ее классическом варианте. Так, на стороне Василиска в произведении выступают страх, яма и небыль, а на стороне "короля специй" — любовь, свет и реальность.

Правда все эти перспективы имеют только умозрительное наполнение и мало относятся к реальности происходящей, потому что она закрыта вином и ослепшими глазами от бликов настроения. Что еще раз подчеркивает тот факт, что наличие противоядия не всегда спасает от воздействия темных сил. И Василиск, в мотиве ослепляющей воды, и строгие свечи, и полураспад растения на материю, небо и географию, и неумение преодолеть страх без вина из Шампани, выглядит сильнее, чем его оппонент...

Есть свидетельства, что в христианских обрядовых испытаниях базилик в праздник Воздвижения в некоторых приходах используется почти как детектор святости. Его раздают прихожанам на службе. И приходя домой, они ставят его в сосуд с водой. У праведников веточка долго стоит. У Василисков почти сразу засыхает...Может быть святые отцы еще не знают, что иногда, вода становится песком от многочисленных молитв, крестов и новой реальности, сделавшей возможной эту метаморфозу...