Ум моря

Александр Гаджиев Малаховка
 1. Когда я освобождаюсь от привычной загруженности ума, и это состояние удается протянуть на несколько дней, а лучше больше недели, в нём возникает иная размерность, объём, ритм, с которым ещё надо свыкнуться. Вероятно, эти размерности вовсе не возникают, они всегда там присутствуют, но лишь при освобождении от значительного количества разного рода занятий, которые меня не вдохновляют, а, напротив, стесняют, того, что я считаю, вынужден делать, я оказываюсь способен замечать, что есть что-то ещё, большое и важное. Такие многодневные паузы у меня случаются раз в год, когда я еду на море. И тогда, когда это освобождение происходит, я начинаю ощущать, что сливаюсь с природой, я всё больше начинаю воспринимать её живой, умной, потоясающе красивой. Я становлюсь подобен прародителям мифологий, которые персонализировали природные стихии, наделяли их разумом, обожествляли, общались с ними и получали от них новые знания и откровения. И всякий раз мне кажется, что они не выдумывали, а всё это было на самом деле. Просто они повышали свою чувствительность и свободу, как я сейчас. Сегодня моим собеседником стало море.

Море обладает мультиритмическим динамическим покоем и разумом. В то же время ни одно из слов не описывает в точности происходящего, потому как люди понимают привычные, человеческие, смыслы, и потому что описание составленно из человеческих слов с заданными смыслами. То, как мы думаем, мы, тем самым, только всё путаем. Наше думание дискретно, оно фрагментирует. Так нельзя добиться познания, можно лишь уходить вглубь разворачивающихся бесконечно лабиринтов, каждый раз только по одной линии. И в конце новый тупик.

Истина мультивариантна.
Правда и истина - противоположные категории, а не одного поля, как принято считать.
Правда - это не объективное описание окружающего, своих состояний или отношений. Это результирующая схлопывающегося ума, который, став плоским, продолжает сжиматься и превращается в точку. И вот то, что думает ум в таком состоянии, которое возникает от сильного стресса, это правда. Правда - это о внутреннем состоянии человека. Правда, высказываемая человеком о чём-то, сообщает о самом этом человеке, вне зависимости от того, о чём он говорит. Это то, на что способен его исчезающий ум. Ещё правда похожа на маленькую рыбешку, выловленную в мутной воде - рыбак не видит сквозь толщу мутной воды, он не знает, что там, в этой воде, на разных уровнях, что на дне. Он ничего не знает об этом подводном мире - поймал маленькую плотвичку, и идет домой счастливый и уверенный в себе.

Я думаю, великая древняя русская цивилизация потому и рухнула, и мало что оставила о себе, какие-то обрывки, что когда-то, когда полмира давно были завоеваны, и всем жилось достаточно комфортно, то русичи расслабились, и стали деградировать (как и все прочие, поднимавшиеся цивилизации). И вот тут появился некий умник, который возвеличил правду, превознёс её в ранг национальной духовной ценности. А расслабленный народ принял это, привык, и не заметил, как начал становиться всё более примитивным. В какой-то момент более мобильные, хитрые, с более сложноорганизованным умом, народы стали побеждать и разрушили империю и культуру.
Конечно, это не единственная причина разрушения великих цивилизаций. Это даже не линия, это - маленький фрагмент одной из линий, по которым происходят изменения. Вроде одного гена в цепочке ДНК. Но даже внесение изменений в один ген может привести к мутации, болезни, и даже смерти.

Человек, ищущий правду, это человек, ищущий убежища. Он давно потерял то, что значительно позже пытались воссоздать на основе религии и называли словом "соборность", подразумевая собранную в пучок множественность, доведённую до единства. Теперь он не способен мыслить, он только думает.

Думание - это оперирование словами, понятиями и образами по типу сложения и вычитания, как у Декарта. Это очень медленные процессы.
Я спросил у моря, как можно обрести мышление и "ум", как у него. И был ответ, что нужно отказаться от думания словами и образами, потому что это препятствие - там такая маленькая скорость и такая слабая мощность, что мысль невозможна. Мышление возникает на сверхкосмических скоростях. Скорость - лишь одна из характеристик. Но понятие характеристик - тоже не то. Оно даёт надежду, что, собрав по отдельности все характеристики, можно обрести искомое. Но такая надежда обманчива.
Словам или зрительным образам протиснуться в мир мышления так же невозможно, как "верблюду в игольное ушко".
Мышление выглядит, как чудо, а мысль, как озарение, для воспринимающего сознания только потому, что там огромные скорости, к которым это сознание не приучено. И оно не способно различать, что там происходит, а только выхватывает отдельные картинки готовых результатов.

29.06.2021

  2. Спустя несколько дней, уже попрощавшись с морем, я вновь подумал об этих ощущениях и соображениях, что породило во мне море, и поймал себя на чувстве смутного неудовлетворения, как будто я бросил что-то, не доведя до конца. Я думал о тех людях, для которых их правда очень дорога, и они со мной ни за что не согласятся.
  Да и чем является всё вышеприведённое рассуждение, как не моей правдой на тот момент? Всмотревшись в него, я понял, что так и есть.
  Из него выходило, будто правда - не только субъективное состояние, но ещё и негативное! Но ведь это не правда! Люди держатся за свою правду потому, что она им нравится, она вызывает у них положительные и эмоции, и чувства, и мысли, и физические состояния, какие могут вызывать любимое пирожное, или чай, или самая лучшая в мире женщина, которая воспринимается этим мужчиной именно таковой, и по этой причине он добивается её, и она становится его женой, а он чувствует себя счастливым. Нужна ли ему другая правда?
  Нравственно ли поступит некий ревнитель правды, который сообщит этому мужчине, что его жена в прошлом... И далее последует список таких её поступков и событий, от которых ему станет не по себе. Не всякая правда нравственна. Стало быть, не всё, что нравственно в данный момент, обязательно правда? Можно ли говорить о чём-то, как о правде, без рассмотрения её сквозь призму нравственности, честности перед собой? Ведь без этого она остаётся просто тем, что кажется правдой.
  Правда (как то, что мы выбираем, назначаем правдой) несомненно несёт в себе комплекс положительных впечатлений, практических выгод или суждений, описывающих нечто, как несомненно верное, хорошее, правильное. Иначе бы никто за неё не держался, никто бы её не отстаивал.
  Вероятно, "своя правда", это исключительно субъективное явление, объективно необходима, и её существование обусловлено самой природой мира: она есть и её не может не быть, как у каждого есть своя одежда, своя постель, любимая (и именно тебе полезная) еда, увлечение, книга, уголок природы, Родина... Если у человека всё это отнять и сделать всеобщим, что будет? То есть, если стереть его, как личность?
 Мы видим теперь, что правда несёт в себе, одновременно, и созидательную, и разрушительную части. Вспоминается символ Инь-Ян.
  Что же из этого следует? Когда правда хороша? Когда и пока она на своём месте - то есть является исключительно личным, интимным пространством того, кому она принадлежит.  Она может быть мечтой, фантазией, она может быть земной или небесной, но покуда она только твоя, она может очень долго тебя поддерживать и питать.
  Как только ты возомнил, что эта твоя правда является истиной для всех, что ею следует делиться, и начинаешь "просвещать" население, под ударом оказывается и твоя питательная правда (потому что она столкнётся с другими правдами, и неизвестно чья победит) и чужие, такие же питательные для них, правды. Если об этом подумать в свете перемен, произошедших с нашей страной, то становится ясна разрушительная роль горбачёвской гласности. Стало не просто можно, а повсюду поощрялось открытое высказывание своих незрелых и некомпетентных мнений кем бы то ни было по любым вопросам. Экспертность, опыт, традиции были погружены в пучину обывательщины, сиюминутности. Возникший хаос и разруха - следствие в том числе и этого процесса.
  Так что же, всем сидеть по своим углам, ничем сокровенным не делиться? Наверное, нужно, первую очередь это всё понимать. И тогда в тебе проснётся тонкое чувствование реальности, которое будет помогать тебе деликатно решать сложные вопросы, понимать где и чем можно поделиться, чем нужно, а чем нельзя, или не стоит - появятся оттенки чувств и оттенки понимания, без которых наша жизнь неполноценна, как была бы неполноценна природа, если бы у неё было только семь цветов, а не тысячи их вариантов и комбинаций. И только тогда, безо всяких книг и принуждений, в тебе возникнут, как естественное следствие этого понимания, сострадание, милосердие, любовь к ближнему, принятие всего мира и радость бытия.

 3. После того, как я опубликовал этот материал в одном из интернет-ресурсов, и начались комментарии, очень живо в обсуждение включилась Татьяна Антонова, главред нашей местной газеты "Малаховский вестник". Она внесла весьма существенное дополнение в нашу тему, так, что я хочу привести его здесь:
"Согласна полностью! Ввела бы ещё такое уточнение: своя, личная правда идентифицируется не в сравнении с другими "правдами". Она проявляется, оголяется, видится "ясно и отчётливо" (по Декарту) в ситуации, когда я сам "кривлю душой"! Т.е. сознательно искажаю собственное представление о действительности, о своём месте в ней, о том, что делает меня счастливой. Потому что, ведь, невозможно сравнивать две личности - кто лучше, кто хуже. И две "правды" сравнивать не продуктивно. А вот относительно себя самого - живу я по своей правде или избегаю её, как неудобную, тревожащую, побуждающую делать то, что не хочется (но внутренне же знаешь, что Должно так делать)... как раз можно эту личную правду разглядеть. Короче, не ври себе! Получается экзистенциальная тема: если живёшь в соответствии со своей правдой (тут как раз никто не в праве вмешиваться и навязывать СВОЮ, разрушать твоё представление) - то обретаешь подлинность существования. Если НЕ живёшь по своей правде, заслоняешься чужим мнением, сиюминутной надобностью, повседневной суетой - подлинность ускользает. И чем больше она ускользает, тем сложнее к ней пробиться потом. Сложнее разглядеть, где ж она - ТВОЯ правда..."

  4. Теперь, взглянув на первую часть и на это дополнение, можно заметить, что как будто это писали два разных человека - кажется, что они противоположного мнения о сущности правды. Один пишет о правде, как о следствии стресса, попытке найти убежище, другой - как о единственно верном и подлинном состоянии души.
  А если и то и другое верно? Может быть ошибочно это называть одним словом "правда"? Я уже сталкивался с тем, что язык оказывается беден - не хватает понятий для описания подмеченных феноменов.
  Если же всё описываемое мной явление называть одним словом "правда", то следует выделить его разные характеристики в разных состояниях.
Теперь оно представляется мне протяжённым, похожим на длинное животное, змею или рыбу, где с одного конца она - нечто подлинное, высокочувствительное, прекрасное и совершенное, как Бог, при этом уникальное, индивидуальное и неповторимое; а с другого, постепенно трансформируясь по мере приближения к нему, превращается в сжатый пучок нервов, в точку, которая пытается убежать, защититься, спастись. По мере движения в ту же сторону она сначала становится самообманом, затем безумием и ложью. Таковым теперь мне видится этот духовный феномен.
И здесь заметна близость этой темы с основными вопросами философии: "Кто я?" и "Где я?". Если представить рассматриваемый феномен, эту "змею", как некую протяжённую шкалу состояний ума и души, и попытаться определить где я сейчас нахожусь на этой шкале, то можно будет примерно описать и кто я.
Отвечая на вопрос "Где я?" в духовном измерении, мы будем соотносить ответ с положением себя на этой шкале-змее. И, если мы сможем изменить своё положение на ней, если мы сдвинемся в ту или иную сторону, то иным будет и ответ на вопрос "Кто я?".

 5. И если я и вправду принял какие-то сигналы от ума моря, из чего и появилась на свет первая часть, как мне тогда казалось, единственная и окончательная, то теперь я могу об этом думать так, что это была правда того моря, которое тоже находилось в каком-то месте какой-то своей шкалы правды. И пусть его ум превосходит мой неизмеримо, и я готов восхищаться его глубиной и мощью, и присоединиться и разделить мысль о том, что истина мультивариантна, но правду я оставлю себе свою, а море останется со своей, потрясающей, непостижимой. А я буду приезжать и, иногда, вслушиваться в его плеск волн.

 15.07.2021