Стихотворение месяца 99-обзор авт. Алексей Ленивец

Тм Гуси-Лебеди
Я не буду здесь выпендриваться и строить из себя матёрого поэта, а, тем более, эксперта. Поэзию люблю и это единственное качество, которое присуще мне на этом поприще. А талант свыше – дар гораздо более редкий, чем нам кажется. И мнить его у себя без особых на то оснований лучше не стоит. Вообще, слово «поэт» в наше время сильно обесценилось. Посмотришь, все поэты. Ведь каких-то жёстких ограничительных критериев по этому поводу не существует. Написал две строчки в рифму и пожалуйста – новое имя в поэзии. Своеобразный поэтический Тик Ток. Пять минут усилий и – посыпались лайки.  Такая лёгкость «внедрения в профессию» иногда сильно раздувает самомнение человека, а что из себя представляют подобные мыльные пузыри – всем известно. У меня критерии поэзии свои. Субъективные.  Основанные на стихах поэтов, которые мне нравятся. Никому ничего не навязываю, никого не поучаю. Оценки буду ставить без экспертных подробностей: понравилось – не понравилось. С кратким комментарием для объяснения своей точки зрения. Ну что? Поехали.

1. "Суд Соломона"
 
Велик и славен Соломон.
Он чтит талмуд и тору.
Всегда в суждениях умён,
И мудр в приговорах.

Рахиль и Хая в тронный зал
Вошли с Абрамом вместе.
Он с дочерями их гулял,
Обеих обесчестив.

Обязан защитить закон
Достоинство девицы.
Пусть скажет мудрый Соломон
На ком тому жениться.

Царь объявляет приговор:
- Я разобрался в деле.
Пускай слуга возьмёт топор
И жениха разделит.

Рахиль вскричала: - О! Судья,
Абрашу убивая,
Жить не смогу спокойно я.
Пусть достаётся Хае.

- Нет никого тебя мудрей, -
Царю сказала Хая, -
Пускай за всё прелюбодей
Пред Богом отвечает.

Сказал, подумав, Соломон:
- Я приговор меняю.
Рахиль права, пусть будет он
Законным зятем Хаи.

- Твой приговор, - сказал раввин,-
По меньшей мере, странный.
Вчера был суд, достался сын
Той, что была гуманной.

Кто любит – истинная мать.
Сегодня суд подобный.
Так почему решил отдать
Парнишку бабе злобной?

- Вчера я думал, как решить.
Сегодня было проще.
Желает зятя распилить
Лишь истинная тёща.

Текст не претендующий на житиё в веках. Прочитал раз, улыбнулся, отложил в сторону и благополучно забыл. Такой развлекательной поэзии сейчас много. Она несомненно пользуется спросом. И, думаю, будет пользоваться спросом всегда. Приколы всякие, анекдоты – куда без них-то. Весело и даже не глупо получилось, раз уж сам Соломон тут присутствует, но в общем – старая песня про тёщу.
4/3
---------------

2. "Qui seminat ventum, turbinem metet"*

Когда борьба за равные права
Проходит по законам телешоу,
Весьма возможны сдвиги в головах,
Грозящие опасностью большою.

Слегка акцентуировать Me too,
Наехать камерой на гомофобов,
Собачьих глаз святую простоту
Подать в контрасте с человечьей злобой,

А связи в обывательских мозгах,
Изученных экспертами пиара,
Достроят образ главного врага.
Приём весьма надёжный, хоть и старый.

И вроде рано портить пастораль
Детекцией предвзятого подхода,
Противно препарировать мораль,
Да и не следует сражаться с модой.

Ведь если шоу здесь must go on,
То споры – как для динозавра шницель.
Но вот уже кричат со всех сторон
С поддержкой от единой заграницы.

Сначала просят равные права,
Потом – участия в принятии решений,
Потом – приоритета меньшинства
И осуждения альтернативных мнений.

А зомби каждый раз кричат: "Даёшь!", –
Объединяются в какие-то флэш-мобы,
На площади выводят молодёжь,
Распространяя ненависть и злобу.

Свобода превращается в ярмо,
Неравенство становится законом,
И те, кому ты искренне помог,
Уже диктуют непреклонным тоном.

И поздно вспоминать про пастораль
С детекцией предвзятого подхода,
На всех экранах – новая мораль,
А ты – расист, сексист и враг народа.

И пусть ты номинально – большинство,
Но демократия тебе не светит.
А начиналось – помните, с чего?
Друзья, я вас прошу, не сейте ветер!
----------------------------------
*Кто сеет ветер, пожнёт бурю (лат.)

С техникой написания рифмованных строк у автора всё в порядке. С гражданской позицией – можно считать, тоже: автор определился. Но как поэтическое произведение для меня этот текст не имеет никакой ценности.
4/2
---------------

3. "Каменное море"

Вместо купания в Каменном море
Люди все тонут в красотах кавказских.
Ведь утопать на альпийском просторе
Вовсе не грустно — чудесно, как в сказке.
Каменных ликов застывшие взгляды
Тонут в волшебном и мягком сфумато*.
Знаете вы? - красота здесь и рядом,
Просто ловите момент! Ароматы
Гор расслабляют прохладою свежей
Столько для глаз витаминов! Зелёный,
Белый, и синий, и жёлтый (цвет нежный)
Воздух, как жизнь, мы вдыхаем студёный...
...В облаке мы. Всё исчезло бесследно.
Путь наш в тумане теряется где-то.
Мы всё идём. Для себя незаметно
Ставим рекорды зимою и летом!..
…Всё до единой травинки красиво.
Чувство свободы, простора мне мило.
Вид экстремальный, красивый с обрыва.
Счастье кавказское мне подарили!
Цивилизация хоть и неблизко,
Здесь своя жизнь. И в горах есть законы!
Царство просторных, прекрасных альпийских
Чудо-лугов. Нанеси им урона -
Жди ты беды от природной стихии.
Может - погода не будет удачной,
Зверя укус... Не помогут стихи и
Всякие там заклинанья, лишь врач нам
Может, назначит леченье... Но лучше
Горы, природу люби, а не мучай!
--------------------------------------
Каменное море - место в Кавказском заповеднике.
*Сфума;то - туман, дымка.

 В этом стихотворении часто встречаются слова «красота», «красиво», «мило», «прекрасны», а вот ярких поэтических образов этой красоты Кавказа практически нет. Поэтому стихотворение больше походит не на стихотворение, как таковое, а на краткий разговор с соседкой на лестничной площадке, которая только что вернулась из турпоездки. При этом финал про врача вообще выглядит несколько странным в этом разговоре.
4/3
---------------

4. "Кутерьма"

Вчера тюльпаны отцвели.
Сейчас цветет сирень.
Мой уголок чужой земли
Приглядней что ни день.

Зачем же, чувствуя вину,
В своем уме вполне,
Чужой зову я ту страну,
Где жить уютно мне?

Затем, что личность - это смесь
И сердца, и ума.
Ум правит мной сейчас и здесь,
А в сердце – кутерьма.
В общем, банально всё, хотя – кратко и по делу. Вроде, как и придраться особенно не к чему и в то же время – выделить нечего тоже.
4/3
---------------

5. "Соловый в яблоках"

Сегодня хлопоты полдня:
соловый – яблочная масть –
за пальцы дергает меня,
сухие губы помнят мать
(легко потянешь, что-то брызнет,
и вслух читаешь книгу жизни).
 
Стой, мальчик, будущий скакун:
у тёплых яблок каждый бок –
протру, и чёлку подстригу
по-модному наискосок.
Он тянет край у тряпки, бросит.
Косится, трётся влажным носом.
 
Темны картофелины глаз –
впитали мудрость на века,
что прижимается сейчас
к моим неопытным рукам.
Люблю его, он видит это
и дарит свет, и дышит светом.
 
Веду гулять, шагает – жизнь.
Банальность: лужа поперёк,
кричу: "Ты только не ложись!" –
а мой философ взял и лёг.
Черны бока и хвост, и уши –
он яблоками кормит лужу.

Почему Соловый в яблоках является философом я так и не понял. И как мудрость на века прижимается к неопытным рукам – не смог представить. В целом текст оставляет приятное впечатление, особенно – финал. Пока что «кормит яблоками лужу»  - лучший образ в общей конкурсной подборке.
4/4
---------------

6. "Я тоже помню чудное мгновенье"
 
       (полусказка – полубыль)
 
                Я помню чудное мгновенье
                А.С.Пушкин
 
Я тоже помню чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась Ты,
Когда от мимолётного виденья
В душе рождались смелые мечты.
 
На пляже Ты была почти нагая -
И оценил я талию и грудь,
И вежливо промолвил: «Дорогая,
Позволь мне к телу твоему прильнуть?»
 
Приблизился к Тебе как можно ближе.
И прошептал - от счастья чуть дыша:
 «Не видел ни в Берлине, ни в Париже
Таких красивых. Как Ты хороша!»
 
Но вдруг из Лукоморья выплыл Витязь.
Он подошёл и громко произнёс:
«Товарищ, Вы здесь лишний. Удалитесь!
Иначе я могу расквасить нос».
 
Он был огромен. Мне ли с ним тягаться.
Дуэлей нет у нас уже давно.
Но Ты сказала: «Не деритесь, братцы.
Ты, Витязь, воротись к своим, на дно».
 
И он ушёл, уплыл на дно морское.
А я опять приблизился к Тебе.
Но оглянулся – увидал такое,
Чего я не хотел иметь в судьбе…
……..
По пляжу шла жена с моим сынишкой.
В уме мелькнуло: «Всё! Конец! Провал!
Моя любовь накрылась медной крышкой.
Тебя я только раз поцеловал».
 
Пришли ко мне. Сказали: «Здравствуй, папа!»
Она продолжила: «Пойдём домой!
Вчера на кухне кран немножко капал.
Сегодня он уже течёт струёй.
 
Мне приглашать сантехника негоже.
Ведь ты у нас и в этом деле спец.*
Но главное, пойми меня, Серёжа,
Ребёнку нужен любящий отец».
 
Прощайся с девушкой. Она не виновата,
В том, что у нас сегодня не лады.
Помиримся, я мягкая, как вата.
Давай сухими выйдем из воды.»
 
А мальчик подошёл ко мне поближе,
Взял за руку: «Пойдём скорей домой!
Я мультики по телеку увижу,
А ты починишь самокатик мой».
……..
Задумался: «Нужна ли мне русалка?
Что буду делать, если Витязь прав?»
Мне расставаться с нею было жалко,
Но с той поры я не люблю шалав.
 
Я распрощался с дамой честь-по-чести.
Живу в семье, где нет больших проблем,
Где нет ни злобы, ни вражды, ни мести,
Где добрый мир дарует счастье всем.
-----------------------------
*спец – сокращение слова специалист.

Ни уму, ни сердцу, дорогой автор. Зарифмована неприглядная удручающая бытовуха. Вроде как с юмором.  Но, мне, к примеру,  было не смешно.
4/2
---------------

7. "Послеоперационное"

Сознание пришло издалека;
Щемящей раны будто не бывало...
Сестрички в белом тёплая рука
Привычно поправляет одеяло:

"Теперь лежите и не надо слёз.
Вы справились, врачам на удивленье.
Пока ещё не отошёл наркоз,
Но пульс в порядке, в норме и давленье".

А голос нежный и такой родной
У этой милой женщины в халате.
Да разве может быть она иной
В пропитанной микстурами, палате?

И потихоньку утихает боль,
Пусть мы домой вернёмся чуть иными.
Ведь у неё ответственная роль;
Уход за беззащитными больными.

И в мыслях я судьбу благодарю,
Что возвратила крылья сбитой птице...
Ну а пока чуть слышно говорю:
"Спасибо вам сердечное, сестрица!"

Снова история в стихах. Жизненная, трогательная, всем понятная. Многим понравится. Но поэзии в таких стихах мало. Ни одного яркого образа, ни одной оригинальной тропы. Всё обычно, одинаково, обезличено.
4/4
---------------

8. "Жду чуда"

Случится, случится когда-нибудь чудо:
В Сахаре поселится белый медведь,
На Северном полюсе будут верблюды
Горбы свои мирно о льдины тереть.
 
А шумные стаи беспечных дельфинов
На берег отправятся в дальний поход.
На гору большую залезут пингвины
С луной поиграть, покружить хоровод.
 
Сорвётся она, да и плюхнется в лужу,
Попутно зажжёт свет в окошке твоём.
И может поймёшь ты, как я тебе нужен, -
Что лучше по жизни идти нам вдвоём.
 
Пока же живу в ожидании чуда,
Лишь снятся порою прекрасные сны:
Медведи, дельфины, пингвины, верблюды
И ты под серебряным светом луны!


Красивые мечты у автора – ничего не скажешь. Впрочем, это стихотворение именно для красоты и написано. Какого-то действительно серьёзного чувства к героине здесь не ощущается. Легко, игриво и высосано из пальца. Впрочем, в тренде.
4/4
---------------

9. "Трамвайное ностальгическое"

                Если в прошлое — лучше трамваем...
                Борис Рыжий
 
Если в прошлое — только трамваем, —
номер два, номер три, номер пять, —
по дороге легко вспоминая,
на какой остановке вставать,
вспоминая пути и маршруты,
цвет билетов, количество мест,
и надеясь, что строгий кондуктор
не заставит платить за проезд...
 
...Три копейки, базары-вокзалы,
"наливайки" с пивком да винцом —
словно сказку судьба рассказала
с никому не известным концом.
Под дугой рассыпаются искры,
заливается трелью звонок,
жизнь уходит, простая, как выстрел,
за который прости меня Бог...
 
Прогремели колёса на стыках,
заглушая пустые слова,
только в памяти цифры застыли —
номер пять, номер три, номер два...

Никакой ностальгии  я в этом стихотворении не почувствовал. По-моему, автор просто насобирал здесь первое, что  приходило в голову на темы «трамвай» и «прошлое» и этим преспокойно ограничился. Ни образов, ни эмоций. Лишь какие-то обрывки блёклых мыслей.
4/2
---------------

10. "Мы будем, а не были"

Друзей теряя и подруг,
Уходим на последний круг,
Под грузом выцветших заслуг,
Сгибая спину.
Уже остался не у дел,
Тот, кто вчера ещё умел
И песни передать хотел
В наследство сыну.
 
Всё чаще стали забывать,
Деля с бессонницей кровать,
Где спрятана стихов тетрадь
Из прошлой жизни.
Зачем ты здесь?  И как посмел,
Зачем творил и песни пел?
И как всерьёз ты погорел
На дешевизне.
 
Вот только нечего жалеть,
Ни злато не возьмёшь, ни медь,
Когда придётся уходить
По звёздной пыли.
Поэтому зови друзей,
Вина с любовью им налей
И тост скажи, что всех мудрей:
"МЫ БУДЕМ, А НЕ БЫЛИ!

Нарисована какая-то мутная и невыразительная картина жизни, причём – такими же мутными и невыразительными красками. И тост «мы будем, а не были» выглядит на этом фоне совсем не мудрым. Скорее даже, наоборот. Зачем будем-то? Разве что-то изменится? По тексту этого, во всяком случае, не видно.
4/2
---------------

11. "Утро приходит в город"

Утро приходит в город,
Солнце рождает тени,
Автосигналкам вторят
Посвисты птичьих прений.
 
Кто-то завёл будильник -
Дело совсем пустое:
Хочет казаться стильным
Средь городских устоев.
 
Утро озвучит грохот
Бешеных децибелов,
Выпустит суматоху,
Улица чтоб кипела;
 
Чтобы ушла дремота
Вместе с прохладой душа,
И началась охота
За результатом в душном
 
Офисе опостылом
С целью войти в элиту...
А за окном светило,
Плавно плывя к зениту,
 
Будет дарить намёки
На фееричность пляжей,
Будут манить дороги
Блесками фюзеляжей...

Не вижу связи будильника со стильностью. И тем более – будильника с какими-то городскими устоями. Ну да ладно. Пусть. Текст стихотворения – шаблонный, безвкусный, ни одной маломальской авторской изюминки, к сожалению.
4/3
---------------

12. "скребётся... белочка видна"

Налипшей пылью летний зной
сползает с крыш и стен домов;
пропитан свежестью ночной
бетонный мир стальных цветов.

Зарницы искрами во тьме
мелькают в небе, вдалеке;
безмолвие огней во мгле
и молний отблески в стекле.

Ушла ночная сладость – сон;
раскаты сотрясают дом:
грохочет гром и... скрипом хлам,
и стонут окна дрожью рам.

Незрим неуловимый свет
в огне свечи хранимых дней,
желает дом объять детей;
в нём мир тепла без слова нет.

Погасла свечка; мраком ночь.
Сбежали тихо страхи прочь.

А во дворе гроза сполна,
за каплей капля и... волна,
прозрачная стена и... шок;
бурлящая струя – поток.

И льёт и льёт и... тишина.
Стучится в душу пустота,
скребётся... белочка видна;
лохматит память, мысль одна.

И бьётся птицей о стекло
грозой разбитое окно.

Такое впечатление, что автор не долго сидел над этим текстом. Быстренько сварганил и всё. По типу: вдохновение снизошло, продиктовало, записал, а редактировать что-то за вдохновением – это уже кощунственно, нельзя. Вот хотя бы финальные строки: и бьётся птицей о стекло грозой разбитое окно. То есть разбитое окно бьётся о стекло, к тому же птицей. Ну ведь чушь полная. Разве нет?
4/2
---------------

13. "Пристегните ремни"

Друзья допили и допрыгались,
один за всех теперь дышу.
Завис над биржами и рынками
помятый небом парашют.
 
Верну на склад ошибки юности,
консервы опыта раздам.
Неловко в губы бывшей клюнусь, и
уйду с воздушного поста.
 
Пусть в небе зацветают сполохи,
проводку молний коротит,
а у меня – ван Гог, подсолнухи,
два уха, шнапс и аппетит.
 
Зайдёт соседка: нет ли сахара?
(а в прошлый раз просила соль)
То-сё, лежит, как нерпа в сауне,
и я солёный и босой.
 
От неполадок навигации
в окно летят нетопыри,
А милой что: семь раз отдаться, и
пить чай (ты сахар-то бери!)
 
Закусишь перцем, чтоб не думали,
что пил настойку на ежах.
разгонишься на взлёт, как "Туполев",
аж стюардессы завизжат.

Когда-то Иван Бунин сказал: «я не червонец, чтобы нравится всем». Так вот этот текст – как раз на червонец похож. В нём и замах на оригинальность, и популярный юмор, и общепризнанные темы неба, женщин и спиртного. По технике – пока лучший из представленных на конкурс.
5/5
---------------

14. "Часть души"

Наполненность до самых до краёв.
Не хочется ни капли расплескать
Из хрупкой чаши под названьем жизнь.
Есть много добрых и красивых слов.
Нарушить тишину? Хочу молчать.
У времени в плену. О, не покинь,
Подруга-память. Вдаль, от берегов,
В твоих волнах... Дотронуться опять
До детства, там я - шариком пустым.

И улыбнётся мама. И отец
Погладит  по вихрастой голове...
Замедли бег, послушай, не спеши.
Покрепче обними их, наконец,
От радости на миг осоловев...
Да, ностальгия... это часть души.

Ещё один текст, совершенно не выделяющийся из общей массы миллионов таких же заурядных стихов. Одна и та же вода, гонимая одним и тем же течением. Я понимаю, автор, что для Вас, возможно, в этом стихотворении и видится что-то особенное, потому что Вы его написали, но для постороннего читателя, который перед этим уже несколько тысяч текстов прочитал на Стихире, Ваше стихотворение промелькнёт незамеченным.
4/3
---------------

15. "Распахивай ворота и поля"

Распахивай ворота и поля, переставляй тарелки, туфли, мебель.
Гоняет ветер семерых козлят в растрёпаном с утра пораньше небе,
- Там боженька живёт?
Смешной пацан.
Соседский. В сентябре - босым по лужам.
Благослови, Господь, кто без отца, и матери, видать, не очень нужен.
Благослови бескрайний тяжкий труд. До вечера. С утра. И что нажили?
Прозрачные глаза чужих старух.( А в старости - они всегда чужие.)
Благослови бессильные слова. Всё думалось - когда-то станет легче...
Дай силы научиться забывать. И продолжать мечтать. По - человечьи.

Семеро козлят в небе – классный образ. Понравился. Вообще, стихотворение интересное. Небольшое, но ёмкое. Узнаваемое и живое.
5/5
---------------

16. "Июнь"

В ней только начало своё цветенье Инь...
В нём только начал обозначиваться Янь...
Для них служила покрывалом неба синь
И был, как ложе, травяной ковёр полян...

Их опьяняла горьким запахом полынь...
Их принимал в свои объятья дикий лён...
И, прикасаясь к вечным таинствам святынь,
Никто из них не понимал, что он влюблён...

Манил с собой их озорник Июнь -
Он был, подобно им, беспечно юн!

В общем, заезженная тема, но исполнение выбивается из заезженности. Поэтому – лёгкое приятное послевкусие остаётся. Вряд ли – надолго. Быстро выветрится. Но тем не менее – оно было.
4/4
---------------

17. "Девочка бежит"
 
Идёт весна, а девочка – бежит.
Она полна наивного восторга,
Ей кажется, что вечной будет жизнь,
А там, вдали, таинственного столько.
 
Её любовь всесильна и чиста,
Не ведает обмана и корысти,
Родным – ещё так долго жить до ста,
И страх потери не тревожит мысли.
 
А вырастет – легко её любить:
Копна волос, летящая походка.
Идут часы, главенствует рубин,
Чеканит время медленно и кротко.
 
У девочки – две девочки внутри,
И внуки-правнуки, такая вот матрёшка.
Любимого, Всевышний, сохрани!
Но счастье улыбалось понарошку.
 
Мелькают кадры, даты, этажи,
Утраты за спиной – тяжёлым шлейфом.
Уже не та. Но девочка – бежит,
А небо льёт любовь садовой лейкой...
 
Мне эта кроха чем-то дорога,
Бежит себе по жизни, не старея.
Я никогда не буду к ней строга,
Она во много раз меня мудрее.

Прочитал это стихотворение и вспомнилась песенка Окуджавы про девочку и голубой шарик. Ни тема, ни исполнение этого стихотворения, на мой взгляд, не претендуют на восторженные ахи и охи читателя, но смотрится в целом всё вполне приемлемо для стандартного общепринятого «погружения» в искусство.
4/4
---------------

18. "Когда тревожно..."
 
Тревожно на душе сейчас у многих:
Разыгрывая жуткий карнавал,
Паденье нравов в слепоте жестокой
Сулит непредсказуемый финал.
Да, мир сейчас страстями преисполнен,
Порой накатит так - хоть волком вой.
Мы все привыкли думать - мы не волки,
Но каждый вносит вклад "по силе" свой...

Как грустно сознавать порой бывает -
Во "вкладчиках" себя вдруг узнаем
И часто с опозданьем понимаем,
Что сами расшатали мы свой дом.
 
Не торопись призвать других к ответу,
Хоть трудно - невозможно то почти,
Но сам лишь береги свои заветы
Тем, что не сбился с верного пути.
 
Чтоб не копить грехов тяжелых бремя,
Споткнувшись, встань опять на верный путь.
Хоть о цветах порой писать не время -
Всегда есть время в душу заглянуть.
 
Один лишь способ есть помочь планете,
Коль хочешь равнодушным к ней не быть,
Лишь за свои грехи всегда в ответе
Перед людьми и Богом нужно быть.

Всем известная мораль, беспомощная в своих умствованиях и призывах. Лично для меня этот текст ни смысловой, ни поэтической ценности не представляет.
4/2
     ---------------  ---------------  ---------------  ---------------

Небольшой P.S. Технически все авторы представленных здесь произведений вполне подкованы. Имеют представление о рифмах, ритме, размере. На этом – стихи почти заканчиваются. Дальше – в основном, одни сплошные трафареты. Писать не хуже других – этого мало, писать лучше других – вот что интересно. Хотя бы пытаться, если нет на то врождённого окрыления. Об этом я упоминал выше, говоря о слове «поэт». Всем добра и удачи!