Стихотворение месяца 99 - обзор Речной Нимфы

Тм Гуси-Лебеди
1. "Суд Соломона"
 
Велик и славен Соломон.
Он чтит талмуд и тору.
Всегда в суждениях умён,
И мудр в приговорах.

Рахиль и Хая в тронный зал
Вошли с Абрамом вместе.
Он с дочерями их гулял,
Обеих обесчестив.

Обязан защитить закон
Достоинство девицы.
Пусть скажет мудрый Соломон
На ком тому жениться.

Царь объявляет приговор:
- Я разобрался в деле.
Пускай слуга возьмёт топор
И жениха разделит.

Рахиль вскричала: - О! Судья,
Абрашу убивая,
Жить не смогу спокойно я.
Пусть достаётся Хае.

- Нет никого тебя мудрей, -
Царю сказала Хая, -
Пускай за всё прелюбодей
Пред Богом отвечает.

Сказал, подумав, Соломон:
- Я приговор меняю.
Рахиль права, пусть будет он
Законным зятем Хаи.

- Твой приговор, - сказал раввин,-
По меньшей мере, странный.
Вчера был суд, достался сын
Той, что была гуманной.

Кто любит – истинная мать.
Сегодня суд подобный.
Так почему решил отдать
Парнишку бабе злобной?

- Вчера я думал, как решить.
Сегодня было проще.
Желает зятя распилить
Лишь истинная тёща.
*****

Что хорошо: История добросовестно зарифмована, это я отметила.
Что плохо: В тексте много неточностей. Например: слуги не имели права казнить по приговору суда; топором рубят, а в концовке читаем «зятя распилить», и т.д.
4/3
------------------

2. "Qui seminat ventum, turbinem metet"*

Когда борьба за равные права
Проходит по законам телешоу,
Весьма возможны сдвиги в головах,
Грозящие опасностью большою.

Слегка акцентуировать Me too,
Наехать камерой на гомофобов,
Собачьих глаз святую простоту
Подать в контрасте с человечьей злобой,

А связи в обывательских мозгах,
Изученных экспертами пиара,
Достроят образ главного врага.
Приём весьма надёжный, хоть и старый.

И вроде рано портить пастораль
Детекцией предвзятого подхода,
Противно препарировать мораль,
Да и не следует сражаться с модой.

Ведь если шоу здесь must go on,
То споры – как для динозавра шницель.
Но вот уже кричат со всех сторон
С поддержкой от единой заграницы.

Сначала просят равные права,
Потом – участия в принятии решений,
Потом – приоритета меньшинства
И осуждения альтернативных мнений.

А зомби каждый раз кричат: "Даёшь!", –
Объединяются в какие-то флэш-мобы,
На площади выводят молодёжь,
Распространяя ненависть и злобу.

Свобода превращается в ярмо,
Неравенство становится законом,
И те, кому ты искренне помог,
Уже диктуют непреклонным тоном.

И поздно вспоминать про пастораль
С детекцией предвзятого подхода,
На всех экранах – новая мораль,
А ты – расист, сексист и враг народа.

И пусть ты номинально – большинство,
Но демократия тебе не светит.
А начиналось – помните, с чего?
Друзья, я вас прошу, не сейте ветер!
----------------------------------
*Кто сеет ветер, пожнёт бурю (лат.)
*****

Что хорошо: Актуальная тема, эти социальные проблемы у нас пока не решены.
Что плохо: Изложено несколько косноязычно. Есть ошибка в ударении: «наехать камерОй на гомофобов». Про зомби и динозавра - тоже перебор, они только отвлекают от главных тезисов.
4/3
------------------

3. "Каменное море"

Вместо купания в Каменном море
Люди все тонут в красотах кавказских.
Ведь утопать на альпийском просторе
Вовсе не грустно — чудесно, как в сказке.
Каменных ликов застывшие взгляды
Тонут в волшебном и мягком сфумато*.
Знаете вы? - красота здесь и рядом,
Просто ловите момент! Ароматы
Гор расслабляют прохладою свежей
Столько для глаз витаминов! Зелёный,
Белый, и синий, и жёлтый (цвет нежный)
Воздух, как жизнь, мы вдыхаем студёный...
...В облаке мы. Всё исчезло бесследно.
Путь наш в тумане теряется где-то.
Мы всё идём. Для себя незаметно
Ставим рекорды зимою и летом!..
…Всё до единой травинки красиво.
Чувство свободы, простора мне мило.
Вид экстремальный, красивый с обрыва.
Счастье кавказское мне подарили!
Цивилизация хоть и неблизко,
Здесь своя жизнь. И в горах есть законы!
Царство просторных, прекрасных альпийских
Чудо-лугов. Нанеси им урона -
Жди ты беды от природной стихии.
Может - погода не будет удачной,
Зверя укус... Не помогут стихи и
Всякие там заклинанья, лишь врач нам
Может, назначит леченье... Но лучше
Горы, природу люби, а не мучай!
--------------------------------------
Каменное море - место в Кавказском заповеднике.
*Сфума;то - туман, дымка.
*****

Что хорошо: Можно целиком напечатать в туристическом буклете «Посетите Кавказ!».
Что плохо: Красоты кавказские, а простор почему-то альпийский. И «зверя укус» – плохой рекламный ход. И выражение «нанеси им урона» тоже.
3/3
------------------

4. "Кутерьма"

Вчера тюльпаны отцвели.
Сейчас цветет сирень.
Мой уголок чужой земли
Приглядней что ни день.

Зачем же, чувствуя вину,
В своем уме вполне,
Чужой зову я ту страну,
Где жить уютно мне?

Затем, что личность - это смесь
И сердца, и ума.
Ум правит мной сейчас и здесь,
А в сердце - кутерьма.
*****

Что хорошо: Незамысловато, но зато и без умничаний. Адекватный текст.
Что плохо: Много вопросов. Куда эмигрировали? Откуда чувство вины? Если ум правит, то откуда сердечная кутерьма? Или это обычная ностальгия?
4/4
------------------

5. "Соловый в яблоках"

На чистку тратится полдня:
соловый – яблочная масть –
за пальцы дергает меня,
сухие губы помнят мать
(легко потянешь, что-то брызнет,
и вслух читаешь книгу жизни).
 
Стой, мальчик, будущий скакун:
у тёплых яблок каждый бок –
протру, и чёлку подстригу
по-модному наискосок.
Он тянет край у тряпки, бросит.
Косится, трётся влажным носом.
 
Темны картофелины глаз –
впитали мудрость на века,
что прижимается сейчас
к моим неопытным рукам.
Люблю его, он видит это
и дарит свет, и дышит светом.
 
Веду гулять, шагает – жизнь.
Банальность: лужа поперёк,
кричу: "Ты только не ложись!" –
а мой философ взял и лёг.
Черны бока и хвост, и уши –
он яблоками кормит лужу.
*****

Что хорошо: С такой искренней любовью про лошадку написано! Тепло и доброта в каждой строчке. Кормление лужи яблоками – совершенно очаровательная находка.
Что плохо: Некоторые образы выглядят наивными. А «мудрость на века» и «дышит светом» - это не отсюда, это из поэмы про Гэндальфа, наверное.
4/4
------------------

6. "Я тоже помню чудное мгновенье"
 
       (полусказка – полубыль)
 
                Я помню чудное мгновенье
                А.С.Пушкин
 
Я тоже помню чудное мгновенье,
Когда передо мной явилась Ты,
Когда от мимолётного виденья
В душе рождались смелые мечты.
 
На пляже Ты была почти нагая -
И оценил я талию и грудь,
И вежливо промолвил: «Дорогая,
Позволь мне к телу твоему прильнуть?»
 
Приблизился к Тебе как можно ближе.
И прошептал - от счастья чуть дыша:
 «Не видел ни в Берлине, ни в Париже
Таких красивых. Как Ты хороша!»
 
Но вдруг из Лукоморья выплыл Витязь.
Он подошёл и громко произнёс:
«Товарищ, Вы здесь лишний. Удалитесь!
Иначе я могу расквасить нос».
 
Он был огромен. Мне ли с ним тягаться.
Дуэлей нет у нас уже давно.
Но Ты сказала: «Не деритесь, братцы.
Ты, Витязь, воротись к своим, на дно».
 
И он ушёл, уплыл на дно морское.
А я опять приблизился к Тебе.
Но оглянулся – увидал такое,
Чего я не хотел иметь в судьбе…
……..
По пляжу шла жена с моим сынишкой.
В уме мелькнуло: «Всё! Конец! Провал!
Моя любовь накрылась медной крышкой.
Её я только раз поцеловал».
 
Пришли ко мне. Сказали: «Здравствуй, папа!»
Она продолжила: «Пойдём домой!
Вчера на кухне кран немножко капал.
Сегодня он уже течёт струёй.
 
Мне приглашать сантехника негоже.
Ведь ты у нас и в этом деле спец.*
Но главное, пойми меня, Серёжа,
Ребёнку нужен любящий отец».
 
Прощайся с девушкой. Она не виновата,
В том, что у нас сегодня не лады.
Помиримся, я мягкая, как вата.
Давай сухими выйдем из воды.»
 
А мальчик подошёл ко мне поближе,
Взял за руку: «Пойдём скорей домой!
Я мультики по телеку увижу,
А ты починишь самокатик мой».
……..
Задумался: «Нужна ли мне русалка?
Что буду делать, если Витязь прав?»
Мне расставаться с нею было жалко,
Но с той поры я не люблю шалав.
 
Я распрощался с дамой честь-по-чести.
Живу в семье, где нет больших проблем,
Где нет ни злобы, ни вражды, ни мести,
Где добрый мир дарует счастье всем.
-----------------------------
*спец – сокращение слова специалист.
*****

Что хорошо: Странная история, но я люблю сюжетные стихи.
Что плохо: Стихотворение многословное, затянутое, а сцены с витязем и краном притянуты за уши.
4/3
------------------

7. "Послеоперационное"

Сознание пришло издалека;
Щемящей раны будто не бывало...
Сестрички в белом тёплая рука
Привычно поправляет одеяло:

"Теперь лежите и не надо слёз.
Вы справились, врачам на удивленье.
Пока ещё не отошёл наркоз,
Но пульс в порядке, в норме и давленье".

А голос нежный и такой родной
У этой милой женщины в халате.
Да разве может быть она иной
В пропитанной микстурами, палате?

И потихоньку утихает боль,
Пусть мы домой вернёмся чуть иными.
Ведь у неё ответственная роль;
Уход за беззащитными больными.

И в мыслях я судьбу благодарю,
Что возвратила крылья сбитой птице...
Ну а пока чуть слышно говорю:
"Спасибо вам сердечное, сестрица!"
*****

Что хорошо: Сейчас любая благодарность медикам дорогого стоит. Тяжело сейчас врачам и медсёстрам, дай им Бог сил и здоровья.
Что плохо: Образный ряд слабоват, минимум одна лишняя запятая, а вместо двоеточия – точка с запятой. Про крылья сбитой птицы – отдельный разговор.
4/3
------------------

8. "Жду чуда"

Случится, случится когда-нибудь чудо:
В Сахаре поселится белый медведь,
На Северном полюсе будут верблюды
Горбы свои мирно о льдины тереть.
 
А шумные стаи беспечных дельфинов
На берег отправятся в дальний поход.
На гору большую залезут пингвины
С луной поиграть, покружить хоровод.
 
Сорвётся она, да и плюхнется в лужу,
Попутно зажжёт свет в окошке твоём.
И может поймёшь ты, как я тебе нужен, -
Что лучше по жизни идти нам вдвоём.
 
Пока же живу в ожидании чуда,
Лишь снятся порою прекрасные сны:
Медведи, дельфины, пингвины, верблюды
И ты под серебряным светом луны!
*****

Что хорошо: Много неожиданных интересных персонажей (медведи, верблюды, дельфины, пингвины). И как-то даже не напрягает, что белые мишки и пингвины живут на разных полюсах.
Что плохо: Это такая странная любовная лирика. Прочитай стихи, и пойдём дальше по жизни вдвоём. А ещё - не везде ровно звучит, имеются строчки-спотыкалочки. И серебряный свет луны – это штамп, сколько можно.
4/3
------------------

9. "Трамвайное ностальгическое"

                Если в прошлое — лучше трамваем...
                Борис Рыжий
 
Если в прошлое — только трамваем, —
номер два, номер три, номер пять, —
по дороге легко вспоминая,
на какой остановке вставать,
вспоминая пути и маршруты,
цвет билетов, количество мест,
и надеясь, что строгий кондуктор
не заставит платить за проезд...
 
...Три копейки, базары-вокзалы,
"наливайки" с пивком да винцом —
словно сказку судьба рассказала
с никому не известным концом.
Под дугой рассыпаются искры,
заливается трелью звонок,
жизнь уходит, простая, как выстрел,
за который прости меня Бог...
 
Прогремели колёса на стыках,
заглушая пустые слова,
только в памяти цифры застыли —
номер пять, номер три, номер два...
*****

Что хорошо: Складное, связное стихотворение, не приходится ломать голову над непроглядными образами. И эпиграф из Бориса Рыжего. И по технике хорошо.
Что плохо: Нежелание платить за проезд. Притянутый в рифму к искрам выстрел (почему это жизнь сравнили с выстрелом в смысле простоты?). Других нареканий нет, достойное стихотворение.
4/4
------------------

10. "Мы будем, а не были"

Друзей теряя и подруг,
Уходим на последний круг,
Под грузом выцветших заслуг,
Сгибая спину.
Уже остался не у дел,
Тот, кто вчера ещё умел
И песни передать хотел
В наследство сыну.
 
Всё чаще стали забывать,
Деля с бессонницей кровать,
Где спрятана стихов тетрадь
Из прошлой жизни.
Зачем ты здесь?  И как посмел,
Зачем творил и песни пел?
И как всерьёз ты погорел
На дешевизне.
 
Вот только нечего жалеть,
Ни злато не возьмёшь, ни медь,
Когда придётся уходить
По звёздной пыли.
Поэтому зови друзей,
Вина с любовью им налей
И тост скажи, что всех мудрей:
"МЫ БУДЕМ, А НЕ БЫЛИ!"
*****

Что хорошо: Похоже на авторскую песню под гитару где-нибудь в походе, у ночного костра. В данном случае это звучало бы органично.
Что плохо: При чтении с листа первым делом бросается в глаза финальная строка, набранная пошлым капслоком. И лишние слоги в этой строке, и пафосное «злато», и ещё кое-что. Лучше бы я это слушала ушами.
4/3
------------------

11. "Утро приходит в город"

Утро приходит в город,
Солнце рождает тени,
Автосигналкам вторят
Посвисты птичьих прений.
 
Кто-то завёл будильник -
Дело совсем пустое:
Хочет казаться стильным
Средь городских устоев.
 
Утро озвучит грохот
Бешеных децибелов,
Выпустит суматоху,
Улица чтоб кипела;
 
Чтобы ушла дремота
Вместе с прохладой душа,
И началась охота
За результатом в душном
 
Офисе опостылом
С целью войти в элиту...
А за окном светило,
Плавно плывя к зениту,
 
Будет дарить намёки
На фееричность пляжей,
Будут манить дороги
Блесками фюзеляжей...
*****

Что хорошо: Люблю городскую лирику, но это не лучший её образец.
Что плохо: Всё плохо. Особенно рифма «пляжей – фюзеляжей» в концовке.
3/3
------------------

12. "скребётся... белочка видна"

Налипшей пылью летний зной
сползает с крыш и стен домов;
пропитан свежестью ночной
бетонный мир стальных цветов.

Зарницы искрами во тьме
мелькают в небе, вдалеке;
безмолвие огней во мгле
и молний отблески в стекле.

Ушла ночная сладость – сон;
раскаты сотрясают дом:
грохочет гром и... скрипом хлам,
и стонут окна дрожью рам.

Незрим неуловимый свет
в огне свечи хранимых дней,
желает дом объять детей;
в нём мир тепла без слова нет.

Погасла свечка; мраком ночь.
Сбежали тихо страхи прочь.

А во дворе гроза сполна,
за каплей капля и... волна,
прозрачная стена и... шок;
бурлящая струя – поток.

И льёт и льёт и... тишина.
Стучится в душу пустота,
скребётся... белочка видна;
лохматит память, мысль одна.

И бьётся птицей о стекло
грозой разбитое окно.
*****

Что хорошо: Строка «ушла ночная сладость – сон». И это всё.
Что плохо: Схема рифмовки неожиданно меняется с АБАБ на ВВ, затем вдруг на ГДДГ – это зачем, какой в этом смысл? Я не поняла, извините. Окно бьётся птицей о стекло... У меня нет слов.
3/3
------------------

13. "Пристегните ремни"

Друзья допили и допрыгались,
один за всех теперь дышу.
Завис над биржами и рынками
помятый небом парашют.
 
Верну на склад ошибки юности,
консервы опыта раздам.
Неловко в губы бывшей клюнусь, и
уйду с воздушного поста.
 
Пусть в небе зацветают сполохи,
проводку молний коротит,
а у меня – ван Гог, подсолнухи,
два уха, шнапс и аппетит.
 
Зайдёт соседка: нет ли сахара?
(а в прошлый раз просила соль)
То-сё, лежит, как нерпа в сауне,
и я солёный и босой.
 
От неполадок навигации
в окно летят нетопыри,
А милой что: семь раз отдаться, и
пить чай (ты сахар-то бери!)
 
Закусишь перцем, чтоб не думали,
что пил настойку на ежах.
разгонишься на взлёт, как "Туполев",
аж стюардессы завизжат.
*****

Что хорошо: Смешное, жизнерадостное стихотворение. Про Ван Гога и два уха особенно смешно. Лёгкое обращение со словами, небанальные образы (электропроводка молний, консервы опыта). И рифмы в основном хорошие.
Что плохо: Автора иногда заносит на поворотах, а ещё «нерпа в сауне» и «настойка на ежах» - это что за фантазии такие? «Гринпис» засудит. Но я придираться не буду, мне это стихотворение понравилось.
5/5
------------------

14. "Часть души"

Наполненность до самых до краёв.
Не хочется ни капли расплескать
Из хрупкой чаши под названьем жизнь.
Есть много добрых и красивых слов.
Нарушить тишину? Хочу молчать.
У времени в плену. О, не покинь,
Подруга-память. Вдаль, от берегов,
В твоих волнах... Дотронуться опять
До детства, там я - шариком пустым.

И улыбнётся мама. И отец
Погладит  по вихрастой голове...
Замедли бег, послушай, не спеши.
Покрепче обними их, наконец,
От радости на миг осоловев...
Да, ностальгия... это часть души.
*****

Что хорошо: Доброе стихотворение, милое. Мы часто с теплотой вспоминаем детство, это беззаботное время рядом с родителями.
Что плохо: Изрядно много штампов, а две строки в конце несколько спорные. Осоловеть на миг – мне такое трудно себе представить. Ностальгия – это не часть души, а эмоциональное переживание, в переводе «тоска по родине», если я ничего не напутала.
4/4
------------------

15. "Распахивай ворота и поля"

Распахивай ворота и поля, переставляй тарелки, туфли, мебель.
Гоняет ветер семерых козлят в растрёпаном с утра пораньше небе,
- Там боженька живёт?
Смешной пацан.
Соседский. В сентябре - босым по лужам.
Благослови, Господь, кто без отца, и матери, видать, не очень нужен.
Благослови бескрайний тяжкий труд. До вечера. С утра. И что нажили?
Прозрачные глаза чужих старух.( А в старости - они всегда чужие.)
Благослови бессильные слова. Всё думалось - когда-то станет легче...
Дай силы научиться забывать. И продолжать мечтать. По - человечьи.
*****

Что хорошо: Здесь очень многое хорошо, сильный поэт написал. Само название с двойным значением слова «распахивай» - уже гениально.
Что плохо: слово «растрёпанным» с одной «н», «по-человечьи» с тире вместо дефиса, эпитет «бескрайний» применительно к труду. Самое обидное в том, что всё это исправляется после вычитки за три минуты.
3/5+
------------------

16. "Июнь"

В ней только начало своё цветенье Инь...
В нём только начал обозначиваться Янь...
Для них служила покрывалом неба синь
И был, как ложе, травяной ковёр полян...

Их опьяняла горьким запахом полынь...
Их принимал в свои объятья дикий лён...
И, прикасаясь к вечным таинствам святынь,
Никто из них не понимал, что он влюблён...

Манил с собой их озорник Июнь -
Он был, подобно им, беспечно юн!
*****

Что хорошо: Люблю стихотворения про юность и любовь. И про лето люблю.
Что плохо: Янь в тексте мужского рода, а Инь почему-то среднего. Строчки про неба синь и травяной ковёр вместо ложа можно смело пропустить, это заезженная до дыр пластинка. Полынь туда же, а вот дикий лён – уже необычно, интересно. Вечные таинства святынь – ну очень размытый образ, тут бы уточнить, или хотя бы прозрачно намекнуть. А манят не с собой, а за собой или к себе.
4/3
------------------

17. "Девочка бежит"
 
Идёт весна, а девочка – бежит.
Она полна наивного восторга,
Ей кажется, что вечной будет жизнь,
А там, вдали, таинственного столько.
 
Её любовь всесильна и чиста,
Не ведает обмана и корысти,
Родным – ещё так долго жить до ста,
И страх потери не тревожит мысли.
 
А вырастет – легко её любить:
Копна волос, летящая походка.
Идут часы, главенствует рубин,
Чеканит время медленно и кротко.
 
У девочки – две девочки внутри,
И внуки-правнуки, такая вот матрёшка.
Любимого, Всевышний, сохрани!
Но счастье улыбалось понарошку.
 
Мелькают кадры, даты, этажи,
Утраты за спиной – тяжёлым шлейфом.
Уже не та. Но девочка – бежит,
А небо льёт любовь садовой лейкой...
 
Мне эта кроха чем-то дорога,
Бежит себе по жизни, не старея.
Я никогда не буду к ней строга,
Она во много раз меня мудрее.
*****

Что хорошо: Стихотворение позитивное и светлое, побольше бы таких.
Что плохо: Непонятное выражение «главенствует рубин», а он ещё и время кротко чеканит. Льют не лейкой, а из лейки. Девочка - то кроха в финале, а то вдруг матрёшка с детьми-внуками-правнуками в середине текста, там же и безымянный любимый мелькает в эпизоде. Цельному восприятию текста всё это очень мешает.
3/4
------------------

18. "Когда тревожно..."
 
Тревожно на душе сейчас у многих:
Разыгрывая жуткий карнавал,
Паденье нравов в слепоте жестокой
Сулит непредсказуемый финал.
Да, мир сейчас страстями преисполнен,
Порой накатит так - хоть волком вой.
Мы все привыкли думать - мы не волки,
Но каждый вносит вклад "по силе" свой...

Как грустно сознавать порой бывает -
Во "вкладчиках" себя вдруг узнаем
И часто с опозданьем понимаем,
Что сами расшатали мы свой дом.
 
Не торопись призвать других к ответу,
Хоть трудно - невозможно то почти,
Но сам лишь береги свои заветы
Тем, что не сбился с верного пути.
 
Чтоб не копить грехов тяжелых бремя,
Споткнувшись, встань опять на верный путь.
Хоть о цветах порой писать не время -
Всегда есть время в душу заглянуть.
 
Один лишь способ есть помочь планете,
Коль хочешь равнодушным к ней не быть,
Лишь за свои грехи всегда в ответе
Перед людьми и Богом нужно быть.
*****

Что хорошо: Подкупает неравнодушие, беспокойство о падении нравов понятно, слова правильные. Но ведь об этом ещё в античной Греции сокрушались. Одними стихами общество не изменить, увы.
Что плохо: за рифму «не быть – быть» надо сразу ставить неуд. И за строчку «но сам лишь береги свои заветы». Почему же свои заветы? Кто же сам себе заветы даёт?
3/3

///***\\\ ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\  ///***\\\