Ценности эпохи антропоцентризма

Елена Савёлова
«В то время как смысл связан с неповторимой и уникальной ситуацией, существуют сверх того смысловые универсалии, которые связаны с человеческой природой как таковой, и эти всеохватывающие потенциальные смыслы и есть то, что мы именуем ценностями». В. Франкл, «Доктор и душа. Логотерапия и экзистенциальный анализ».

Ценности предопределяют вектор развития общества. Они закладываются в фундамент социума и является базисом, над которым надстраиваются законы. Наивысшие ценности прописываются в книге бытия.
_______________________
Мы живём в эпоху антропоцена. Антропоцен — неформальный термин, обозначающий эпоху с высоким уровнем человеческой активности, воздействующей на дикую природу и играющей существенную роль в экосистеме Земли. В эпоху антропоцена человек стал главным двигателем изменений окружающей среды. Причём эти изменения носят отрицательный характер, поскольку вносят дисбаланс в экосистему.

Ключевая проблема, приведшая к дисбалансу и антропологическому кризису, который мы переживаем (экономическому, экологическому, политическому), – антропоцентризм. Она лежит в плоскости аксиологии / LOGOS УЧЕНИЕ, AXIA ЦЕННОСТЬ. И, как следствие, в правовом поле.

Человеческое общество, создавшее государственную машину, в конституции которой высшей ценностью объявлен человек, его права и свободы, а не жизнь как таковая, сформировало общество антропоцентриков -  потребителей всё и вся. В котором высшим мерилом успеха и самоцелью является собственность и благосостояние. Что привело к ценностному конфликту между целью и способом достижения и поставило под угрозу безопасность жизни во всей экосистеме.

При этом право на здоровье и безопасность Конституцией не обеспечено. Поскольку статья 9 призвана охранять землю и другие природные ресурсы как основу жизнедеятельности, но статья 28 гарантирует ничем не ограниченную свободу совести, что может подразумевать и свободу от совести.

Хозяйственная деятельность человека с позиции антропоцентризма явилась причиной исчерпания возможности природы к самовосстановлению ввиду обнуления природного «амортизационного фонда» - экологического иммунитета планеты. Наблюдается деградация природных экосистем, человеческого общества и человека, как части экосистемы.

Получается, что официально признанному самим собой царю природы априори предоставлено самим же собой право на уровне главенствующего закона общества действовать «во благо человека». Руководствоваться теми самыми благими намерениями. Когда начинает работать извращённая логика и средства превращаются в самоцель.

Проблемное поле

На фоне научного-технического прогресса наблюдаются признаки  глобального потепления, социального абсентеизма* и роста генетических патологий.

Абсентеизм* - absens (absentis) — отсутствующий, избегающий. Диапазон явления от прогулов, заболеваний в результате снижения иммунитета от стресса, уклонения от..., до саботажа и протестов. Исчисляется в низких результатах труда сотрудников, таких как общая потеря рабочих часов/дней, в уровне заболеваемости, текучки кадров и смертности. Данный показатель (KPI) характеризует эффективность работы системы.

Дерево проблем

Преобладание практического разума над этическими соображениями повлекло:
- борьбу за ресурсы и рынки сбыта
- наращивание экономического долга
-       гиперпотребление
- наращивание экологического долга
- сокращение запасов природных ископаемых
- засорение планеты отходами и высокую концентрацию парниковых газов
- засорение околоземного пространства орбитальным мусором
- озоновые дыры и воздействие пагубных УФ излучений…
- увеличение СО2 за столетие на 32%. Он разлагается в атмосфере более 100 лет
- снижение О2 в атмосфере с начала периода индустриализации до 21%
- разбалансировку климата (резкие перепады температур и атмосферного давления)
- глобальное потепление
- деградацию природных экосистем
- быстрое исчерпание живыми организмами антиоксидантного потенциала
- уменьшение биоразнообразия
- рост заболеваемости (онкологические, аутоимунные заболевания, аллергии, ССС и тд)
- социальный абсентеизм
- изменения в мозге, передающиеся в качестве наследственного признака
- увеличение количества детей с нарушением социального функционирования

Нивелирование духа привело к вырождению материи.

Влияние гипоксии и климатической пилы на рост психосоматических нарушений у детей.

• Совокупность внешних факторов наслаивается на совокупность индивидуальных особенностей:
      o Высокий уровень в атмосфере пагубных примесей, перепады температуры/атмосферного давления осложняют течение беременности, приводят к росту патологий внутриутробного развития и родовым травмам, способствующим развитию гипоксий мозга у плода
      o Статистика регистрирует рост психических, аутоимунных, онкологических, аллергических нарушений
      o Аппаратные методики регистрируют снижение метаболизма и энергообмена во фронтальных, теменных и затылочных долях мозга у детей с трудностями обучения и нарушением социального функционирования
      o Методы лечения фармпрепаратами детей с гипоксиями, реагирующих на высокий уровень вредных вещест в атмосфере невнимательностью и гиперактивностью, выключают процесс мышления, вызывая  апатию. Социальное отторжение как стресс фактор добавляет нагрузку на нервную систему и провоцирует нарастание симптомокомплекса и агрессии. Всё вместе ведёт к кросс-зависимостям и нереализованности.

Как результат в социуме наблюдаются симптомы абсентеизма и рост «болезней общества»: алкоголизма, наркомании, гейминга, правонарушений…

Факторы, побуждающие учителей принимать «меры», усиливающие психосоматические нарушения у детей, и приводящие к решению избавиться от неудобных учеников путём выдавливания из классов и школ с помощью родительских комитетов и педсоветов.

1.Отсутствие объективных знаний среди родителей и специалистов о причинно-следственных закономерностях между мировоззренческими ошибками, проблемами экологии и развитием у детей патологических состояний, гипоксий, ведущих к снижению внимания, беспокойству, перевозбуждению, головным болям, гиперактивности, импульсивности, трудностям обучения и асоциальному поведению…
2.Система рейтингов способствует процветанию подтасовки фактов, заключающейся в негласной практике при оценке знаний руководствоваться намерением удержать или повысить рейтинг школы. Что маскирует проблемное поле, не отражает реальный уровень знаний каждого и уровень здоровья детей с нарушением социального функционирования, плохое поведение/успеваемость которых «портят» общую картину и влияют на «имидж» класса/школы.
3.Отсутствие в системе формального и дополнительного образования обучающих/просветительских программ и специальных психолого - педагогических подходов.

Ошибки воспитательно-образовательного процесса

"Некоторые дети имеют привычку мыслить - одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от неё"
Бертран Рассел

- процесс познания подобен хаотическому нагромождению бессвязных данных, не дающих полной картины, что порождает у детей длительный стресс, ведёт к психической нестабильности и соматическим нарушениям;
- не закладывается база экологической культуры мышления;
- у детей размыты границы дозволенного в применении средств к достижению цели и познании;
- нет осознания, что овладеть природой и овладеть тайнами природы ни одно и тоже;
 -отсутствует терпимость к инакомыслию, уважение к иным культурам;
- отсутствуют методики управления вниманием, волей и эмоциями. Что ведёт к нарушению чужих границ, поиску виноватых, ошибкам, сделанным под влиянием эмоций, направлению потока энергии в деструктивное русло. Человек становится проблемой для себя и окружения;
- страх наказания за нанесённый вред ведёт к избеганию/перекладыванию ответственности;
- оценка фактов с позиции культурных традиций и конфликтов интересов ограничивает сознание и является преградой для процесса познания природы вещей;
Результат – формируются туннелированное мышление и клиповое сознание, не способные синтезировать полученные знания в целостную картину мира и проследить причинно-следственные взаимосвязи между этическими максимами, культурно-образовательными факторами и ростом экологических и социально-экономических проблем.

«ПОНЕДЕЛЬНИК НАЧИНАЕТСЯ В СУББОТУ»
А. и Б. СТРУГАЦКИЕ

Ошибка, заложенная в прошлом, но своевременно обнаруженная в настоящем, позволяет предотвратить нежелательные последствия в будущем.

Нужна коренная трансформация системы ценностей и воспитательно-образовательной парадигмы, основанных на единых для всех культур и цивилизаций универсалиях, лежащих в междисциплинарном пространстве антропологических практик.
 
С чего начать?

«Дайте мне точку опоры,
 и я переверну землю»
Диодор Сицилийский

С точки опоры. Учения о Логосе. Учения о законе причинно-следственных связей, говорящем о том, что нарушение базового этического принципа невреждения ведёт всю экосистему планеты Земля, а вместе с ней и самого человека, представляющего из себя звено логической цепи, к деградации. Нарушение одного лишь принципа приводит к нарушению основ здоровой жизни – чистой воды, чистого воздуха, здоровой почвы, здоровой пищи… Учение о Логосе - учение о сути проектной деятельности человека, об умении анализировать данные и принимать решения с точки зрения мета-принципа биоэтики «Noli nocere» (не навреди), сформулированного Гиппократом. Принцип является краеугольным камнем мироздания, не только красивой библейской метафорой, а законом природы. 10 заповедей являются его расшифровкой. В другом полушарии Земли Лао Цзы в книге о пути и благодати формулирует ту же мысль: «Смысл пути - нести в себе пользу, а не вред». Принцип един для всех культур и цивилизаций.

Учение о Логосе - учение о методе познания и со-творчестве, системообразующем универсальном языке, говорящем о ценностях и закономерностях бытия, пользе и вреде, о единстве человека с природой, об эволюции проектной деятельности. О том, как научиться видеть за деревьями лес, целостную картину, прослеживая причинно-следственные взаимосвязи. О том, как отдельные элементы, упорядоченные в логическую систему знаков, рождают из хаоса гармонию: ноты - музыку, краски - картину, камни - архитектурный шедевр, конструкторские детали – самолёт, планеты - солнечную систему, Вселенную – Космос.

*в пер. с др. греческого Космос - гармония, порядок.

Путь от хаоса к гармонии начинается с заложенного в систему знаков принципа биоэтики, который является фундаментом надёжного нравственного иммунитета и устойчивого развития цивилизации.
_____________________
Иллюстрация найдена на просторах всемирной паутины, спасибо её авторам