Людмила Петровна Бруй Очерк

Дальневосточники
Людмила Петровна Бруй
Очерк

Наверняка, хоть один раз, но некоторые из вас, хабаровчане, слышали этот великолепный, необычайный голос.
Одно время в городском парке «Динамо» ветеранская организация Центрального района устраивала концерты на открытой эстраде и танцы под живое исполнение. Здесь можно было слышать голос Владимирова.
А также и этот, мною любимый тембр голоса, совершенно отличный даже в устной речи в диалоге, не говоря уже – в музыкальном исполнении.
Хабаровск – полон музыкальных самородков. Я пишу об исполнителях, которые не обучались музыкальной грамоте в традиционной школе. Им от Бога дан талант, который скрывать в себе они не стали, не смогли и вышли на сцену, может быть, понимая, какой ценностью они обладают, стремясь подарить радость музыкального общения другим.
И прежде чем окончательно перейти к описанию достоинств голоса и личности героини моего очерка, позволю себе вспомнить Н.А. Плиско. Он очень хорошо пел. Но я-то его слушала уже в его глубокой старости. Не могла не спросить об его чудесном голосе. И он мне поведал несколько маленьких тайн. Оказалось, что музыкальные способности ему достались от мамы. Пел он всегда хорошо и многие в его семье имели исполнительский талант. В годы войны воевать пришлось всего полгода: получил тяжелое ранение и долго лечился в госпитале. Восстановлением его здоровья после ампутации одной ноги и «собирания по косточкам» другой занимался в Красноярском госпитале Святой Лука, врач-хирург, специалист по гнойной хирургии и автор узко специальных научный публикаций по этой теме. Но самая главная тайна Николая Плиско заключалась вот в чем. После войны он окончил Хабаровскую юридическую школу и работал следователем прокуратуры. Эта профессия сама по себе ко многому обязывает. Но уж не песни петь публично – это точно. Так вот Николай Плиско перед работой по приглашению радиокомитета заходил на радио и записывал (или пел в живую) романсы. До того был голос хорош и исполнение, что он пользовался вот таким спросом. Коллеги об этом его увлечении и такой дополнительной работе и не ведали.
Возможно, где-то в архивах и сохранился его голос и можно при желании найти и прослушать.
А вот голос Людмилы Петровны Бруй в студийной записи не имеется. Ее можно услышать только «вживую» и на домашних записях близких лиц и родственников.
Судьба свела нас совершенно случайно и при таких обстоятельствах, о которых не хочется писать. С первых минут общения я обратила внимание на ее совершенно необычайный в разговоре тембр голоса. Конечно, беседовали чисто по деловым вопросам. Спутать ее голос с каким другим было невозможно. Как-то я ей сказала об этом. И на мою реплику она ответила: «Вам надо послушать, как я пою».
Уходили месяцы и даже уже годы нашего знакомства, но как-то все не складывалось это, не исполнялось «надо послушать».
И вот я иду на сольный концерт юбиляра. Исполнителю 70 лет. Я пришла в дом ветеранов Краснофлотского района, пристроилась в первом ряду, чтобы фотографировать и записывать исполнение без помех впереди сидящих слушателей. И при первых же звуках ее голоса, голоса Людмилы Петровны Бруй, просто потерялась в пространстве, мыслями, сознанием улетев вместе с ним куда-то в заоблачные выси… Описать словами такое исполнение просто невозможно! Я слушала арии из популярных и с детства слышанных известных опер, романсы и не могла насладиться легким, свободным, летящим в ширь голосом… Меня понять сейчас может лишь тот, кто был со мной в одном зале в далеком уже 2011 году.
Вот это физик! Я-то перед этим видела, как легко Людмила Петровна управляется с физическими формулами, моментально делает расчеты различных величин с движением физических тел, мы были с нею у экспертов-специалистов по узким вопросам, и она говорила с ними на одном языке…
Боже мой, Боже мой! Вот уж действительно: лирика всегда рядом с физикой. Одно без другого не существует: если талант, то талант во всем.
Вот так мы и сблизились окончательно уже и в другой области.
В тот юбилей друзья по самодеятельному исполнению песен и другим видам творческой деятельности произносили очень хорошие слова в адрес Людмилы Петровны, не осталась и я в стороне от желания выразить свое восхищение талантом исполнителя.
Потом, позднее, мне довелось быть на собрании в музыкальной школе одной из внучек Людмилы Петровны вместе с ее дочерью. Были выступления, музыкальные номера. И вдруг прямо из зала, комментируя детский концерт, пропела несколько фраз дочь Людмилы Петровны. Ее голос был иной, чем у мамы, но не менее интересный, грудной, чистый и тонкий, как лучик света пробиваюшийся утром сквозь занавешенное окно. Удивительные способности в семье! Позднее много раз слушала этот голос и не переставала испытывать восторг и наслаждение!
Но вернемся к моей героини.
Мы подружились с Людмилой Петровной, поддерживая друг друга при необходимости в разных ситуациях. И вот в 2014 году, когда мы с Еленой Михайловной Крадожен-Мазуровой задались целью познакомить хабаровчан с творчеством поэта Игоря Царева, встал вопрос о создании литературно-музыкального сообщества в краевом центре для того, чтобы этим заниматься вплотную, а также и в целом нести русское слово, что говорится, в массы.
Людмила Петровна откликнулась на мою просьбу: она присутствовала на том собрании 29 января 2014 года и также является учредителем Русского литературного клуба «Дальневосточники». В тот день мы договорились о проведении литературно-музыкальных вечеров с привлечением Людмилы Петровны к исполнению вокальных произведений на встречах этого клуба. Наверное, если бы мы обосновались где-то в Краснофлотском районе, это было бы возможным. Но мы преследовали цель быть в центре города, в ДВГНБ со своими литературными встречами. Нам не предоставили возможности по использованию музыкального инструмента. Людмила Петровна, став учредителем РЛК «Дальневосточники, так ни разу и не исполнила своих романсов для нас – в тот период, когда свои мероприятия мы проводили очно. Сейчас, напомню, РЛК существует только онлайн.
Но вот эта ее поддержка в нужный момент остается в моей памяти. Я очень благодарна Л.П. Бруй за такую поддержку: она действительно подставила нам свое надежное и верное плечо.
Прошло десять лет. За это время Людмила Петровна пела в парке «Динамо» на открытой сцене, и мы слушали ее вместе с Валентиной Ивановной Воейковой (на тот момент - редактор журнала "Аргументы времени"). Валентина Ивановна впервые слышала Людмилу Петровну со сцены и была изумлена. «А – то!» – говорила я ей с гордо поднятой головой, типа: «А я вам что говорила!» Людмила Петровна признана лучшим голосом края.
В этом году Людмиле Петровне отметили очередной юбилей. О! Она – пела. Пела свои любимые арии и романсы. И на свой юбилей, и на День Победы 9 мая 2021 года.
2021 год. Дом ветеранов Краснофлоткого района города Хабаровска
Людмила Петровна исполняет песню «Руки», музыка: Илья Жак, слова:  Василий Лебедев-Кумач.
2021 год. На краевом конкурсе Людмила Петровна исполняет песню «Старый парк», музыка: А.Островский, слова: В.Бахнов и Я.Костюковский.
И в этот свой юбилей, выступая на краевой сцене, Л.П.Бруй стала лауреатом краевого конкурса «Нам рано жить воспоминаниями».
Бесспорно: такого ярко выраженного женского контральто в Хабаровском крае нет!
Дорогая моя Людмила Петровна! Пишу вам добрые и теплые слова благодарности за ваш талант, за вашу скромность, за реализацию своего музыкального таланта в этой нашей суетной земной жизни. Пусть ваш голос звучит для благодарных слушателей в дни праздников и радует, и возвышает, уносит в заоблачные выси! 
24.06.2021года
Автор очерка Галина Пысина