В пейзажах Сезанна
исчезают
изменчивость и текучесть времени
соразмерные
человеческой жизни, и невозможно
определить время дня или время года,
когда картина была написана.
Вечнозеленая растительность,
ровное, спокойное освещение
не фиксируют момента,
словно сам художник отбрасывает
все, что может лишить ясности
изображаемое, и заставляет
звучать реальность
самой природы,
которая основана
не на моменте,
но несет в себе постоянство - протяженность во времени.
Это приводит Сезанна к вневременным моделям -
мифологемам
неизменного: он пишет скалы, горы
каменные кристаллические дома города,
вечное небо,
неизменно-изменчивое зеркало
воды - море, озера, разливы рек,
пишет деревья - пинии, каштаны, лес,
чьи жизни, по сравнению с человеческой,
приравниваются к вечности.