Кто любит Россию, внемлите Ильину!

Владимир Мироненко
 Кто любит Россию, внемлите Ильину, лучше поймете, какой Россия была, почему стала такой, как ныне, какой вновь может стать.
            I
Кратко о моём любимом философе
Иване Александровиче Ильине (1883 -1954)
               
Родился в Москве в дворянской семье. В 1901 г. закончил гимназию с золотой медалью, в 1906 г. – императорский Московский университет, Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1909 сдал экзамены на степень магистра государственного права и был утверждён в звании приват-доцента на кафедре энциклопедии права и истории философии права.  В 1910 публикует первую свою научную работу «Понятия права и силы». В конце этого же года уезжает в научную командировку в Германию, Италию и Францию и читает лекции в университетах  Гейдельберга, Фрейбурга, Геттингена, Берлина и Парижа.  По возвращении в Москву, преподавая в  университете, публикует шесть больших статей о философии Гегеля, как учении о конкретности Бога и человека.*) Ильин продолжает читать лекции на юридическом факультете университета и после бандитского октябрьского переворота.  26 сентября 1922 вместе с другими учёными, литераторами и философами чета Ильиных (профессор с женой Натальей Николаевной Ильиной-Вокач)_была выслана в  Германию, в Штеттин. В Берлине семья прожила 16 лет.  Здесь  Ильин включился в работу по организации Религиозно-философской академии и философского общества. В 1923 становится деканом Русского научного института – читает лекции на русском и немецком об энциклопедии права, истории эстетических учений, введении в философию и эстетику. В 1924 избирается член-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Активно печатается во многих эмигрантских изданиях («Слове», «Новом времени», «Новом пути» и др.); входит в редакцию
Парижского «Возрождения» , когда его возглавлял П.Б. Струве**); даже становится редактором-издателем журнала  «Русский колокол» (1927-1930).
Журнал способствовал формированию в эмиграции «Союза русской национальной молодежи».
 С 1925  начинают выходить его произведении: «Религиозный смысл философии». Три речи» (1925), "Сопротивление злу насилием» (1925), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы художества. О совершенном в искусстве» (1937).
Через полгода после прихода к власти Гитлера, в 1934, Ильин был уволен из университета за отказ от участия в фашистской пропаганде, а в 1938 ему были запрещены любые публичные выступления. Печатные труды его были конфискованы. Замучили доносы и угрозы. Ильины были вынуждены покинуть Германию; поселились в пригороде Цюриха –  в Целликоне. Так бескомпромиссный человек пришёлся не ко двору и большевицкой, и гитлеровской властям. В Целликоне была написана им на немецком трилогия, именно: 1."Огни жизни. Книга утешений»; 2. «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний»; 3.  «О грядущей русской культуре». Здесь  же он завершил «Аксиомы религиозного опыта», над которыми  работал более 33 лет. Здесь же опубликовал полторы сотни статей (за 1948-1954 гг.) о духовном обновлении будущей России - изданы  были после в двух томах под общим названием «Наши задачи». Он до конца дней своих был озабочен судьбой Родины.  Иван  Александрович Ильин, подобно Сократу и Иоанну Златоусту, как проповедовал, так и жил. Он  был прекрасный семьянин, сердцем верующий в Бога,  не изменял своим убеждениям в угоду земной любой власти.
Умер философ 3 октября 1954 . Супруга его - Наталья Николаевна (в девичестве Вокач) - пережила его на восемь лет.  Вместе они прожили почти полвека.

  *)Статьи стали основой его диссертации, защитив которую в 1913,  получил сразу две степени магистра и доктора государственных наук. Диссертация была издана как  двухтомная монография в 1918 году.
**) Струве Пётр Бернгардович (1870-1944) -
российскийф политический деятель, философ, экономист, публицист, издатель, академик РАН (исключён в 1928 г.), был легальным марксистом – автор манифеста Первого съезда РСДРП, стал воинственным антибольшевиком, как и Ильин.

 Продолжение - "Моё восприятие Ильина" - последует позже.