Родина там, где мы...

Валентина Зеленкова
    «Родина там, где мы...» - эти слова моего слепого деда Афони я запомнила с детства. Я выросла у него «на плечах» - стоя на спинке стула, где он проводил практически всё время, я вместе с ним слушала радио, читала ему газеты, описывала картинки в своих детских книжках. Я страшно жалею, что не догадалась записать его рассуждения обо всём на свете – сначала была мала, а потом река жизни закрутила и унесла совсем в другие края. И только выйдя на пенсию, нашла время заняться Родословной и как-то оформить те крохотные обрывки воспоминаний.
     Дед мой, Афанасий Степанович Букреев, 1883 года рождения, родом из Новокузнецка. Образование – 4 класса церковно-приходской школы. В 16 лет остался без отца, с отчимом характером не сошёлся и уехал в Барнаул. Работал в железно-дорожных мастерских, женился. К моменту Октябрьской революции у него уже было двое сыновей – Николай 1912 года рождения и Денис – 1915 года. В 1918 родилась дочь Нина, а 1926 – Раиса. Дед к тому времени вступил в Коммунистическую партию. Он всегда отличался характером настойчивым и дерзким, был умён и красив. Жену свою, Арину, старше себя по возрасту, выкрал из-под венца и ведь подружился потом со всеми её многочисленными родственниками.
     А в начале тридцатых в рядах 25-тысячников отправился в нынешний Восточный Казахстан, а тогда – Томскую губернию. Колесили с семьёй в долине реки Бухтармы – от истока до устья и дальше по Иртышу до Усть-Каменогорска. Там и была рассредоточена впоследствии вся наша многодетная родня. Последнее назначение деда – директор лесопилки в Катон-Карагае. В 1937 году был репрессирован, отправлен по Иртышу в ГубЧК. Но сравнительно быстро реабилитирован и возвращён по месту жительства. В это же время сына его Николая укусил клещ, и у него «отсохла» рука, что впрочем, не отняло у него плотницких умений и навыков, он отлично управлялся с любым инструментом. Сына Дениса взяли на службу в далёкий Тихоокеанский флот, дочь Нина вышла замуж за пограничника, да и Раиса вместе с семьёй жениха укатила в Брест. Остались семья Николая и невеста Дениса – сиротка Сашенька Семёнова, которую в 1937 году назначили заведующей местной пекарней. У деда прогрессировала глаукома, он начал сильно кашлять, отказывали ноги – давал себя знать возраст.
    В мае 1941 года из армии в звании старшины вернулся Денис, 21 июня они расписались с Сашенькой, а 22 июня началась война... Из дедовой близкой родни под призыв попали его единоутробный брат Дмитрий Халявкин, брат жены Фёдор Чесноков и сын Денис – его призвали в ноябре 1941 года в 74 отделение морской бригады Черноморского флота командиром отделения автоматчиков. 22 февраля 1942 года он был тяжело ранен в правую ногу и до мая 1943 года лечился сначала в госпитале, а потом дома, в Восточном Казахстане. Кстати, когда ехал в санитарном поезде, встретился со своим дядькой, Фёдором Чесноковым – он тоже был ранен и возвращался домой. А Дмитрий Халявкин погиб – он служил поваром, и его полевая кухня попала на передовой под жестокий обстрел.
Денис Букреев с мая 1943 по октябрь 1945 года снова служил командиром отделения автоматчиков 386 отдельного стрелкового батальона морской пехоты. 5 ноября 1944 года был ранен в голову и в грудную клетку, но быстро восстановился и вернулся в строй. Уволен в запас 20 октября 1945 года. Награжден Орденом «Красного знамени», медалью «За победу над Германией».
    Александра Степановна Букреева, приехавшая в Казахстан в 1934 году, до 1947 года работала в пекарне. С 1947 по 1960 год они всей семьёй, включая деда и бабушку, ездили по Восточному Казахстану по местам назначений моего папы, Дениса Афанасьевича. Он повторил судьбу деда – поднимал хозяйство страны. Кем только не работал - от заместителя председателя по заготовкам сельхозпродукции до директора подсобного хозяйства. А летом 1960 года мы, то есть родители, четверо детей и бабушка с дедом, переехали в Барнаул...
Катон-Карагайский район Восточно-Казахстанской области –  дед и родители называли его Шамбалой, страной обетованной. Они все там выжили в тяжелейшую войну, сохранили детей и стариков. Наша многочисленная казахстанская родня, она разлетелась по всем уголкам России,  и навсегда осталась творческой, истовой на работу, лёгкой на подъём и непременно поющей. В радости и в горе, в забвении и на миру – всегда!
        Родина там, где мы! И совсем не важно, в какой точке России ты сейчас проживаешь. Главное – осознание своей причастности  и необходимости. Роду, Народу, Родине...