Из истории Суздальского Ризоположенского женского

Анастасия Сергеевна Соколова
          ИЗ ИСТОРИИ СУЗДАЛЬСКОГО РИЗОПОЛОЖЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ


По благословению
Высокопреосвященнейшего ЕВЛОГИЯ
архиепископа Владимирского и Суздальского

            
         В  истории   Суздальского Ризоположенского женского монастыря – одного из древнейших в Северо-Восточной Руси, начало  XXI века  отмечено чередой знаменательных дат и событий. В 2007 году монастырь праздновал 800-летие со дня   его  основания епископом Ростово-Суздальским Иоанном.  В 2012 году  торжественно отмечалось 800-летие со дня рождения преподобной Евфросинии Суздальской, избравшей местом своих иноческих подвигов эту благодатную Божию обитель. А в 2013 году исполняется 100-летие со дня Высочайшего посещения Ризоположенского монастыря Его Императорским Величеством Государем Императором Николаем Александровичем с его Августейшим Семейством.


                *     *     *

         Суздальский Ризоположенский монастырь был основан епископом Ростово-Суздальским Иоанном в 1207 году. В «Историческом собрании о богоспасаемом граде Суждале» ключаря  суздальского Рождественского собора Анания Федорова (1754 г.)   годом  основания обители назван 6715, то есть 1207.
         Как указывает В.Георгиевский в своем «Историко-археологическом описании Ризоположенского монастыря» (Владимир, Типо-Литография Губернского Правления, 1900), «Время – первая половина ХШ столетия в церковном отношении было весьма благоприятное для Суздаля, отмеченное созидательно-благоустроительной деятельностью святителя Иоанна, епископа «Суздальской страны», так что в сообщении Анания Федорова о годе основания монастыря сомневаться особых причин, как будто бы, нет».

         История Суздальского Ризоположенского женского монастыря неразрывными   духовными узами связана с именем преподобной Евфросинии Суздальской, с юных лет и до своей блаженной кончины подвизавшейся в этой  благословенной Божией обители и прославившей ее своей подвижнической жизнью во славу Господа. На протяжении восьми столетий народ русский  с благоговением хранил память о святой угоднице Божией. И сегодня   ее жизнь служит примером несения  христианского и дочернего долга перед Господом и  Отечеством.

         По словам Высокопреосвященнейшего Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского, в числе древнерусских святых прославлены лишь 12 жен, 3 из них связаны с Владимирской землей – Иулиания Лазаревская , Феврония Муромская и Евфросиния Суздальская*.


                ЧАДО, ВЫМОЛЕННОЕ У ГОСПОДА


         В 1227 году стены обители приняли под свою сень юную княжну Феодулию. Из Списка Жития преподобной  Евфросинии Суздальской, принадлежащего перу «смиренного инока» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория, становится известно, что «Преподобная Евфросиния, в миру Феодулия, родилась в 1212 г. в древнем граде Чернигове. Ее отцом был благоверный князь Михаил Всеволодович, потомок великого  князя Владимира, крестившего русскую землю. С молодых лет князь Михаил был благочестив и боголюбив, часто пребывал в посте и молитве, раздавал милостыню убогим и нищим. Такова же была и жена его Феофания.
         Долго супруги не имели детей. Скорбя о своем бесплодии, они часто ходили в Киево-Печерский монастырь, чтобы помолиться Пресвятой Богородице о даровании им чадородия, послушать наставления старцев, подать милостыню со славу Божию на монастырь и братию. И вот усердная молитва благочестивых супругов была услышана.  Трижды во сне являлась им Сама Пресвятая Богородица. В первые два Своих посещения Она вручила супругам благовонный ладан, наполнивший весь дом неземным благоуханием и голубицу - предвестницу скорого зачатия княгини. «Вскоре князь и княгиня отправились в Киево-Печерский монастырь и, как и всегда, войдя в храм Пресвятой Богородицы, слезно молили Пречистую и великих отцев Антония и Феодосия о даровании им чада. И в третий раз явилась им Пресвятая Богородица, теперь уже со святыми отцами Антонием и Феодосием, устами которых им было сказано – «Идите теперь к себе, и вы зачнете дщерь, и наречете имя ей Феодулия. Берегите же ее со всяким страхом, ибо быть ей честным сосудом Святаго Духа и славнейшей среди девственных служительниц Богу и Царице Небесной в Суздальском монастыре Положения Ризы Ея во Влахерне. Пищей же сему чаду будет хлеб, соль и вода; мяса же не вкусит она. Ко всему, не будете больше неплодны…».
        Вскоре после праздника Положения честныя Ризы Пресвятой Богородицы, княгиня сообщила своему благоверному супругу о том, что она зачла во чреве долгожданное, вымоленное у Господа дитя.
        Родившуюся дочь крестили в храме Пресвятой Богородицы Киево-Печерской обители. Восприемником новорожденной от святой купели был сам отец игумен монастыря. Новокрещенную во Христе нарекли Феодулией - (раба Божия – греч.)
        С младенчества Феодулия отказывалась от молока кормилицы, если та накануне вкушала мясное или молочное. Повседневной трапезой угодницы Божией в течение всей ее жизни были хлеб, вода и соль. В неустанных молитвах протекала жизнь юной княжны Черниговской. В отчем доме под руководством благочестивых родителей и своего учителя боярина Феодора княжна рано научилась грамоте, прослыв одной из самых образованных отроковиц своего времени.
        Заботясь о будущем своей дочери, родители решили выдать ее замуж за суздальского князя Мину, потомка варяжского князя Шимона, бывшего любимым учеником преподобного Феодосия Печерского. Смиренная раба Божия Феодулия не желала этого брака, но не нашла в себе сил противиться воле родителей. После скрепленного обещанием обручения назначено было бракосочетание. Но их браку не было суждено состояться. На пути  в Суздаль невесту застает известие  о скоропостижной кончине   жениха. После похорон князя Мины юная княжна  приняла решение посвятить  свою жизнь трудам и иноческим подвигам во славу Господа под сенью монастырских стен Суздальского Ризоположенского монастыря.


                ИНОКИНЯ ЕВФРОСИНИЯ
 
         Незадолго до решивших судьбу рабы Божией Феодулии событий, она сподобилась яркого сновидения. Взору княжны явственно предстала картина грядущего Судного Дня, где каждому определялось по вере его. Господь, держащий в руке Книгу Жизни, и стоящая одесную его Матерь Божия манили Феодулию к себе.
         А игуменьи Ризоположенского монастыря в это же время было видение, в котором она прозревала появление в обители молодой инокини, которая превзойдет всех подвигами служения Господу и слух о суздальской подвижнице веры пройдет по всей Руси.
         25 сентября в день преподобной Евфросинии Александрийской смиренная послушница Феодулия, приняв постриг, становится инокиней Евфросинией (с греческого – радость). Ее служение Господу в Ризоположенском монастыре так описывается в Житиях всех святых: «Здесь она скоро превзошла всех иноческими подвигами. Чтобы укротить свои телесныя страсти, она только раз в день, а иногда и через день принимала пищу и часто проводила ночи без сна. Несмотря на это, нередко смущалась искушениями… «Зачем Господь попускает такия тяжкия искушения?», - спрашивала она однажды игуменью. «Без нападений врага не было бы твердых царских рабов, - отвечала опытная старица, - так и Господь допускает Своим рабам терпеть искушения, чтобы явились добродетели их». По смерти игуменьи св. Евфросиния заняла ея место и в этом сане усилила свои подвиги».
          Преподобная  Евфросиния прославилась полученным от Господа даром предвидения и исцеления ран душевных и телесных.  В Суздальский Ризоположенский монастырь со всех концов земли русской стал стекаться народ, алчущий получения скорой помощи и благословения инокини Евфросинии.
   С дозволения игуменьи инокиня Евфросиния давала душеполезные советы и наставления послушницам и сестрам. «Послушание и смирение, - говорила она, - лучшее украшение инокинь, кротость и немногословность – обязанности их. Голос инокини должен быть тихим, умеренным, а слово нелживым и добрым. Нельзя никого судить и срамить, превозноситься – напротив, нужно считать себя ниже других и непрестанно помнить о часе смертном. Все это необходимо соблюдать неукоснительно, ибо без этого невозможно унаследовать вечное блаженство, уготованное любящим Господа».
          Ризоположенский монастырь при Евфросинии славился особым порядком и благочинием. В него стали притекать насельницы из числа никогда не бывших замужем девиц и потерявших своих мужей бездетных вдов. Обитель разрослась так, что из одного монастыря образовалось два. Обитель разгородили стеной на две части: в одной жили девицы, а в другой – вдовы. Это деление имело мудрую цель: уберечь инокинь-девиц от неспасительных знаний о мире, которые они могли бы получить от инокинь-вдов. Девицам-черноризицам также было запрещено беседовать с женщинами замужними. Тогда же для вдовиц был построен особый Троицкий храм.

          В 1237 году полчища монголо-татарского хана Батыя вторглись  в пределы  ослабленной княжескими междоусобными распрями Руси: «Явил Господь силу врага и вся земля Русская застонала под ужасом его нашествия».
   Разорив великокняжескую столицу древней Руси Владимир, Батый направил полчища завоевателей для взятия Суздаля. Татары сожгли все храмы и монастыри в Суздале, но, по молитвам святой Евфросинии, Ризоположенский монастырь Господь чудесно сохранил, «…блаженная же Евфросиния с великою, (с игуменьей) и черноризицами, не отступивше от монастыря своего, с великим воплем молящееся ко Господу, руце воздеюще на высоту, да ущедрит Господь град Суздаль. …Сниде мрак во облаце, и пришедше невернии, поискавше места того и не обретоше  е».
   


                РОД, НАГРАЖДЕННЫЙ БЛАГОСЛОВЕНИЕМ БОЖИИМ

          Господь открыл преподобной Евфросинии, что в Орде мученической смертью погибнут ее отец, Киевский князь, Михаил Черниговский и боярин Феодор. Тогда Евфросиния отправляет письмо отцу с призывом крепиться духом, и не смущаться перед предстоящей смертью: «Ты, благий мой отче,- писала она отцу, - послушай меня: держись как добрый воин во славу Христа. А если не послушаешься меня, знай, что отселе я – чужая, а не дочь твоя. Царство же хана Батыя вскоре разрушится, ибо кровь православных христиан вопиет на него ко Господу».
          Многие приближенные князя советовали ему ехать в Орду с покорностью Батыю. Князь сознавал эту необходимость, но не путем измены вере православной. Прибывши в Орду, князь и боярин Феодор отказались исполнить языческие обряды. «Я не хочу быть христианином только по имени, но  творить дела язычника»,говорил князь. Оба начали готовиться к лютой смерти, и, приняв страшные   мучения, были обезглавлены. Казнь произошла в 1246 году 20 сентября. Христиане тайно перенесли их честные останки в Чернигов.
          Вскоре в сиянии небесного света в белых ризах предстал пред дочерью своей князь Михаил вместе с боярином Феодором и сказал ей: «Благословенна ты, чадо, у Господа, так как воистину твоим посланием я укрепился и получил спасение».
          Мученики князь Михаил и боярин его Феодор, черниговские чудотворцы, причислены к лику святых в XVI веке, день памяти отмечается 20 сентября. В настоящее время их мощи почивают в московском Архангельском соборе.
          Как сказано в Житиях преподобной Евфросинии: «За этот подвиг свой отец Евфросинии князь-мученик Михаил не только на небесах, но и на земле был награжден благословением Божиим: в то время как роды многих других потомков равноапостольного Владимира угасли, от святого Михаила произошли такие благочестивые княжеские фамилии, как: князья Волконские, Горчаковы, Долгорукие, Елецкие, Звенигородские, Оболенские и Щербаковы».
          Своей подвижнической жизнью оставила глубокий след в истории Ростово-Суздальского княжества и младшая дочь князя Михаила Черниговского – Мария, в иночестве Марина. В память о своем супруге, князе Ростовском Васильке Константиновиче, принявшем смерть от рук монголо-татарских завоевателей, княгиня Мария основала монастырь, в стенах которого она и отошла ко Господу в 1271 г.
          Внук св. князя Михаила Черниговского благоверный князь Олег Романович Брянский, как повествуют Жития всех святых, «вполне подражал своему св. деду в благочестии. Познав суетность земного счастия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату, а сам решился служить Богу в иноческом чине. Он соорудил Петропавловскую обитель в Брянске и скончался строгим подвижником».
          День поминовения святого 20 сентября/3 октября.
   


                НА ПУТИ К ОТЕЧЕСТВУ НЕБЕСНОМУ

         Преподобная Евфросиния ненамного пережила своего родителя. Угодница Божия удостоилась лицезреть отца своего и боярина Феодора, возвестивших ей о предстоящей кончине. «Поняв, что приближается конец ее земной жизни, княжна Евфросиния в последний раз обратилась с напутственным словом к сестрам-черноризицам. После чего, чувствуя приближение кончины, причастилась Святых Божественных тайн, осенила себя крестным знамением и со словами: «Господи, в руце Твои предаю дух мой - тихо отошла в жизнь вечную».  Преподобная скончалась 25 сентября 1250 года. Ей было 38 лет.
          У гробницы святой в Ризоположенском монастыре начали совершаться многочисленные чудеса-исцеления, молва о которых разнеслась по свету.

          В царствование Иоанна Васильевича Грозного монахом Спаса-Евфимиевского монастыря Григорием было написано «Житие преподобной Евфросинии Суздальской». Епископ Суздальский Варлаам передал Житие святой митрополиту Московскому и всея Руси Антонию, который ходатайствовал перед царем о канонизации угодницы Божией Евфросинии. В 1576 году Русская Православная Церковь причислила Евфросинию Суздальскую к лику святых в чине преподобной.

         Обретение честных мощей преподобной Евфросинии Суздальской состоялось 18 сентября 1699 года (по другим данным в 1700 г.) при преосвященном Иларионе, митрополите Суздальском. «Торжественно отслужив в Ризоположенском монастыре молебен и всенощное бдение, святой владыка благословил копать землю над гробом преподобной Евфросинии. Когда обрели гроб и открыли его, увидели нетленные мощи  преподобной; нетленными оказались и ее ризы. Святитель повелел учинить во всем городе «великий звон» и совершил Божественную литургию при громадном стечении народа. Мощи святой угодницы святитель Иларион переложил в новую раку и поставил их близ северных врат в Ризоположенском соборе». С тех пор к открыто почивающим мощам преподобной Евфросинии стал стекаться православный народ со всей Руси великой, а Ризоположенский  монастырь, хранящий в своих стенах эту драгоценную святыню, в народе стал известен как «Преподобенский»  преподобной Евфросинии  монастырь.

        Два столетия спустя, 17 сентября 1900 года, Суздальский Ризоположенский женский монастырь  торжественно праздновал двухсотлетие открытия святых мощей преподобной и благоверной великой княжны Евфросинии Суздальской. С пасторским словом обратился тогда к сестрам Ризоположенской обители священномученик митрополит Серафим (Чичагов): «Воистину блаженны вы, возлюбленные матери и сестры, спасаясь в такой святой обители, порожденной духом дивной избранницы Божией. Сердце мое стремится именно сегодня напомнить вам это, чтобы вы еще более прониклись чувством благодарности за все матери-заступнице вашей, преподобной Евфросинии, оберегающей не только вас, детей своих, но и всех, кто к вам усерден, ласков, внимателен и доброжелателен».
 


                РИЗОПОЛОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ  - ВЕК XX

       На ту пору игуменьей монастыря была мать Серафима (1823 – 1907 гг.). За 33 года ее управления обителью Ризоположенский монастырь достиг наибольшего процветания и благолепия. Под ее руководством были проведены реставрационные и строительные работы по благоустройству обители, благодаря чему архитектурный ансамбль монастыря составил единое гармоничное целое. Он включал в себя два каменных храма: соборный, во имя Положения Ризы Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобной Евфросинии, и теплый, трапезный Сретенский с приделами с южной стороны во имя Антония и Феодосия Печерских, и у северной - великомученика Пантелеимона. Кроме того, в бывшем Троицком монастыре - каменную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя Печерской Божией Матери с южной стороны и во имя Успения Пресвятой Богородицы в нижнем этаже церкви. В ограде, окружающей Ризоположенский монастырь, возвышалась грандиозная «Преподобенская колокольня», нареченная в народе «Суздальской свечей» высотой в 98 аршин (71 метр). В ограде монастыря было устроено несколько башен - входные, водовозные, въездные, и Святые ворота с двумя шатровыми башнями и с двумя проездами.  Внутри монастырской ограды  были построены  обширная трапезная, игуменская келья и здание женской церковно-приходской школы. Украшением обители служили и многочисленные фруктовые деревья, высаженные вдоль дорожек и около келий.

        Игуменья Серафима (в миру Дарья Александровна Лотова) скончалась 18 декабря 1907 года на 85 году жизни и 33 году настоятельства – в год 700-летия Ризоположенского монастыря.  Из некролога на смерть игуменьи Серафимы, составленного священником  Александром Цветковым: « Обладая неустанной энергией и трудолюбием, игуменья Серафима много потрудилась для благоустройства Ризоположенского и Васильевского женских монастырей… Мир праху твоему, великая труженица! Дай Бог, чтобы на святой Руси было  больше таких усердных, деятельных, добрых и опытных Настоятелей  монастырей».
   
         Указом Владимирской консистории от 8 февраля 1908 года на должность настоятельницы монастыря назначается монахиня Капитолина  (в миру Ксения Никонорова). 9 мая 1908 года возведенная в сан игуменьи.


              ПОСЕЩЕНИЕ ОБИТЕЛИ АВГУСТЕЙШИМИ ПАЛОМНИКАМИ

         6 июня того же года игуменья Капитолина  встречала у Святых врат  в Ризоположенской обители  Ее Королевское Величество Королеву Эллинов Ольгу Константиновну и Его Императорское Высочество Великого князя Константина Константиновича с Августейшими детьми, которые со свитою прибыли в Суздаль для поклонения святыням  древнего города и осмотра его археологических достопримечательностей. В Ризоположенский монастырь  Высочайшие  паломники прибыли   в два часа по полудни.
         Как сообщают «Владимирские Епархиальные Ведомости»,№30-31 от 2 августа 1908 года, «Здесь у святых врат Августейшие Особы были встречены настоятельницею монастыря игуменьей Капитолиною и старшими монахинями обители. По просьбе игуменьи Высокие гости направились в приготовленные для них в монастыре помещения. Путь, по которому следовали Высочайшие Особы, был усыпан желтым песком и украшен зеленью и цветами. По сторонам пути стояли в порядке старшинства монахини и послушницы монастыря.
         Отдохнувши несколько в отведенных комнатах, Высокие посетители проследовали в Ризоположенский храм, где были встречены монастырским духовенством, совершившим краткое молебствие с провозглашением многолетия. После сего настоятельницей монастыря были поднесены Высоким гостям иконы и просфоры. Приложившись к мощам преподобной Евфросинии, Ее Королевское Величество и Его Императорское Высочество с Детьми направились к памятнику почившей игуменьи Серафимы, о деятельности которой был сделан доклад В.Т.Георгиевским».

         В год празднования 300-летия Дома Романовых, в мае 1913 года на долю игуменьи Капитолины выпала честь встречать в стенах Ризоположенской  обители Его Императорское Величество Государя Императора Николая Александровича с его  Августейшими Дочерьми.
         «Владимирские Епархиальные Ведомости», за №33 от 17 августа 1913 года сообщают:«Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю Александровичу с Августейшим Семейством благоугодно было 16 числа месяца мая посетить города Владимир и Суздаль и Боголюбов монастырь, Владимирского уезда, и – 23 мая - город Переславль…
         В город Суздаль Его Императорское Величество с Августейшими Дщерями изволил прибыть около 4-часов дня. Здесь в Богородице-Рождественском городском соборе Высочайшие Особы  встречены были Преосвященным Митрофаном, Епископом Муромским и соборным духовенством.… Из градского собора Его Величество с Августейшими Дщерьми изволили проследовать в Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Здесь у западных дверей соборного храма обители Высочайшие Особы встречены были настоятельницею монастыря игуменьею Капитолиною и монастырским духовенством со святым крестом и святой водой. При пении монастырским хором тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя…» и величания Его Величество с Августейшими Дщерьми изволили прикладываться к честным мощам преподобной Евфросинии и обозревать храм. И в эту обитель Его Величеству благоугодно было пожертвовать полное священническое облачение из бухарской парчи и воздухи. В память об этом визите в Ризоположенском монастыре, как и в других суздальских монастырях, где побывал царь, в одном из его храмов, на видном месте под  стеклом была  помещена медная мемориальная доска художественной работы с текстом славянского шрифта, изготовленная суздальскими мастерами».


         Если первые годы начинающегося ХХ  века вселяли уверенность в дальнейшем процветании  Божией обители, то последующие десятилетия  не оставляли никакой надежды на ее возрождение.
                *   *   *

         8 февраля 1923 года, через 10 лет после посещения Царственными паломниками Ризоположенского монастыря обитель прекратит  свое существование. Игуменью Капитолину ждет тюремное заключение. В  монастырских стенах расквартируют особый дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора. В Ризоположенском соборе, лишенном  северного и южного притворов, богоборцы устроят электростанцию. В 1930 году с суздальских храмов начнут сбрасывать колокола. Двенадцать колоколов  отправят на переплавку с главной вертикали Суздаля – «Преподобенской»  колокольни. В 1934 году под руководством красного латышского стрелка Яна Брамбата будет стерт с лица земли  дивно изукрашенный Троицкий собор, даже без эвакуации иконостаса и внутреннего убранства. В стенах разрушенной Новой Сретенской церкви устроят клуб особого дивизиона ОГПУ, а позднее – городской кинотеатр. В помещении, примыкающем к Святым воротам монастыря, разместят сначала крольчатник, а потом склад горючего НКВД. Семьи работников политизолятора, а позднее и местные жители займут кельи в Игуменском доме.


                ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ

          По словам святого мученика митрополита Серафима (Чичагова), «святыня никогда не предается совершенному запустению». В 1999 году Ризоположенский монастырь был передан Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви. Монастырская жизнь возрождается - здесь заново основана женская обитель под началом игуменьи Екатерины.
          В единственном сохранившемся на территории монастыря Ризоположенском храме, построенном в царствование Иоанна Васильевича Грозного (ХVI в.), после реставрации  совершаются богослужения. В день памяти святой Евфросинии Суздальской  1 октября  1999 года  в восстановленном храме была совершена первая служба. Проводится работа по реставрации «Преподобенской»  колокольни, построенной на средства прихожан в 1819 году в честь победы над Наполеоном.

          В 2007 году  Ризоположенский монастырь торжественно отметил  800-летие со дня основания. К этой знаменательной дате  под редакцией В.Г.Громыко вышла в свет книга «Суздальский Ризоположенский монастырь. К 800-летию основания. 1207 – 2007».
         «До полного восстановления монастырского комплекса еще далеко,- говорит игуменья Екатерина,- и не только из-за нехватки сил и средств. На территории монастыря «прописаны» около десятка арендаторов. По сию пору не решен вопрос   об  освобождении территории монастыря от   гостиничного комплекса  и других мирских учреждений: общежития, спортзала, автошколы.  И сама  монастырская территория  еще не оформлена в собственность  обители».
 
 
                *      *      *

         «Радость – это отличие христианина. Христианину  никогда не следует впадать в уныние, никогда не следует сомневаться в том, что добро победит зло…Христианская религия – это религия радости»,**- так писала в своем дневнике святая страстотерптеца  Государыня Императрица Александра Феодоровна.

          1 октября 2012 г. вся Владимирская земля торжественно отпраздновала 800-летие со дня рождения преподобной Евфросинии Суздальской. Богослужение в Преображенском соборе Спасо-Евфимиева монастыря г.Суздаля возглавил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Ему сослужили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, епископ Острогожский Андрей, викарий Воронежской епархии и епископ Муромский Нил, викарий Владимирской епархии. После богослужения в монастырских палатах состоялась научная конференция, посвященная памяти  суздальской угодницы Божией, дух которой никогда не покидал стен  Ризоположенской обители.

          Со многими трудностями, легшими на плечи игуменьи и сестер, связано возрождение  Суздальского Ризоположенского женского монастыря, прославленного подвигами преподобной Евфросинии. И ныне с пронзительной ясностью вновь звучит голос священномученика Серафима (Чичагова), обращенный к инокиням Ризоположенской женской обители:
          «Но сегодня, воспевая заслуги и подвиги преподобной Евфросинии, чувства благодарности к ней должны во имя правды возобладать над немощами нашими и смущениями врага спасения. Воистину и стократ вы блаженны, будучи призваны к духовному трудничеству в этой святой обители, потому что в ней живет еще дух великой подвижницы Евфросинии, дух истинного благочестия, дух трудолюбия, дух послушания, смирения, простоты и иноческой скромности.… Не доказывает ли это, что в такой святой обители достигается все, что в миру считается невозможным?».


      ПРАЗДНИКИ:

2/15 июля – празднование Положения Ризы Богоматери во Влахерне.

Дни памяти преподобной Евфросинии Суздальской

18 сентября/1 октября: 25 сентября/8 октября

__________________________

      ЛИТЕРАТУРА

   
  Дарите любовь. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Москва, Издательский дом Русский Паломник, 2012.
  Жития  всех святых. Составил священник и законоучитель  Иоанн Бухарев. Репринтное издание, Санкт-Петербург, Издательство Воскресение, 1996.
  Суздальский Ризоположенский монастырь. К 800-летию основания. 1207 – 2007. Под ред.  В.Г.Громыко. Суздаль, Ризоположенский монастырь, 2007.
  Владимирские Епархиальные Ведомости. №  30-31, 2 августа, 1908 г; №  33, 17 августа 1913 г.;
   В.Георгиевский. Историко-археологическое описание Ризоположенского монастыря. Владимир, Типо-Литография Губернского Правления,1900;
  Житие преподобной  Евфросинии Суздальской по списку  ХVII века,принадлежащего изначально перу «смиренного инока» Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Григория ;
  «Историческое собрание о богоспасаемом  граде Суждале» ключаря суздальского Рождественского  собора Анания Федорова  (1754 г.)
  Слово в Суздальском Ризоположенском монастыре в 200-летнюю  годовщину открытия святых мощей преподобной Евфросинии Суздальской, сказанное священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым).
         
________________________________________________________


       Москва -  Суздальский Ризоположенский женский монастырь, 2013 год.