Вечерняя беседа 1. 04. 2021

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Вечерняя беседа 1.04.2021 … «Отстаивая Православие, ты Богу будешь угодной. (Алеся: «Отстаивай, Cоня, отстаивай.») Да. Раньше не было науки, не было литературы, не было искусства. Люди не были дикарями при этом. Были гораздо более даже умные, интеллектуалы. Но жизнь внутренняя, духовная, она целиком сосредотачивалась в церковной сфере. В сфере святоотеческой письменности. И за те столетия, когда люди жили ближе к Богу, они были ближе к Богу, они были ближе к спасению своей души, чем мы. Было гораздо больше Святых. Они были совершенно чудесного, высочайшего духа. И вот за это время накоплены гигантские познания в духовной сфере. Огромные! И чтобы немножечко в них разобраться, чтобы хоть чуть-чуть начать что-то понимать, я думаю, всю жизнь надо потратить на это. Причем активно копать самому, активно. Вот, у меня был такой принцип. С юных лет. Никогда не проходить мимо Божественных вещей. Если проходишь мимо Церкви – зайди в Храм. Попадается тебе, там, ссылка на какого-то святого отца – пройди, посмотри, что там. Церковный календарь – обязательно узнай, какой святой сегодня. Есть его житие – прочти житие. Говорит тебе Церковь, там, батюшка говорит, что надо то почитать, надо это – обязательно, бери и читай. И так далее. Потому что ты не знаешь, в какой момент и где постучится к тебе Господь. И в какой момент ты можешь Его отвергнуть: это был Он, а ты Его отверг… Он, может быть, спасти тебя хотел, а ты не захотел… И вот, руководствуясь этим принципом, если ты идешь навстречу – и Он к тебе идет навстречу. И Он всё больше и больше тебе посылает указаний, что – обрати внимание на то, обрати внимание на сё… И вот 25 лет я иду по этой дороге, строго церковной дороге, - у меня ощущение, что я почти даже не начинал… Почти не начинал! Вот это вот… Горизонт знаний – всё больше и больше расширяется. Вижу, что я очень многое не знаю. Чрезвычайно много! Вот этот отец Андрей Ткачев – он, конечно, вообще!.. очень большой знаток в духовных вещах… И вот он говорит: «Я, - говорит, - не думайте, что я очень много знаю. У меня очень маленькие знания». Но для нас он вообще – гигант! По знаниям… Я хочу, чтобы вы испытали в этом интерес. Интерес к этому! Чтоб вы сами попробовали потрудиться в этих сферах. Это только поначалу тяжело к ним приникать. По мере того, как вы будете погружаться туда, сердце ваше начнет испытывать большое очень утешение. Оно связано со смирением, с сокрушением… Вы будете чувствовать, что рядом Господь. Что Он близко. Что близко вот эта святость и спасение… Хотя информации вот такой, для головы, там немного, там самое важное – дух, который движется в этих святых словах… И всё время ощущение такое, что эти слова обращены лично к тебе. Они имеют большую очень силу, и они всегда ОЧЕНЬ СВОЕВРЕМЕННЫ. Обращены к каким-то тайникам твоей души. Тот, кто читает всё время духовное, он всё время держит за руку Господа. И это помогает ему в молитве. А молитва, в свою очередь, она вызывает новые книги. Вот откуда ты знаешь, приходишь ты в храм, - какую книгу ты там увидишь, и какой святой отец тебе попадется? Ты же не знаешь этого… Это, может быть, определяется в те моменты, когда ты молишься… Конечно, моим словам противостоит огромный мир. Где всё совсем по-другому. Люди сейчас живут совсем иначе. Но всё-таки я думаю, что стоит прислушаться к родному отцу, который чувствует ответственность свою за вас и желает вам блага и добра. Этим всем людям, которые показывают вам пример по телевизору, в школах, в университетах, на вас наплевать… Наплевать… Откуда вы знаете, что эти же самые люди говорят в семьях своих? А вдруг они приблизительно то же самое говорят, что и я? На те же самые темы – вот те самые, которые так себя ведут на людях, а в семьях они, извините, вспоминают и о Боге, о Церкви – но только в гораздо меньшей мере… Гораздо меньшей. Почему? Потому что чтобы в этом преуспеть, надо затратить большие усилия. Если человек силен во зле – он слаб в добре. Он слаб в Божественных вещах. И очень жалок. Если б вам Господь показал бы, как эти люди себя ведут по отношению к своим детям, по отношению к женам, что они говорят – вы бы как дважды два четыре увидели превосходство вашего папы, над ними… Я вам очень советую прислушиваться к моим словам. Не вспоминать кого-то, какие-то другие примеры, которые противоречат мне – не разрушайте вашу собственную жизнь. То, что я вам говорю – я не по капризу говорю своему, не потому, что мне так хочется. Хочу, чтобы вы меньше страдали. Чтоб вы были более счастливы. Всё это зависит от меры присутствия Божественных вещей в вашей жизни. Потому что чем больше Божиего, пусть оно смиряет, пусть оно даже горчит временами, но оно очищает, оно развивает душу, оно делает человека трезвее, тоньше, глубже, светлее… А противное – то, что от врага исходит, - оно, конечно, льстит чувствам и сердцу – оно загрубляет, оно человека делает глупым, тупым, безсмысленным. И многие вещи в своей жизни он уже не отслеживает и не понимает. Почему, откуда берутся раздражительные люди, грубые, нечуткие, эгоистичные? Человек этой правды о себе не знает. Может быть, и не узнает еще очень и очень долго. Откуда, наоборот, тонкие, адекватные, чуткие, добрые – откуда? Я утверждаю, что это зависит от меры присутствия Божественных вещей в жизни человека. От того, причащается ли он, молится ли, ходит ли в церковь, читает ли Святых Отцов, читает ли Евангелие – вот от таких вещей… Почитает ли Святых, Матерь Божию… Вот от этого зависит. От Марка свято благословение. (Читаю Евангелие.) Вот так бывает, когда… Не только со словами Господа нашего Иисуса Христа, но и с теми словами, которые человек говорит ПО БОГУ, то есть говорит, желая исполнить Его волю, желая донести Его Откровение, желая поделиться опытом своим, своих усилий по спасению – вот эти слова, которые говорятся по Богу, из глубокого сердца, с желанием поделиться Истиной – они тоже не прейдут. Вот этот мир пройдет. О чем здесь Господь говорит? «Небо и земля прейдут», - это что значит? Мир этот пройдет. А слова Его останутся. Вот эти слова, которые мы читаем, - мы войдём в другой мир, а слова Его останутся… Останутся. В силе. Даже, может быть, в еще большей силе. И мои слова, которые я говорю, по Богу, они тоже не прейдут, они останутся. Они сейчас кажутся, может быть, такими – безсильными, жалкими, неадекватными жизни… Это не так! Я говорю то, что отсеяно – отсеяно опытом, отсеяно скорбями, отсеяно многими очень пробами, отсеяно и размышлениями, и откровениями даже!.. Я говорю вам отборное золото. Потому что вы мои дети… Я же не в театре выступаю. Я говорю своим продолжениям. Конечно, вы всё не поймёте сейчас. Вы всё не оцените. Но в своё время вспомните. Вспомните мои слова. Вот видите – даже записываю. Потому что, ну… Я, конечно, Богу доверяю, что вы запомните, но это тоже будет нелишне. Чтобы у вас была возможность обернуться и посмотреть, что там вам папа говорил. Пока, конечно, интереса я не вижу ни у кого, к моему творчеству… Мама здесь очень большое… (Алеся: «Что мама? Что мама?») Да, мама. Мама очень насмешливый элемент вносит. Но это так – ничего. Ничего страшного. Потому что вы всё равно пока ещё не готовы. Но с возрастом обязательно вернитесь, и пересмотрите, что там папа говорил, о чем я думал. Это вам поможет, в вашей собственной жизни. (Алеся: «Папа! Тебя еще хватит годиков на пятьдесят или на восемьдесят…» Смешок Маруси.) Ладно… (Вздыхаю.) Так меня-то, может быть, и хватит, а они-то пойдут своими дорогами… (Алеся: «А они тебя будут слушать».) Да. Слушайте. И развивайте то, что я говорю, сами. Потом, в своих жизнях. (Дальше читаю Евангелие.) Вот какой посыл у Господа: «Бдите!» Не знаете, когда посетит Господь. Опять же, то самое, что я только что говорил. Ты не знаешь, в какой момент постучит в твоё сердце. То, что связано с Церковью, - это, ну… очень большая вероятность, что это исходит от Него. Потом, конечно, с течением лет, увидите, что и в Церкви тоже бывают искушения, и очень это неожиданно и неприятно встречать, в том месте, где их не должно бы было быть. Но и там бывают. К сожалению. Но для чуткой души, как правило, понятно бывает, вот, кто прав, а кто нет. И нам бы с мамой было бы понятно, если бы мы немножко больше бы… Ну, короче… Винить некого, конечно, кроме себя. Вот… И задним умом человек всегда крепок бывает… Задним числом, приходят правильные мысли. Но так жизнь устроена, что без ошибок не обойтись. И они зачем-то тоже нужны. Если бы мы были бы на высоте какого-нибудь епископа, нам бы всё понятно было. Но мы же не епископы… Когда нам тогда сказал владыка Алексий, Орехово-Зуевский, что таинство духовничества уступает таинству Церкви, мы, конечно, почувствовали, что это очень серьёзные слова… Это были очень серьёзные слова, исходящие от епископа, от Владыки, - но этот Владыка был далеко… Мы не могли… (Алеся: «Эденька, надо было самим к нему прийти, а не через Фаину спрашивать. (Я говорю: «Да, да…») Нам надо было самим к нему прийти. Надо было организовать эту встречу… И чтобы он, может быть, если бы мы … мы бы его там увидели и поняли, что остальные батюшки не такие страшные (Я говорю: «Да…»), как Батюшка нам говорил, вот… Вот это была ошибка – то, что мы через нее решили это сделать. Надо было ее попросить организовать эту встречу…) В нашей жизни духовное начало было ещё слабым. Неокрепшим. Мы не были способны к каким-то самостоятельным движениям… Вся наша духовная жизнь была завязана на этом человеке. Мы еще были – маленькие. Мы еще были – деточки. Как только мы выросли, хоть немножко на ножки встали, мы увидели, что дальше нельзя. Увидели! А до этого, может, и видели, а сил не было уйти. Понимаете? Какая жизнь – неоднозначная, какая она сложная, как нельзя никого осуждать! Слышь, Соня? А, Соня? Не осуждай! (Алеся: «Ты так говоришь, как будто она всех подряд клеймит!) Ну, я на будущее говорю, потому что ты вырастешь и увидишь это всё. Будешь думать: «Как могли папа с мамой в расколе столько времени быть?» (Алеся: «На тебя во все глаза смотрит, во все глаза!..» (про кота)) Вот я объясняю, как. А как можно было родиться от таких родителей, от которых я родился? (Алеся: «Прекрати! наезжать! (прыскаю от смеха) на моих родителей!.. На Ларису Алексеевну и Генриха Соломоновича!») Но обвинять родителей – это всё равно что обвинять Бога! Ну, почему родился в такое время? Когда люди в Бога не верили… Ленина почитали. Ну, я-то тут при чем? Убили Царскую Семью – ну я при чем тут??? Почему я должен всё это на себе нести? (Алеся: «Да что ты говоришь? А я тут при чем?) И мама тоже говорит: «Я при чем?» (Алеся: «Вышла за тебя за муж…» (дальше неразборчиво)) Но если так вот говорить Богу: «Я при чем?» (Алеся: «Да») – ну полный тупик наступает… Какой смысл тягаться с Господом Богом? Ты просто на корню подрубаешь всякий смысл своей жизни. Надо думать в позитивном ключе! Надо Богу доверять. Нельзя с Ним вот так вот. Судиться, с Самим Богом. А надо вспомнить все истины веры, которые у тебя есть – что Бог есть любовь, что Он Промыслитель, что Он велик непредставимо! И тут начинают приходить правильные уже мысли, светлые: «А-а-а-а… Так Он что-то задумал!.. А-а-а-а… Так это для чего-то, для чего-то лучшего!..» Чем мрачнее начало, чем оно труднее, чем тягостней – если ты всё это преодолеешь, если ты выйдешь к Богу, если ты, в конце концов, достигнешь спасения, святости – очевидно, финал будет только светлее!.. Только величественнее!.. Порази-тель-не-е!.. Венец, который ты получишь, будет прекраснее! Чем если бы ты родился в правильной семье, от правильных родителей, и всё бы тебе говорили с самого начала «на блюдечке с голубой окаемочкой»… А где твоя заслуга тогда, а где твой подвиг? А вот когда рождаешься ты, во мраке, каким-то чудом, каким-то чудом душа твоя потянется к свету, тянется, и ты, преодолевая все препятствия, сначала от больших ошибок идешь к меньшим ошибкам, от большей тьмы к меньшей тьме, но потом постепенно выходишь уже на настоящий свет… Понимаете? И вот я, допустим, из-за того, что я родился в такой, мрачной области, и видел много тяжелого в жизни, я не растеряюсь, даже если встречусь с откровенными злодеями, с откровенными какими-то грешниками – я не растеряюсь, потому что я всё это видел и знаю цену этого. Я знаю, какие они несчастные, на самом деле… Как они нуждаются в Боге, сами того не зная… То есть этот опыт – он мне пригодится. А опыт – то, что с Настей? - пережито, как лукавый нам отомстил? За желание – за желание спастись. Взял нашу часть – и погрузил вообще – еще ниже, чем был я… Во как отомстил!.. В самое болото, на самое дно!.. Вот такой у него почерк. Так вот он себя ведет. А потом он еще вот это, свои вот эти гадости запишет на твой счет!.. – Твои вынужденные реакции… На его подлые вот эти вот… проделки. Он вот это устраивает – всё вот это вот, - а… стоит тебе только пикнуть, стоит тебе только сделать попытку защититься, попытку внести ясность, попытку настоять на правде – всё, ты становишься «преступником»… И тебе по полному счету начинают: «А ты такой, такой…» А то, что сделали они, - это… об этом даже никто не вспоминает. (Алеся: «Апостола, ждем Апостола…») Так вот, Соня. (Алеся: «Да».) Всё это учти на весах своего сердца. Всё, что я тебе говорю. Учти! И помни, что всё, что есть хорошего в твоей жизни, - всё оно пришло от родителей. Включая твою собственную душу! Видишь в чем-то недостаток, видишь в чем-то неправоту – помоги! Восполни! Потрудись! Укрепить здание нашей жизни. Не осуждай, а помоги. Да и сделай так, чтобы и дети твои помогли, и внуки помогли!.. Чтобы у нас действительно кто-нибудь святой родился в конце, который бы нас всех вымолил! ИЗ АДА. (Алеся: «Папочка, боюсь, что им был ты».) (Вздыхаю.) Мамочка… Грешно смеяться над убогими людьми!.. (Со смехом.) Гм-гм… (Алеся: «Папочка, ты действительно не в то время родился. Вот родился бы ты лет сто-двести назад. Пошел бы ты в семинарию. Отправили бы тебя знаешь куда?.. Обращать племена тумба-юмба. Где-нибудь. (Говорю: «Да…» И твои труды были бы оправданы, и имел бы ты очень большой успех! («Да…») У тебя, папочка, апостольское призвание! («Да…») Да.» Ну вон мой тумба-юмба лежит… (О коте, скорее всего. Смеюсь. Всеобщий смех. Наверное, кот очень смешно лег и смешно смотрел. Он у нас любит лежать на спинке, весь беленький, выставив свое смешное мохнатое брюшко, умильно подогнув лапки и очень трогательно смотря на своих зрителей…) (Алеся: «Это оказывается мы, тумба-юмба!.. («Да.») Нет, папочка, это не твой масштаб! (Значит, всё-таки на слушателей указал.)» Ну, не… Она, она будет передавать – я в неё втюхаю, а она при встрече будет Насте проповедовать, Коле чего-нибудь скажешь – истину, детям своим… Но вообще говоря, элементы этих прежних лет, они присутствуют в нашей жизни. Нельзя сказать, что безвозвратно это всё ушло. И у человека даже есть возможность жить так, как будто каких-то исторических событий не было вообще. Вот Батюшка наш жил – как будто при Царе Иоанне Грозном. Как будто даже не было раскола. От него такие вот впечатления были… (Алеся, смеясь: «Ересь жидовствующих!..») Да, да! Для него актуальна была вот ересь жидовствующих, допустим, - для него это было актуально… Вот. Да. И вот про Владыку Алексия тоже говорили, что он вот так вот жил, как будто не было ни революции, ни советского времени… Если так постараться, то можно погрузиться, и тоже как нам Батюшка говорил, что нам надо идти не в будущее, а в прошлое. Наше движение – в прошлое. Это и будет приближение к Богу – раскапывать прошлое. Там Бог – в прошлом. И здесь есть тоже свое объяснение. Тоже, как он говорил, что время – оно идет не по линейке, оно идет по кругу, как пластинка, по кругу – всё повторяется. Это и в человеческой жизни, и в церковной жизни – вот церковный Богослужебный круг… Каждый год – одна и та же Пасха. Значит, самое главное остается прежним, неизменным. И Господь – Он постоянно присутствует с нами, Христос. Мы должны вот идти в Его направлении… Вот была Царская Семья… Они хорошо знали Господа. Через Григория Ефимовича… Через Иоанна Кронштадтского, с которым они общались тоже… Вот. Надо уделить им внимание. Святым вообще нужно уделять внимание. Они вне времени. Святаго Апостола Петра чтение. (Читаю Апостола.) Видите, чего он говорит? «Знает Господь, как избавлять праведных от напасти. А неправедных – блюсти на день судный». Для мучения!.. Вот оно как лечится, зло! Люди, которые ОТРАВЛЕНЫ злом, - зло, Серафим, если ты его допустишь в свою душу – оно влечет в место муки. Муки. А что дальше будет – одному Богу известно. Нам вот сказано – «мука вечная». Вечная, и всё. Мы всего не знаем. Мы знаем только то, что должны знать. Бойся муки вечной. Старайся в нее не попасть. Держи душу свою закрытой от зла. Серафим. А иначе (стучу: тук-тук-тук) будешь Богом наказан. Всё вижу. Всё вижу! Нужно быть добрым мальчиком, послушным, кротким и  смиренным, тем более когда младшенький. А руками махать, кулаками – а? – толкаться и ругаться – это нехорошее поведение. За которое человечек будет наказан. (Опять стучу: тук-тук-тук-тук-тук.) Наказан. (Дальше читаю Апостола.) Видите, какие суровые слова, суровые речи апостола. Вот, Господь – Он такой. Это не только любовь, не только милость, это еще и правда. Ну, любовь – это что такое? Это неравнодушие прежде всего. Если папа с мамой детей своих не наказывают, по головке их только гладят, сладкое им дают, ничего не заставляют – разве это родители? Это какие-то просто дяди и тети чужие, которым наплевать на своих детей. Родители не остаются равнодушными, к плохому. Они вразумляют, и ругают, если надо – и накажут. Родители. Так же и Бог. Он есть любовь и не остается равнодушным. Если человек грешит, если он живет как скотина, тем более как бес, Бог не бывает равнодушным. И Он не может благостно вести себя с нехорошим, потому что получается, что Он его будет поощрять. К плохому и Бог становится плохим. А может даже и предать сатане, опять же, как в другом месте Священного Писания написано – «во истязание плоти», чтобы человек, смирившись, всё-таки покаялся. Во как бывает! Мы должны бояться. Должны бояться Бога огорчить. Бога, который есть Любовь. Потому что Он не будет равнодушно смотреть. Он начнет нас вразумлять. По-разному. А у Него много всяких разных средств. Там вот сегодня я слышал у отца Андрея Ткачева – он сказал, из Ветхого Завета привел место: «У Бога четыре способа вразумления человека, вот, я, может быть, сейчас всё не вспомню… Чего ты ржешь, м? Это меч – говорит: «Смиришься на острие меча». Меч приставят к тебе… Под угрозой смерти. Голод. Болезни. И что-то еще там, четвертое… Не помню я сейчас. Это всё тоже в арсенале Божьих… (Соня говорит: «Потеря имущества».) Да… В арсенале Божьих средств. Бог создал мир, в котором не было зла. И не было страдания. Страдание и зло появились тогда, когда человек не удовольствовался Богом, захотел чего-то еще. В своей свободе. И Бог – у Него всё как в аптеке. Он использует зло. Раз человек захотел, раз он его достоин, по своему внутреннему состоянию, значит, это то, чего он заслуживает. И Бог продолжает общаться с человеком посредством зла даже. Не потому что Он злой, а потому что сам человек, повредившись, перестал понимать другой язык. Он сместился в эту область зла. И голос Божий, воля Божия доходят до него уже через злое. До него. Понимаете? Вот, например, опять же – Настя. Не слышит голос отца – что покаяться надо, что надо смириться, что надо идти навстречу, что надо менять свою жизнь, что надо вообще очень глубоко каяться… Пожалуйста – глаз лопнул. А так как она упрямая, упорная, очень – это, очевидно, не конец. Дальше будет еще что-то. Я этого хочу? Да нет, конечно. Я этого не хочу. Но Бог-то – Он неравнодушен, не может просто «оставить в покое», тем более когда она знала столько всяких возвышенных, хороших вещей… Видишь, как, Соня, устроено всё? Проще всего осудить папу. Сказать, что папа плохой. Но через меня до вас доходит, в очень скромном виде, реальность бытия Божиего. Бог такой. И винить надо не Его. Винить надо самих себя. Зло – оно коренится в каждом из нас. Хочешь, чтобы оно ушло, чтобы его не было? Кайся. А думаешь, твоей вины нет, Сонь? Как там Федор Михайлович говорил? «Каждый за всех и за всё виноват». Если бы ты была бы лучше, чем ты есть, может быть, и Настя такой бы не была. Может быть, и Коля таким бы не был. Если бы ты была лучше! (Алеся: «Если бы мы все были…») Если бы мы все были лучше. Вот нельзя расслабляться, нельзя себе позволять одно, то, другое, третье… Нужно жить в напряжении. Нужно жить в подвиге посильном. Нужно каяться, молиться, спасаться… И это неотложная необходимость. Гораздо более неотложная, чем все вот эти наши повседневные дела, обязанности (вздыхаю) и так далее. (Алеся: «Ну чего там в Обломовке-то, папочка?.. Как дела в Обломовке?») Да.»

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/