Савиновский храм, возрожденный из пепла

Любушка Новикова
САВИНОВСКИЙ ХРАМ, ВОЗРОЖДЕННЫЙ ИЗ ПЕПЛА (ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА)

Звони же, колокол! Звони, неугомонный,
Ты совесть в сердце пробуди моем!
За судьбы тех, кто в памяти…
За судьбы тех, кто не рожден…

Новикова Л.Е.

Ново-Савиновский район-один из молодых в Казани. В декабре 2004 года ему исполнилось 10 лет. Высотные, современные дома, широкие проспекты полностью отражают современность. Мало кто знает, что название данной части города происходит от села Савиново, история которого глубокими корнями уходит в прошлое. Уголок старины в районе – это улицы Кадышевские и современная церковь «Живоносный источник». Таинственное появление храма в селе и его парадоксальная судьба, думаю, будет интересна многим.

Скинутые колокола, поруганные церкви – это все на совести рода человеческого. Сегодня радует то, что началось возрождение храмов, но духовное возрождение человека – это более продолжительный процесс, и он проходит, в том числе, и через знание истории.

История cавиновских церквей начинается с событий, связанных с христианизацией Казанского края, после завоевания Казани.

Читаем у Износкова: «Основание с. Савиново относят ко времени покорения г. Казани, а название ему будто бы дано по имени казанского хана Саин-Гирея. Можно предположить, что в это время название легендарного Саинова Юрта могло поменяться на Савиново, так как многие православные святые имели имя Савва, Савин. И для русских слово Савиново было более знакомо, нежели Саиново.

Из рукописи П.В. Знаменского за 1876 г. узнаем, что земли села Савиново были впоследствии переданы Казанскому архиерейскому дому.

Появление первой церкви на архиерейской земле в селе Савиново окутано легендами и преданиями, отраженными в ценном материале Н. Печенкина, жившего в конце XIX – начале XX вв.

Наиболее распространенное предание о возникновении церкви следующее: императрица Екатерина II в бытность свою в Казани во время путешествия по Волге в 1767 году, узнав, что вблизи Казани в Савиново живет на покое бывшая ее фрейлина, пожелала проведать ее, причем прибыла туда по реке Казанке на галере «Тверь». На вопрос Государыни, довольна ли она жизнью здесь, фрейлина будто бы ответила, что довольна, но временами бывает лишена возможности посещать церковь, так как в распутицу не может добраться до ближайшей церкви в Хижице, где находится скит. Тогда Императрица подарила фрейлине походную церковь, бывшую с ней на галере, и приказала поставить ее тут же на возвышении.

Сегодня Хижица - место Сосновой рощи, где располагался Кизический монастырь, в остатках которого в советское время разместили военкомат Московского района. Сейчас надвратная церковь Кизического монастыря отдана верующим, восстанавливается, и в ней проводят службы.

Второе предание, повторяя почти дословно о посещении Екатериною Великою Савинова, отличается от первого тем, что императрица будто приказала перенести сюда для фрейлины упраздненную церковь с Арского поля Казани.

Следующее предание гласит, что церковь была поставлена здесь царем Иоанном Васильевичем Грозным, когда он в 1552 году подступал к Казани.

 

Еще одна легенда: церковь эта была домовой церковью проживавших здесь митрополитов Казанских.

В памяти сегодняшних старожилов Ново– Савиновского района сохранилась только одна легенда – о «приплывшей» церкви. Якобы поутру приплыла церковь на дошнике и прибилась к берегу. Для савиновцев «Приплывшая» – великое знамение. Подтянули ее к берегу да и открыли, а там чудотворная икона Божьей Матери «Живоносный источник».

Сравнивая материалы моего отца – Новикова Евгения Ивановича от 1949 года, где были указаны обмеры галеры «Тверь», и материалы Н. Печенкина о древней церкви Савиново, где указаны размеры церкви, мы можем утверждать, что церковь не могла уместиться на галере «Тверь», хотя чудотворная икона «Живоносный источник» вполне могла быть из походной церкви Екатерины.

Зададимся вопросом, существовала ли действительно савиновская фрейлина? В Савиново, где сегодня новостройки, автостоянки, болота, утки, комары, – и вдруг фрейлина самой Екатерины? Но при более глубоком исследовании истории Савинова можно предположить, что фрейлина Екатерины действительно жила в там.

Известные интриги царского двора при вступлении великой императрицы на престол и смерти Петра III могли иметь опасные последствия для особо посвященных, и реально то, что фрейлина могла много знать об этих событиях. Архиерей Вениамин, имеющий в Савиново усадьбу, по просьбе Екатерины принимает фрейлину в Казанскую губернию, а именно в Савиново, где жил он сам. Архивный материал за 1910 г. подтверждает существование архиерейской усадьбы в Савиново: «Казанская губерния. Каймаровская волость № 96. Усадьба Архиерейского дома при р. Казанке. 1 усадьба. Мужчин – 3, женщин – 3. Мукомольная мельница. 7 верст от Казани».

Вениамин был на службе в Петербурге, отпевал Петра III, короновал Екатерину II, после чего по собственному прошению был отправлен в Казань. Можно предположить, что и сам Вениамин по тем же причинам покинул северную столицу. Поэтому под защитой Вениамина екатерининская почти подруга – бывшая ее фрейлина – могла получить в подарок от великой императрицы церковь, и притом тайно. И также иметь встречу с ней, именно на своей галере, что быстро и удобно, по Казанке прибывшей в Савиново.

Рассмотрим другую гипотезу: не есть ли интересующая нас церковь упраздненная церковь на Арском поле в Казани, которую повелела перенести в Савиново Екатерина II в 1767 г., как говорит одно из преданий? При таком предположении странным кажется, что все описатели пребывания Екатерины Великой в Казани не сочли нужным хотя бы упомянуть о далеко немаловажным распоряжении императрицы перенести храм из Казани в другое место, стоящее от города в шести верстах. Но это может быть возможным, если учесть, что фрейлина жила в Савиново тайно; из-за боязни преследования своей любимой фрейлины Екатерина могла повелеть не упоминать в отчетах о ее присутствии в Савиново.

Не была ли церковь эта домовой церковью архиепископа, впоследствии митрополита Казанского Вениамина, имевшего в Савиново загородный дом? За оградой с северной стороны остатки фундамента и подвалов, принадлежавших этому дому. От самого дома не осталось ничего, и даже место, на котором он стоял, срыто на плотину к мельнице, принадлежащей в настоящее время архиерейскому дому. Из владык Казанских жил в Савиново митрополит Вениамин. А почему бы и нет?

А что касается «Приплывшей» – в народной памяти остался факт приплытия церкви на дошнике, а приплыть она могла и на галере, и за галерой, с Арского поля и даже из Царицына. Последнее предположение появилось после беседы с научным сотрудником - Могильниковой Г.А. (ныне покойной), где речь шла о таинственной картине «Деревянная церковь села Савиново», хранящейся в фондах музея. Из собственноручной записи Галины Аркадьевны: «Картина поступила в 1962 году из ГМРТ. Дар В. И. Заусайлова в 1895 году. Казань».

Она выставлялась на Казанской научно-промышленной выставке в 1890 году под названием «Вид старинной церкви села Царицыно». Сравнивая изображение церкви на картине с фотографией из материала Н. Печенкина, можно утверждать, что это древняя савиновская церковь.

Версий много, и каждая из легенд, может быть вымыслом так же, как и былью.

В списке с дозорных книг под 1623 годом Савиново упоминается в числе приходских деревень дворцового села Борисоглебского.

 

Указанная дата – время правления первого царя Романова (c 1613 по 1645 гг.) В древней – Приплывшей церкви, царские врата уникальны тем, что на нижней части их имелась резная надпись, прокрашенная черной краской: «При благоверном Государе царе и Великом князе Михаиле Федоровиче Всея Руси и при благоверном». Отсюда вытекает еще одна гипотеза, что, возможно, церковь появилась в Савиново в период правления Михаила Федоровича.

В 1799 году, по другим ведомостям о церкви-в 1791 году (возможна описка) рядом с древней церковью была построена новая церковь, Богородицкая во имя Святого и Живоносного Источника, потому что прежняя уже не вмещала все количество прихожан и была ветхой. По «Ведомостям о церкви» за 1878 и 1906 гг. в новой церкви было два придела: один – Живоносного источника, а второй – Дмитрия Солунского.

«Зданием деревянная, с таковою же, построенною в 1904 году, отделенною коридором, колокольнею на каменном фундаменте, крепкая, вся теплая. Ограда вокруг церкви деревянная. Иконостас в главном храме трехъ ярусный, а в приделе одноярусный…

Церковь застрахована в обществе «Якорь» в 4232 руб. со взносом из церковных сумм премии 37 руб. 10 коп.

Причт: по высочайше утвержденным в 1845 г. штатом было положено быть священнику одному, дьячку одному и пономарю одному. Ныне же причт состоит из одного священника и одного дьячка.

Земли при этой церкви усадебной нет, а пашенной и сенокосной отмежевано 33 десятины, землею же пользуются прихожане, а вместо оной они отдают причту в год с венца две пудовки ржи и одну гречки и одну копну сена по условию, сделанному в 1853 году июня 4-ого дня.

Здания, принадлежащие сей церкви:

А) Упраздненная в 1781 году церковь во имя Живоносного источника Пресвятой Богородицы – деревянная, ветхая малого размера;

Б) Ветхий флигель деревянный о 3-х окнах по улице 7 и во дворе 8 аршин, построено для сельского училища, в коем ныне с ноября месяца помещение имеет священник;

В) Деревянный о двух окнах ветхий флигель по улице 5 и во дворе 6 аршин, в коем помещается причетник, оба флигеля обнесены дощатым забором и построены на обывательской земле.

- Притч на основании указа Святого Синода от 4 марта 1885 года состоит из священника и псаломщика, которые получают жалование от казны 300 и 100 рублей соответственно. Содержание причта недостаточно.

- От Казанской Духовной Консистории церковь отстоит в 7 верстах

- Ближайшая к сей церкви – Смоленско- Богородицкая в селе Сухой реки в 5 верстах, а Борисоглебская в селе Борисоглебском – в 4 верстах.

- При церкви имеется библиотека, состоящая из 472 томов и 148 названий с кругом Богослужебных книг.

- В 1906 году было отправлено Богослужений: утренних – 55, всенощных бдений – 85, часов – 15, божественных литургий – 129, царских молебнов – 42 и вечерей – 26. Совершено крещений – 35, браков – 7 и погребений – 31.

- Есть каменная часовня.

- Церковным старостой состоит с 1902 года села Савинова крестьянин Матвей Сергеев.

Сохранилась (в подлиннике) картина – рисунок Богородицкой церкви, колокольни и часовни, нарисованная в 1934 году.

Атеистическое время советского государства тяжелым катком прошлось по судьбам священников и церквей.

Сегодня от древней Богородицкой церкви остался один пепел. Прежде скинули купола и сделали в церкви столовую, савиновцы туда не ходили обедать, потому что знали-это место святое. Обедали там только приезжие. «До войны не давали церковь разорять, а после войны стали собирать подписи, кто за то, чтобы церкви не было. Ходили по домам по нескольку раз.

После войны свалили колокольню и, не довезя до Борисоглебска, по пути кинули, лежат бревна, догнивают. Окончательно разобрали церковь и в бревнах увезли ее в село Борисоглебск, где собрали медицинский пункт, в котором в одной половине принимали больных, а в другой жил фельдшер. В 2002 году медпункт сгорел.

Недавно удалось обнаружить камни с могилы священиика Александра Гавриловича Бакулевского, служившего когда-то в савиновской церкви. Эти разбитые и забытые камни были найдены на савиновском погосте.

Церкви порушили, а в душе человеческой необходимость Бога осталась. В 20-30 гг. савиновцы подправили часовню, которая была рядом с Богородицкой церковью и, перенеся туда чудотворную икону : «Живоносный источник» и икону Пантелеймона, стали приглашать священника из Никольской церкви г. Казани для проведения богослужений. Правда, проводились они только по большим праздникам.

По рассказам старожилов, «жил в Савиново барин Изусаев и часовню-склеп построил».

По архивным документам нашли правильную фамилию купца - это Василий Иванович Заусайлов, купец, потомственный почетный гражданин Казани, археолог, страстный коллекционер, меценат, имел дачу в Савиново. Впоследствии удалось отыскать его правнучку в Санкт- Петербурге – Ивановскую Наталью Ивановну.

В 1891 году рядом с древней церковью и Богородицкой казанским купцом В.И. Заусайловым была построена усыпальницапо распоряжению Епархиального начальства, выраженному в указе Казанской духовной Консистории от 18 июля 1891 года № 5005.

Эта часовня–усыпальница стоит в Савиново и по сей день. Для сельчан эта часовня всегда была связана с какой-то тайной, загадкой. Интерес для нас представляло подвальное помещение часовни-усыпальницы. Сейчас трудно вспомнить, кто и когда решился впервые спуститься туда. Но каково же было изумление смельчаков, увидевших в подвале захоронения три холмика с крестами.

Как говорят жители, на захоронениях были поставлены один большой крест и два маленьких. Якобы там захоронены жена Заусайлова и двое детей.

Невосполнимой утратой отзывается в сердце то, что сегодня мы можем увидеть изображение икон савиновских церквей только на фотографиях.

Но из всех икон, принадлежащих некогда

савиновским церквям, самая уникальная, чудотворная и имеющая легендарное прошлое – это икона «Живоносный источник».

Появление ее в селе окутано преданиями, как и появление «Приплывшей» церкви. Говорят, «Живоносный источник» находился внутри древней церкви. Так или иначе, дальнейшая ее судьба трагична или, может быть, по тем временам вполне обыкновенна. А речь идет все о тех же 20-30 гг. XX века.

От советской власти спрятала икону безрукая Соня. Она потеряла руку в молодости, попала под нож на шерстобойне. Когда пришли к ней активисты, свои же савиновские, за иконой и сказали: «Отдай икону, а то дом твой сожжем!»-женщина испугалась и вынесла лик Богородицы. Тут же во дворе разрубили икону саблями и ушли. Рыдая, по частям собирала Соня то, что осталось. А после вместе с другими верующими отнесла в Казань к иконописице Анне. Та склеила святыню, отреставрировала и поместили ее в прибранную часовню Заусайлова, в которой во время войны хранили горючие материалы, краску и т.п. Более двух веков иконе поклонялись люди, а в 70-х годах XX века сломали замок на часовне и святыню унесли. Где она теперь- неизвестно. Вместе с иконой «Живоносный источник» была украдена и икона Пантелеймона. Обращались савиновцы в милицию, но безрезультатно.

Так лишилось село своей легендарной святыни – иконы «Живоносный источник», но фрагмент подлинной иконы все-таки остался в селе, он хранится у Дмитриевой Евдокии Арсеньевны. А раз часть иконы осталась в Савиново, то мы, также как и старожилы, надеемся и ждем, что чудодейственная икона вернется!

Древняя и Богородицкая церковь оставили после себя горстку пепла и память старожилов. Для сегодняшнего поколения новосавиновцев и казанцев многое из этого исследования будет открытием. Предполагал ли кто-нибудь в cоветское время, что из пепла cавиновских церквей возродится, словно феникс, новая церковь – «Живоносный источник»?

Пришло время для возрождения. Дай Бог, чтобы оно не повернулось вспять. Меняются идеалы, правители, но истинные ценности человечества не исчезают!

Возрождение церкви стало возможным благодаря многим савиновцам, и не только им. А.А. Спориус – известный архитектор, заслуженный деятель искусств – стал автором проекта церкви «Живоносный Источник». К сожалению, он скончался и не увидел храма, построенного в Савиново. Это была одна из последних работ замечательного человека, который сделал этот проект в дар Православной Церкви. Дело, начатое архитектором, продолжила его супруга – Лариса Ефимовна.

Изучая историю церквей, можно узнать историю села, ведь они неразрывно связаны друг с другом. В каждой легенде есть доля правды, представляющей интерес для историков. Но главным для нас стало то, что сегодня в нашем районе возрождаются церкви: «Живоносный источник» - в Савиново, «Рождества Христова»-на улице Адоратского, и планируется строительство церкви в честь всех святых, в земле Российской просиявших, на улице Чистопольской. Это значит - люди не потеряли стремления к общению с Богом, не потеряли духовности, не исчезла надежда на то, что вместе с Церковью возрождается любовь, доброта в человеческих сердцах.

Источники и литература

1. Документы по истории Казанского края из архивохранилища Татарской АССР. (Вторая половина XVI – середина XVII вв.) Изд. Казанского университета. 1990 г.

2. Журнал «Эхо веков» № 1,2 . 2003 г. статья «Загородный архиерейский дом – фрагменты истории».

3. По рассказам коренной жительницы Савиново - Брызгаловой Агафьи Андреевны (ум. в 2003 г. в возрасте 92 лет).

4. «Савиновская церковь близ Казани». Н. Печенкин. Конец XIX – нач. XX вв.

5. Из материала Новикова Евгения Ивановича. 1949 год.

6. «Описание Казанского уезда». 1910 г., стр. 107.

7. Износков. Казань. 1885г. «Список населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием (Каймаровская волость, стр. 7)»

8. Из беседы с научным работником фондов ИЗО музея РТ Могильниковой Г.А.

9. Из воспоминаний коренного жителя Савиново – Костюхиной (Кокшиной) Веры Михайловны.

10. Церковная ведомость за 1906 г. НА РТ, ф. 4, оп. 138, у. 26 и 636 – 635.

11. Из воспоминаний Шпориной Нины Петровны – старожила Савиново.

12. «Справочная книга по Казанской Епархии», стр. 137. Таблица. Священник Б.К. Богословский. 1900 г.

13. Из воспоминаний коренного жителя Савиново – Забродиной (Михайловой) Анны Дмитриевны.

14. Из рассказов Шпориной Нины Петровны, старожила Савиново.

15. Из воспоминаний Дмитриевой Евдокии Арсеньевны, старожила Савиново.

16. Газета «Вечерняя Казань». 1997 г., автор статьи Резеда Даутова.

17. Из воспоминаний коренного жителя Савиново Поликарпова Алексея Ивановича.

18. Из рассказов Шпориной Нины Петровны, старожила Савиново.


2003 год