Живопись и биткоин

Тимофей Бондаренко
Казалось бы, что между ними общего?
Но если подумать - то в биткоине, и криптовалютах вообще, лежит наглядная разгадка ранее не понимаемого явления в живописи, когда картины одного автора стоят десятки и сотни миллионов, а другого - сотни и тысячи.
Когда копия стомиллионной картины, которую "знаток" без кучи экспертов и экспертиз не отличит от оригинала стоит в десятки тысяч раз дешевле оригинала.
Когда то, что и живописью в здравом уме назвать нельзя - стоит несусветные суммы.
Искусствоведы сочиняют самую невероятную ахинею насчет "черных квадратов" о каких-то супер-пупер достоинствах.
Вместо того, чтобы честно сказать - в рамках законов художественного творчества все это объяснить НЕВОЗМОЖНО. Потому что причины лежат вне законов собственно живописи.
.
Если насчет "черного квадрата" искуствознатцы ухитряются наверчивать какие-то псевдообоснования его ценности как предмета живописи, то с биткоином все очевидно с самого начала.
Какой-то, составленный по определенным правилам, набор нулей и единиц - заведомо не имеет никакой материальной ценности.
Заведомо не имеет никакой художественной или информационной ценности.
Кстати, и обычная валюта - рубли, доллары, юани, взятые сами по себе, не имеют почти никакой ценности. Всего лишь разноцветная бумага. Ну пойдет на фантики для игр и только.
Нелепо было бы пытаться обосновать ценность купюры ссылками на художественные достоинства или возможностью употребить как качественную бумагу.
Ценность деньгам придает возможность обмена на реальные блага или на другую валюту.
Ну с валютой  понятно - ее ценность, возможность обмена на  товар или другую валюту гарантируется государством.
.
С криптовалютой интереснее - ее ценность формально никем не навязывается и не гарантируется.
Существенны только критерии и гарантии аутентичности. Но критерии кроме подлинности абсолютно ничего не гарантируют.
Ценность криптовалюты определяется общественным соглашением, причем формально никак, никем и нигде не фиксируемым, и не централизованным.
Криптовалюта стала для определенного круга людей удобным платежным и накопительным средством.
Далее углубляться не буду...
.
Произведения живописи фактически стали своего рода криптовалютой. Средством вложения и хранения денег. Средством обретения престижа.
И потому искать обоснования цены таких "криптовалютных" картин в художественных достоинствах бессмысленно.
Их цена такова - потому что признается таковой в определенном круге "ценителей".
.
В отличие от чистой криптовалюты, здесь произведения и сами по себе имеют ненулевую потребительную стоимость, художественную и культурно-историческую ценность.
Но их цена определяется вовсе не этими вещами.
.
И при этом есть художественный "ширпотреб", стоимость которого определяется художественной ценностью и себестоимостью изготовления, редкостностью таланта, и спросом и предложением именно художественного плана.
Но в этой части - никаких парадоксов и не возникает - здесь нет совмещения с функцией криптовалюты.
И здесь никто не заморачивается экспертизами.
.
В отличие от чистой криптовалюты в живописи очень важен вопрос аутентичности. (В биткоинах подделка практически невозможна, как и подмена биткоина эфириумом.) Поэтому нужен и успешно кормится отряд экспертов - якобы искусствоведов, который занимается по факту не вопросами художественной ценности, а проблемами криптовалютного аспекта.
.
Все это ярко показывает, что в искусстве существуют вещи, законами самого искусства никак не объясняемые. Что ценность произведения вполне может определяться неким групповым соглашением, безотносительно к содержанию произведения.
И величина этой ценности может никак не коррелировать с той что ожидалась бы, исходя из чисто художественных критериев.
.
И естественно, что подобное имеет место и в других искусствах. Только в более скромных масштабах.
Есть раскрученные, попавшие в "обойму" произведения, имена, даже стили, ценность которых определяется и тиражируется искусствознатцами, "модой", "традицией".  И ставится несоразмерно выше не попавших в обойму.
.
Можно спросить, почему это приняло такие гипертрофированные формы именно в живописи, превратив определенный массив картин фактически в криптовалюту?
Но это уже другой вопрос, на который у меня нет готового уверенного ответа.