Пиррихий

Мусаев Магомед Яшарович
В русском языке ударение подвижно. Оно падает и на первый слог, и на второй, и на третий, из-за одного этого попытки написать стихотворение чистым ямбом или хореем сводятся на нет.

;; Да, есть стихотворения-эксперименты, которые написаны для того только, чтобы опровергнуть выше упомянутое утверждение. Их я не отношу к поэзии, так как нет в подобных стихах ничего более, кроме самого размера: ни чувств, ни мыслей, ни эстетики — сплошной набор двухсложных слов.

; В ямбе ударение падает на 2, 4, 6, 8, 10 слоги. В хорее — на 1, 3, 5, 7, 9, 11.

Выходит, чтобы написать стихотворение ямбом/хореем, следует пользоваться преимущественно двухсложными словами, иначе получим либо пропуск ударения, либо дополнительное, лишнее ударение ;

Василий Тредиаковский для обозначения смежных безударных слогов ввёл термин — пиррихий. Им и принято пользоваться по сей день.

Пример пиррихия: ;;

в тоскЕ, забОтах, шрАмах рвАных
егО устАвший блЕдный вИд
к невЕсте чИстой, мИлой, рАвной
желАньем плАменным обвИт.

Пиррихий встречается в последней строке: пламЕннЫм Обвит — тут подряд три безударных слогов. В идеале должно было быть: «желАньем плАменнЫм обвИт», но как в одном слове вместить два ударения? ;

Ещё пример из того же стихотворения ;;

досЕле мрАк владЕл приЮтом,
досЕле жИзнь плылА пустОй,
тепЕрь пришлЕц из хасавЮрта
стоИт степЕнный, гОрдый, с тОй.

Тут пиррихий пришёлся на третий слог: «пришлец Из хАсАвюрта» — так же три безударных слога подряд.