Надежда Бесфамильная. Экспертный обзор. Июль-2021

Большой Литературный Клуб
Для знакомства со стихами лонга я воспользовалась присланным мне именным списком, отложив анонимный в сторону, так как была заранее уверена в том, что в лонге мне встретится хотя бы несколько знакомых стихов знакомых авторов, читанных ранее на различных конкурсных площадках, на авторских страницах, следовательно, принцип анонимности для них уже работать не будет, и условия знакомства со стихами не будут одинаковыми, а это, по-моему, неправильно. Более того, я читала стихи уже на стадии отбора, не дожидаясь финального списка, и должна признаться: лонг в конечном итоге получился слабее, чем обещал быть. Почему так произошло – тема отдельного разговора, моя же первоочередная задача – определиться со своим выбором и обосновать его, что я и постаралась сделать, опираясь на устойчивое впечатление, сформировавшееся в процессе периодического возвращения к стихам. Стоит ли говорить о том, что мой читательский выбор субъективный, поскольку и сама поэзия как продукт мыслительной деятельности и чувств человека, помноженный на одарённость и игру воображения и возведённый в ту или иную степень мастерства - явление исключительно субъективное.


1. РЕЧНАЯ НИМФА «Трансатлантик»
http://stihi.ru/2017/10/08/5202 квота ГР за редактирование отборочного тура

                И окажется так минимальным
                наше непониманье с тобою
                перед будущим непониманьем
                двух живых с пустотой неживою.
                Андрей Вознесенский «Сага»

За несколько часов до вылета,
до расставания навек,
сижу, за МКАД столицей вылита,
на шереметьевской траве.

Шумит шоссе, взлетают лайнеры,
алармы тоненько звенят.
Главой в печальной книге Вайнера*
запомни, милый друг, меня.

Не улетающей в Америку
беглянкой от постылых драм –
запомни солнцем, ветром, берегом,
джинсовым клёшем от бедра.

Запомни руку, беглость почерка,
запомни всю меня такой –
как самолёт с усталым лётчиком,
пропавший в мае над тайгой.

И пусть растрачены влечения,
и я одна, и ты один –
татуировкой на плече меня
носи, храни, не выводи.

* Роман Георгия Вайнера «Умножающий печаль»

Мне не Андрей Вознесенский в эпиграфе увиделся (хотя автору, безусловно, виднее, у него свои заморочки), а Пушкин: «Мне грустно и легко; печаль моя светла»
Элегично, грустно, легко и очень проникновенно.


2. ВЕРОНИКА СЕНЬКИНА «Абхазии с любовью»
http://stihi.ru/2016/10/31/9847 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»

Камушки, каменья, каменюги
дно реки устлавшие и мхами
щедро, аки патиной, покрыты
на меня глядят из-под воды.

Вот оно какое Чудо-юга:
пенится, искрится под ногами,
пахнет эвкалиптом и самшитом,
рвет шаблоны стройных парадигм.

Я тебя запомню очень горной,
пышущей за чачей или чаем
тонкой уникальностью шафранной
и змеиной мудростью лиан.

Я тебя запомню очень гордой
и такой открытой, что ключами
лечатся просоленные раны,
а не запираются дома...


Картинка сложилась, а вот язык тяжеловат. В первом четверостишии стилистически неловко смотрится сочетание в одной фразе причастия «устлавшие» действительного залога и краткого причастия «покрыты» (после него должна быть запятая!) в страдательном залоге. С последним четверостишием тоже нужно бы поработать: либо заменить «что» на «где», либо оставить «что», но как-то более правильно и понятно оформить фразу.
Одно из многих на тему лета и отпуск на юге.


3. ЛЮДМИЛА КЛЁНОВА «По черно-белым клавишам души»
http://stihi.ru/2020/07/31/5459 номинатор электронный литературный журнал «Филигрань»

По чёрно-белым клавишам души
Гуляет память кошкой разноцветной.
Прошедшее, как листья, ворошит,
И всё уходит в ласковое лето.

Там было столько света и тепла,
Там было столько радости и ласки!
Вот только чистой влагой утекла
Сквозь пальцы юность – тихо, без огласки.

Но всё осталось в осени моей:
Любовь и нежность – две рассветных птицы,
И дальний шёпот юных тополей,
И ночи те, в которые не спится…

Ну, что ж ты, память? Всё, угомонись!
Мне от тебя не спрятаться, я знаю.
Но есть надежда: если длится жизнь,
То, может, будет и судьба иная…

Чёрно-белые клавиши души: вызывает вопрос, почему душа – вместилище многообразнейшего внутреннего мира человека – монохромна, она уж точно поразноцветнее кошки будет. Красивость и не более.
Вызывает недоумение концовка с пожеланием для себя иной судьбы – судя по предшествующему тексту, у ЛГ нет причин сетовать на то, как сложилась жизнь.


4. ЕВГЕНИЙ ОВСЯННИКОВ «Схрон»
http://stihi.ru/2021/04/01/9656 отборочный тур для резидентов

Мы были тяжёлых профессий – садовники-лесники,
Когда всё живое нас умоляло: «Стой»,
Мы числились теми, кто кормит зверей с руки,
Но вдруг потеряли призвавшего нас сюдой.

И – ляльку же вашу за пазуху! – был титбит,
Румяные дети полопались пуще щёк.
А как наиграться в эфире в «живёт» – «убит»,
Ведь мы лишь садовники, что вам от нас ещё?

Подвой низкорослый, тлетворная благодать…
Нам было бы, братие, многое по нутру,
но мы рассчитались на тех, кто «Взрастить» – «Распять»,
А больше вы в страхе поймёте здесь поутру.

Затяжкой последней дай мне не ладан, но снюс.
Мы снова отступим: не причинить урон.
А если, Пославший, я больше Вам здесь не снюсь,
То вот Вам и красный угол, и чёрный схрон.


«А больше вы в страхе поймёте здесь поутру».
Здесь и поутру разобраться смогут только любители сложнописания, в котором автор преуспел. И не один он – в этом лонге ещё встретятся подобные стихи. В данном случае мне интересно не столько целеполагание Пославшего (заглавная буква, как следует думать, проливает свет на многое здесь), сколько целеполагание создателя этого текста, и в связи с этим вопрос: насколько оправдано чрезмерное усложнение высказывания, которое автор хочет донести до читателя, или же такого рода головоломки пишутся исключительно ради собственного удовольствия? С другой стороны, почему бы и нет.
На большого любителя.

В строке
но мы рассчитались на тех, кто «Взрастить» – «Распять»,

просится замена на «рассчитались по двое» - и по стилистике, и с оглядкой на созвучный «подвой» в первой строке этого же четверостишия.
И, кстати, «мы рассчитались» (т.е. сами приняли решение взрастить – распять, мы те, кто принимает решения), или всё же «нас рассчитали»? Смысловая разница огромная, небо и земля. Непонятки.


5. КАТЯ СУ «Харитонов в храме богини Аматэрасу»
http://stihi.ru/2021/04/29/5693 отборочный тур для резидентов

В храме богини Аматэрасу Евлампий Максимович Харитонов.
– Ух ты, наворотили, – восхищается Харитонов, – Ух ты!
Смотрит наверх Евлампий и думает:
"Вот бы и нам с Настюшей такую матницу,
вот бы и нам с Настюшей такую крышу,
вот бы и нам на мосту по фонарику!
Эх, до чего хороша резная ограда!
Ах ты, япошки, могут же, косоглазые!"
И гладит широкой ладонью перила энгавы.
На этой прекрасной мысли Евлампия отвлекает
телефонный звонок из недр его куртки.
– Кто там, алло, говорите – громко кричит Евлампий,
и японцы вокруг замирают от легкого ужаса.
– А, это ты, богиня моего сердца!
Говори потише, я в доме Аматэрасу!
Грузный Евлампий стремительно воспаряет
от одного только голоса, полифонии из телефона.
– Ах ты, собака, стоило мне уехать
на две недели в дрянной санаторий
в паршивой Анапе,
как ты уже клеишь какую-то бабу!
И, судя по имени, из таджичек!
Да ты совсем охренел, Харитонов,
что мне твоё "Ах, какая матница!",
что мне твоё "послали от руководства",
пусть идёт нахрен передовой опыт!
Только забыла про огород, как на тебе,
смылся гад,
по бабам каким-то шляться!
Ну я ей покажу, когда встретимся,
уж я ей патлы-то повыдираю!
Взмокший от разговора Евлампий
смотрит поверх голов склоненных в поклоне японцев
и видит, как из ладони свет, оживая, рождает его Настюшу.
Настюша грозно оглядывает пространство,
видит крышу храма богини Аматэрасу
и говорит:
– Ух ты, какая матница!
 
"Аматэрасу, Аматэрасу" – шелестит вокруг Харитонова.

Искромётно, забавно и при этом очень узнаваемо.
С фантазией у автора полный порядок, а вот моя, читательская, оказалась немного больнее: имя ЛГ – Евлампий – редкое, встречающееся в наше время чаще в среде церковных служителей, дорисовало для меня ситуацию с командировкой батюшки – начинающего носителя сана (у других, тех, что рангом повыше и стажем служения подольше, мечты Евлампия уже давно осуществились) в составе делегации от какой-нибудь региональной патриархии в рамках культурно-конфессионального обмена, ну а Настенька, соответственно, матушка, в Анапе загорает (прости, Господи, к Тебе эти фантазии никакого отношения не имеют). И стало совсем весело.
Форма слова «матница» мне никогда не встречалась. Знаю только «матица».


6. ЛАНА ЮРИНА «Слишком поздно»
http://stihi.ru/2021/06/27/2657 отборочный тур для резидентов

Пять утра. Кто-то тянет меня за рукав пижамы:
просыпаюсь и слушаю – дробно стучит хвостом.
Ничего не поделать, нас двое таких упрямых –
неохотно встаю, умываюсь,
и мы идём.

Предрассветное время – для чудиков одиноких,
для шальных стихоплётов, с недавней поры – для нас.
Фонари (как лимоны, повисшие вдоль дороги)
в снежной мути едва освещают хрустящий наст.

Неприкаянных мало на улицах – мы да ветер.
Старый город лениво ворочается во сне:
круглосуточный маркет рекламой призывно светит,
скарабеи железные катят в кюветы снег.

Я курю на ходу и глотаю морозный воздух –
снулой рыбиной, пойманной снова на поводок.
В пять утра слишком рано – особенно, если поздно.
И бессмысленно, в общем-то, верить в другой итог.

У собак не бывает «нам надо пожить отдельно» –
вот она так упорно и тащит меня сюда:
постоять у знакомого дома, повыть с метелью.
Десять лет, чёрт возьми...
А надеялись – навсегда.


Земечательная лирика. Уверенной рукой написано, с хорошим чувством языка. Чувствуется, что автор - прекрасный рассказчик, умеющий соединить в одно общее описательную часть и душевное состояние лирического героя. Отлично работает механизм вовлечения читателя в повествование, при том что полностью отсутствует видимость усилий автора в этом направлении. Всё вместе позволяет говорить о мастерстве.


7. САША НЕМЕСТНЫЙ «У рыбы кровь горяча...»
http://stihi.ru/2021/04/12/4685 отборочный тур для резидентов

У рыбы кровь горяча.
И ноги её сильны.
И руки её крепки. И хвост её переменчив.
Она им рубит с плеча
По гребню своей волны.
Глубины вод позади, а на горизонте — вечность.

Она моложе, чем жизнь.
Она старее, чем смерть.
И реки её страстей пускают в истоках корни.
Она в потоках бежит —
Достичь / добраться / успеть,
И слов её миражи глотают небо упорно.

Солёная твердь морей.
Вечерняя зыбь холмов.
Трава по лугам течёт, впадает в земли начало.
Ей явь говорит: — Быстрей.
Ей сон говорит: — Готов
Эфир невесомых гор в полях облаков курчавых.

О, лёгких её самшит!
О, жабр её багет!
Пора нарушать закон, пора перейти границы.
Её чешуя кричит:
— Ты — рыба и это — бред!
Она возражает: — Нет!
Она произносит: — Птица!


Сколько раз уже на различных конкурсах мне встречалось такое мнение: стихи про рыб и птиц пора табуировать, так они приелись. Но читаешь это стихотворение и понимаешь – тема неисчерпаема, как неиссякаемо желание человека уметь плавать, как рыба, и летать, как птица, а значит, иметь бо'льшую степень свободы, чем даёт прямостоящему и прямоходящему сапиенсу его природа. Не случайно сны, в которых мы плаваем, как рыбы, и летаем, как птицы, – самые яркие, запоминающиеся и духоподъёмные сны в нашей жизни. Именно в таком ключе мне прочиталось это стихотворение. И ничего, что о человеке здесь ни слова: рыбе автор совершенно неслучайно приделал ноги и руки.
Красиво, раскованно и, я бы сказала – гордо.

8. СМАГИНА ВИКТОРИЯ «разные»
http://stihi.ru/2019/03/06/4816 отборочный тур для резидентов

ходят разные по кругу,
носят разные в себе
хали-гали, кали-югу,
копи капищ, цоб-цобе,

харе кришна, хари страха,
бульбулятор, иго дня,
призрак шапки мономаха,
поступь бледного коня.

смотрят мимо или косо,
в пену быта, глубь себя,
риторичностью вопросов
мантры эго теребя.

утопают в утопизме,
эскапизме, измы для,
разрушают чьи-то жизни,
походя, за три рубля.

плесневеют, выгорают,
бьют баклуши, груши, лбы,
перешагивая прану,
пилят рощи на гробы.

крестик-нолик,
перекрестье,
мушка-целик,
выдох-вдох.
бестиарий жаждет бестий.
тра-та-та.
трах-тиби-дох.

полиграфычи и рэбы
топят разных как котят.

ходят авели по небу
и на землю не хотят.



Очень сильные и ёмкие конечные строки стихотворения:

ходят авели по небу
и на землю не хотят.

Интересно, шёл ли автор к ним осознанно длинной дорогой многочисленных и сумбурных перечислений, призванных обозначить наполнение современной жизни, или они свалились на него неожиданно откуда-то сверху в самом конце? Мне кажется, что второе. И, случись это со мной, я бы подумала: а не переписать ли всё заново, под масштаб этих последних строк, совершенных в своей лаконичности.


9. ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЕРМОЛЕНКО «Стрельна»
http://stihi.ru/2016/03/13/7060 отборочный тур для резидентов

Если к заливу, – пройти  поселок –
полчаса, но песок в сандалиях и почти четыре,
позади оставляя  железную, но сперва проселок
и выйдет Фронтовая  Ворошилова шире;
уже не заросли, просто бузина и крапива
укрывают овраг, оступаясь в камыш с осокой,
подобравшись к  дамбе  дождись прилива
и только, вытерпев три четверти срока,
ощупывая остов смоляного баркаса,
сочти, что возвращение состоялось,
составляясь из отсутствующих, запахов, красок,
как выбеленное временем лоскутное одеяло,
из  которого  еще можно выбрать на коврик
или рукавичку, чтобы ставить чайник...
в потемках, удерживая слезы осколок,
гортанью  подлаживаясь под окрик чаек,
список  потерь только с  середины сверяя,
со дна колодца откликнется разве перевернутая руина,
где  здесь тебя отыщешь, взгляд в горизонт вперяя,  –
лучше в облако, никогда не знавшее ультрамарина…

Одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений в лонге. Терпкое, перехватывающее горло. Грустное возвращение туда, где лишь воспоминания и остались, а жизнь, как прилив, на три четверти срока прожита (так читаю). Если прикрыть ладонью название, картинка считывается вполне универсально, и её можно было бы как заплату детства наложить на любую точку глобуса с водоёмом и лодкой и увидеть два параллельных пространства – то, из детства, и это, сегодняшнее – и почувствовать запустение в наполненной иным содержанием чужой жизни, но читаешь: Стрельна, и воображение дорисовывает окрестности Питера, любимого беззаветно, и стихотворение наполняется особыми эмоциями. И вспоминается своё: в Петергоф – Ракетой по воде от Дворцовой набережной, а обратно – маршруткой через Стрельну… Спасибо автору за этот подарок. Возможно, читала его стихи и раньше, но так приятно и удивлённо не оглядывалась на прочитанное никогда.

10. ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ «Мой Фортинбрас, или письмо, найденное в мерзлоте»
http://stihi.ru/2021/06/24/2586 отборочный тур для резидентов

Мой Фортинбрас, не наломайте дров.
Соперник Ваш физически здоров,
хотя ему наскучило тиранить.
Заброшены великие дела,
и родина опять нас подвела
в Камбодже и особенно в Иране.

Мой  Фортинбрас, принц выжил из ума,
казна пуста, дырявая сума
толкает в пропасть. Что там будет дальше?
Парламент лицедеет и юлит.
В столице назревает бунт элит.
Всё тонет в мерзком ханжестве и фальши.

А принц, Вы не поверите, влюблён.
Любовница — гулёна из гулён.
Намедни принесла ему в подоле.
Над родиной нависла тень отца.
Он тоже был котярой слегонца,
но о себе не позволял долдонить.

Ещё у нас на юге урожай
такой, что хоть составы отгружай
в голодные, воюющие страны.
Стада тучнеют, стало больше кур.
А в закромах скирды собольих шкур.
Ах, как жилось бы славно без тирана.

Мой  Фортинбрас, народ давно устал
безумцев возводить на пьедестал.
Подобный вид Отчизны — несолиден.
Порядка нет, зато щедра земля —
есть нефть и газ, не только соболя.
Мой Фортинбрас, нам нужен мудрый лидер.


Помню это стихотворение по Чемпионату Балтии этого года. Очень литературно. Здесь явно прочитывается привет автора не только Шекспиру, но и Бродскому, в первую очередь. Жанр письма и манера немедленно напоминают о «Письмах римскому другу»
и родина опять нас подвела
в Камбодже и особенно в Иране. (ЮС)

Как там в Ливии, мой Постум, — или где там?
Неужели до сих пор еще воюем? (ИБ)

А принц, Вы не поверите, влюблён.
Любовница — гулёна из гулён.
Намедни принесла ему в подоле. (ЮС)

Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще… Недавно стала жрица.
Жрица, Постум, и общается с богами. (ИБ)

И так далее. Как эксперимент – забавно, но разобраться в авторских иносказаниях применительно к сегодняшней геополитической ситуации до конца я не смогла, как не смогла определить hu is hu в этом опусе, так что лучше прилюдно обвиню себя в политической неподкованности, чем заподозрю автора в том, что всё написано им от балды. Но при этом весьма изящно!


11. ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР «Летнее»
http://stihi.ru/2021/07/11/4157 номинатор Владимир Цюпин

Окурки, монеты лежат на столе и
когда надеваю очки,
смотрю  на солонку, на сердце светлее,
беспечно на сердце почти.

Итак, муравей по клеёнке спешит и
торчат из его головы
два усика божьим искусством пришиты
из ветра и сорной травы.

Внимательней вцепишься в космос живой:
песчинка блестит на луче
и пахнет горячей июльской травой,
и муха на левом плече
танцует в шелках и парче.

И капля вина на столе хороша.
И крошки стабильны, как смысл
чего-то хорошего. Их вороша
нащупаешь общую мысль

бегущего летнего сочного дня
и валишься снова в кровать.
А птица поёт, умоляя меня
забыться, но не забывать.


Вкус этого стихотворения почувствовала не сразу, но, надев очки (по автору!), с интересом рассмотрела всю его бесхитростную прелесть. Просветление при взгляде на солонку – соль как вкус жизни, её мудрость – очень метафорично! Окурки? Курить вредно! Мухи? Срочно повесить липучку или травануть дихлофосом! Муравьи? На них тоже отрава припасена. И никаких капель вина и крошек на столе! Как раздражает малейший беспорядок… Боже, как я неправильно живу.

По технике: непонятно, почему автор с половины стихотворения укоротил строку, скорее всего, сморила июльская жара. А, может, фишка такая.


12. ЕЛЕНА ЧАЛИЕВА «У разлуки простая суть...»
http://stihi.ru/2021/04/12/7885 отборочный тур

У разлуки простая суть:
жизнь – излучиной.
Не пытайся меня вернуть –
не получится.
 
Мой колодец давно пустой –
видно, вычерпан.
Пусть покроется дно росой
безразличия.
 
Между душ проведёт межи
врач по вызову.
Он поможет и дальше жить.
Если выживу.


Высказывание понятно и не ново, ничего к ранее сказанному на эту тему в стихах, увы, не добавляет.


13. ЛЕОПОЛЬД ГЛУМ «Все как обычно»
http://stihi.ru/2018/10/20/6533 отборочный тур

Все как обычно: Бродский, плед, вино.
Вот только это "старое кино"
Уже не трогает. Кочевья и номады
Не могут вынести уюта и давно
Не переносят запах кофе и помады.

Они чужды всему, что круг и блеск
Обожествляет, делает навес
Над голым и безумным человеком.
Для них коты – животные и без
Морали вашей с огроменным чеком.

Комфорт и глянец – скучно, жалко, – ложь
Мир разъедает, как кислотный дождь.
Где там поэзия, когда все дело в моде!
В пиар уходит все, что ты несешь,
И думать некогда о собственной природе.

Все как обычно: Бродский, бред, бревно
Плывут куда-то по Неве, в окно
Заглядывает серость и бездарность.
Не надо париться, нырять душой на дно,
Искать себя. Кич рулит – в "элитарность"!


Какие упаднические настроения… Хочется задать лишь пару вопросов: откуда взялось бревно, почему оно упоминается в связи с Бродским (не исключительно же ради повторов согласных бр-бр-бр в перечислении), и почему не надо париться и искать себя, всё так безнадёжно? Кстати, ударение в слове «рулит» правильно падает только на последний слог. Но если «рулит кич» (а лучше всё же китч), то ему, наверное, и не такое можно.

Как упражнение на Бродского пойдёт, но не более того.


14. ОЛЬГА БАРАКАЕВА «Негодяй»
http://stihi.ru/2021/06/14/4044 отборочный тур

– Что творишь, негодяй? – мамин голос наполнен силой,
Разъярённые слёзы отмыли концы ресниц.
Только что улыбалась, полола, траву косила,
А сейчас – за лопату, и не избежать резни.

Обошла полукругом обидчика, словно Тайсон,
Прегрешения в памяти – намертво, как на клей...
– Сколько можно просить – на глаза мне не попадайся?
Распоясался! Вон убирайся и не наглей!

Раз в неделю приходишь, ни продыха, ни спасенья
От тебя, паразита! – показывает стакан:
– Вот куплю послезавтра в дежурной аптеке зелье –
И подсыплю отраву! Не дрогнет моя рука!

Пахнет зрелым июнем, цветущей макушкой лета,
Оплетают арумкус непрошенные вьюны.
Борщевик прошлогодний беззлобным сухим скелетом
Свысока наблюдает за ходом большой войны.

Кот соседский мышкует, балуется, глазом косит,
В белом клевере вырыта маленькая нора.
Зависают над лилией вдумчивые стрекозы:
Здесь им мёдом намазано, здесь стрекозиный рай.

– Да когда ж наконец издеваться тебе наскучит?
Пялишь зеньки слепые! Испортил весь огород!
А на грядке усевшись, на новой взрыхлённой куче,
Смотрит снизу на маму живой одурелый крот.


Замечательно рассказанная история. Автору удаётся держать читателя в неведении и напряжении до самого конца не самого короткого текста. Очень живо, зримо и очень по-летнему. Запомнилось с Чемпионата Балтии.


15. ТАК НАДО «пустота»
http://stihi.ru/2021/07/02/6409 отборочный тур

два беззубеньких котёнка
присосались к молоку.
в сенцах каплет самогонка,
не сидится мужику.
он то в избу, то к котятам,
то на двор и снова к той,
что поможет с троеклятой
распрощаться пустотой.

...стопки три махнув, присядет;
два клубочка к мамке льнут.
вспомнит – деда учит прадед,
чем хорош в учебе прут.

вспомнит, беломор достанет
и закурит, глядя как
капли, пустоту в стакане,
вытесняют – верный знак:
что сегодня, ближе к ночи,
крепкий, но короткий сон
свалит,
что разбудит кочет,
что в стакане самогон
будет ждать,
что из лукошка,
на себе почуяв взгляд,
выпрыгнет бесшумно кошка,
оторвавшись от котят.
и на память прадед снова
как живой придет с прутом:
в стадо гонит он корову,
чтоб потом в ведре пустом
струйки застучали звонко,
пустоту ведра тесня...

вспомнит, как ещё ребёнком
кошку гладил у плетня...
и на этой светлой мысли
как-то вдруг обмякнет он;
руки тряпками повиснут.

каплет через самогон.

Просто и хорошо. Распространённое мнение, что короткой строкой писать легко, мне кажется ошибочным, потому что в короткой строке много воздуха, и все неудачные места, назовём их «блохи», легко прячущиеся в густой шерсти длинной строки, в короткой строке видны на просвет. Здесь обошлось без блох, несмотря на присутствие кошки и двух котят (шутка). Смещения ударения, привычные для хорея, не в счёт.
Концовка считывается в двух вариантах: нирвана в состоянии подпития и смерть. Оба варианта уместны, ненарочиты, как тут и были. Нет, в самом деле хорошо.


16. НЕЛЛИ МЕРШОН «Засел»
http://stihi.ru/2020/07/17/4910 номинатор альманах "Витражи"

Засел он прочно в моём мозгу
не заколоченном от пришельцев
и шепчет — доченька
я ведь кум
пусти погреться, стареет тельце
Мы на паях, вспоминай... на два
читали вместе судьба лихая
как папа хемовы острова
а я ругая, бурчал — нехай... а
Облезлый день заползал в проём
губу раскатывая. Куда там –
бесцветной ватой?! Давай муската
хлебнём и странное забытьё
до пуповины затянет время
ещё не траченное нытьём
не разделённое между всеми


А, папа... что ж, собирался к нам
переселив старика и рыбу
оставить прошлого тухлый хлам –
i love, te amo, don't love, ich liebe
Сбежать, с собой прихватив ружьё
чтоб нарративом судьбу папаши
и леопардовую… Гульнём!
Килиманджаро. Там воздух краше

Чья-то очень личная история с отсылками к Хемингуэю – её бы разгадывать как ребус, но стоит ли? Достаточно того, что, читая, проникаешься настроением, и ощущение такое, как будто завеса приоткрывается, за которой чья-то жизнь, полная в прошлом страстей и драматических событий, но… вместо того чтобы сделать любопытный шаг вперёд, отступаешь назад, чтобы не нарушить флёр необъяснимый, но явно здесь присутствующий. Приятное стихотворение, хотя и не понятое мной до конца.


17. ЛАРИНА ЕЛЕНА «От Москвы до Таллинна»
http://stihi.ru/2010/12/25/5238 номинатор альманах "Витражи"

Морда тепловозная с прикусом неправильным
жадно рельсы нюхает, как перед забегом,
то ли путь вынюхивает от Москвы до Таллина,
то ли потеряла что под вчерашним снегом.

Выкроена линия от Москвы до Таллина,
«пулька» разлинована – принимай участье!
И по этой выкройке жизнь моя приталена,
и по этим правилам я играю в счастье.

Всё по кругу бегаю, как заговоренная,
всё делю себя на две равные столицы –
рвусь в Москву, на Родину, Богом мне дареную,
но лишь окунусь в нее – снова Таллин снится

ветром исповеданный, морем убаюканный,
телом сер и сумрачен, а душою свЕтел.
Он меня приветствует флюгерами юркими,
он за тех  кто в Ратуше  вовсе не в ответе.

Две любви живут во мне, словно соревнуются,
выбирать что главное толку никакого –
ниагарский грохот ли на московских улицах
или шепот сдержанный стен средневековых...

От Москвы до Таллина – ни одной проталины,
сплошь по снежной скатерти бахрома метельина,
у берез за окнами ветви  охрусталены.
От Москвы до Таллина жизнь моя расстелена...

А здесь наоборот (если сравнивать с предыдущим в лонге). В этом тексте всё настолько подробно изложено и описано автором, что мне как читателю остаётся только покивать головой, соглашаясь и сочувствуя или же радуясь за автора: Москва и Таллинн – не самые плохие города на карте мира.
А вот флёра не хватает.


18. РОМАН НЕНАШЕВ «Курьер»
http://stihi.ru/2021/07/06/3085 номинатор Александр Оберемок

Она весь день ждала курьера
с заветным синим рюкзаком,
а он лежал на дне карьера,
слегка присыпанный песком.

Ещё не вышедши из роли,
сжимал квитанции в руке,
и две несчастных бандероли
лежали рядом на песке.

Он жил, верша дела мирские, –
примерный муж, любимый брат,
снимал пейзажи городские
на старый фотоаппарат.

Мечтал о призрачной Ривьере,
коллег не мерил свысока,
ни дня не думал о карьере,
где он – фигура из песка.

Его положат на носилки
и в морг доставят как домой.

А что же, господи, посылки?..
И бандероли, боже мой...

…Всю ночь по городу пустому
в тревожной липкой тишине
бродила тень от дома к дому
с тяжёлой ношей на спине.

При первом прочтении решительно прошла мимо, слегка поморщившись от мелодраматичности сюжета и обвинив, грешным делом, автора в дурновкусии. Но потом вдруг стихотворение зазвучало в голове под мелодию песни «Шумел камыш» и обернулось весьма остроумным образцом стилизации городского жестокого романса как ответа субкультуры городского мещанства великосветскому классическому романсу – привет позапрошлому веку! И если это душещипательство так задумано, то мой респект, всё выдержано в лучших традициях. Ах, как хорошо поёт «Шумел камыш» Елена Камбурова!


19. НИКИТА БРАГИН «Сквозь крапиву»
http://stihi.ru/2021/07/02/5773 номинатор Филипп Андреевич Хаустов

Не слушать пьяных истерик
и дверь не пинать, входя,
но видеть пасмурный берег
сквозь пелену дождя,
и знать, что нет Белогорья,
и Шамбалы тоже нет,
и оспу не путать с корью
даже за давностью лет.

Идти по заросшей тропинке,
сминая крапиву и сныть,
в сыром и скупом суглинке
горе свое хоронить.
И пусть кирпичной стеною
окажется путь закрыт,
и пламя берестяное
душу мне закоптит,
и щебень не станет пухом,
и свет не сойдет с высот…
Но слово пребудет Духом,
и, умерев, прорастет.

Безрадостные констатации, горестные. Жизнь без иллюзий молодости. Да осилит дорогу идущий, да поможет ему Слово. На первый взгляд строка «и оспу не путать с корью» кажется инородной здесь, но, вспоминая, что это вирусные болезни с очень тяжёлым течением, понимаешь неслучайность, силу и жизнеутверждающую призывность этой строки, и она идёт тебе, перепуганному и зашуганному ковидом, в помощь. Очень хорошо.


20. ДОКТОР НЭЛЯ «Там, внутри облака»
http://stihi.ru/2012/02/09/12093 номинатор Филипп Андреевич Хаустов

Там, внутри облака, очень гулко,
будто попал ты в немое кино.
И если заблудишься в каком-нибудь закоулке,
можно продырявить себе окно.

По узким длинным облачным коридорам
бродишь, туман раздвигая рукой,
лампочку к шапке себе пришпандорив,
словно ты лор или шахтер какой.

Натыкаешься на каких-то снежных баб с прялками
(думаю, это бабы а не снеговики) —
они дергают облако  пальцами корявыми
и сматывают его в тугие клубки.

Оно от этого лысеет местами,
и если люди посмотрят с земли,
они подумают, что облако тает.
А это его  бабы так извели.

В фантазии автору не откажешь, снежные бабы с прялками хороши и весьма убедительны – отличный образ, неизбитый. Но вот утверждение, что внутри облака очень гулко, ошибочно – его туманная субстанция работает, как вата, исключительно на звукопоглощение, приглушая все звуки. И вот тут уж автор прав – немое кино.


21. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 «Колыбельная»
http://stihi.ru/2021/07/08/4733 квота Александра Мартынюка за редактирование отборочного тура (в мае)

Валентина Петровна ужасно боится смерти –
Как сбежать от безносой в свои девяносто пять?
Не нужна эта бабка вообще никому на свете,
В катафалк превращается ночью её кровать.
 
Не заснуть – ведь когда-нибудь точно наступит это?
И в трехкомнатном склепе под утро её найдут…
Как щитом, заслоняется кошкой, в ногах пригретой,
Может смерть и отступит, коль Муся воркует тут?
 
Не забыть соцработницу Люсю послать в аптеку…
Список бадов и прочих волшебных пилюль готов.
За попытку бессмертия нужно платить по чеку,
Но за деньги – увы! – не купить безмятежных снов.
 
Четверть века прошло, как она схоронила мужа.
Жили дружно, а что не любила – уже не в счёт.
…Только каждую ночь в изголовье кошмары кружат,
И покойный Витюша её за собой зовёт.
 
И былую упругость пытается вспомнить тело,
А в груди, не узнавшей любви, оживает вдруг
Очерствевшее сердце – ни разу ведь не болело,
Провожая супруга, знакомых, друзей, подруг.
 
...Соцработница Люся залезть помогает в ванну,
Раздражённо морщинистый панцирь мочалкой трёт…
Валентина Петровна готова к самообману –
Вместе с пеной и возраст уходит – за годом год.
 
Дребезжащим своим голоском напевает нечто,
Как танцовщица кордебалета трясёт ногой…
Ей бы жить-поживать как холодному камню – вечно.
И под тёплыми ливнями вечность стоять нагой…
 
…В белоснежной сорочке блаженно лежит под пледом,
Светлый сон подбирается тихо – как на заказ.
Кошка лезет под плед, смерть за ней заползает следом
И поёт колыбельную в самый последний раз…


32 строки – как 32 фуэте в балете «Дон-Кихот» откручено…
Жёстко и хладнокровно, во всех деталях. Похвалю этот текст за мастеровитость и уверенность письма, но не за чувство меры, которое, увы, автору здесь отказало. Отношу это на счёт молодости и увлечённости писательством. Откладываю чтение, слишком тяжёлое для тех, у кого ещё живы старенькие мамы и у кого не получается посмотреть на написанное хладнокровным взглядом со стороны.


22. МАРИАННА КАЗАРЯН ВЬЕН «тише тишайшей воды»
http://stihi.ru/2020/11/02/1882 квота ГР за редактирование отборочного тура

всё так же тиха в легкой дымке вода,
и лебедь скользит в никуда.
всё тот же бревенчатый старый причал,
который легко раскачать.

вернулась... как будто возможно найти
нелепо утраченный след
в бессильно дрожащих сетях паутин,
в сырой листопадной золе.
   
по берегу – тише тишайшей воды –
скользишь – чем не лебедь – куда?
а осень молчит, отгоревшая в дым,
а сердце читает с листа.

Чувственные строки, и точнее автора ничего здесь не скажешь: «А сердце читает с листа».


23. РЕГИНА МАРИЦ «про бумажные снежинки»
http://stihi.ru/2018/02/10/1024 номинатор Вайлит

они похожи на снежинки из бумаги.
осторожно берём, раскрываем, смотрим сквозь дыры,
видим обширные знаки, ходы;.

спрашиваем:
вот вам наши цвета – крыле;чный, кручёный и стратосферы.
вот патронташ на плече, вот плечо для бретелек и веры.
пойдёт?

и когда они отвечают смертельно прекрасно
о высочайших эпохах абсолютных идей,
мы роняем грозди ружейных патронов
по незабудковой (ёлки) земле,
и железные контрабандитские кольца – живьём –
проступают на наших серебряных копытцах.

вот тогда все они встают
и идут за нами – каждый вдвоём с эпохальным конём,
и мечтают вовек застрелиться,
потому что у нас
абсолютные лица.

Сейчас модно писать сложно и загадками. Чем сложнее, тем круче. Это не первое стихотворение такого плана в лонге.
Если автор хотел запутать читателя окончательно и бесповоротно, то это ему удалось.
В первой строфе «они» считались мне как маски камуфляжные – действительно есть сходство с бумажными вырезными снежинками. Но дальше «они» отвечают, встают и идут за «нами». Они это кто? Всё те же маски? И кто такие мы с серебряными копытцами? Уфф…. Читаю на ночь, пытаюсь заснуть, а в голове у меня Кокованя, Дарёнка и Мурёнка пытаются убежать от преследователей в камуфляжных масках, а бажовский козлик высекает серебряным копытцем патроны – отстреливается, прикрывая их.
На ночь не читать!


24. ПАЛАД «неспешно про»
http://stihi.ru/2021/02/27/3566 номинатор Вайлит

от гопника до суперстрогих дам
от деда щукаря до тёти сони
случись что человек рождён не там
где жил бы с ощущением гармони

с такого с позволения кина
страдая когнитивно и внатуре
век прозябает он или она
из плюшки превращаясь в хачапури

слипается в одно ночей и дён
утратившее смысл чередованье
но я-то там где надо был рождён
(респектик повитухе бабе ане)

встречаю утро в лучшем из миров
под песню отощавшей за ночь кошки
физически и умственно здоров
отплясывает солнце на ладошке
гордясь окном с восточной стороны

неспешно продвигаюсь по паркету
водичка в ванной
в кухоньке блины
по пять шагов в ту сторону и в эту

и дабы буридан не уволок
в прострацию – куда ступать сначала
монетку запускаю в потолок
чтоб стукнясь металлически звучала
с посланием судьбы от потолка

балкошик есть для творчества и мает
прихожая не шибко велика
но развернуться мне пока хватает

подлакомясь во сне ли
наяву
халвушкой из сезамного буфета
кивну: спасибо дом где я живу
спасибо джек построивший всё это


Какая мажорная отповедь нытикам и, простите, соплежуям! Улыбка не сходит с лица от первой до последней строки, а в конце так и вовсе хохочу в голос, довольно откидываясь на спинку кресла и слегка «стукнясь» об неё.

25. СОЗЕРЦАЮЩАЯ МНОГО РАЗ «Ещё декабрьская докука»
http://stihi.ru/2020/01/01/6495 квота Юлии Миланес за редактирование отборочного тура

Ещё декабрьская докука,
и ветви стылые скрипят,
как будто в силе убаюкать
короткий посвист снегиря.

Река ослабленная дышит,
в ней рыбы снулые дрожат.
Зима расчетлива с излишком,
да снег кидает наугад.

Гадалке что? Сгибая спину,
читать по знакам на руке.
Ущербный месяц ножик вынул,
и незамеченный никем

вспорол грудину поднебесья,
на землю вытряхнув муку;
и забелило честь по чести,
но уши вняли шепотку.

А значит время шагом числить,
дорогу меж изветных вех...
Над Мойкой – мостик коромыслом,
и Пушкин кутается в мех.

Очаровательное стихотворение, в духе Пушкина – будто гусиным пером написано. Оно было бы одним из многих, не будь последних двух цепляющих строк, поднимающих его на иной уровень восприятия. Люблю такие неожиданные концовки. Только перестало мне нравиться прилагательное «снулый» – слишком часто оно встречается в стихах – прямо как элемент обязательной программы у фигуристов (а здесь ещё и по соседству со «стылый» - однообразно), куда ни глянь – везде снулые рыбы, даже в этом лонге уже встречались. А как здорово звучало бы обычное: «И рыбы сонные дрожат».
И тем не менее!

26. ЭМКЕЙ «Дамаск»
http://stihi.ru/2020/12/06/8277 квота Дениса Ткаченко за редактирование отборочного тура

Я глобус раскрутил – куда кривая выведет?
Сыграем в города, найди меня, найди меня.
Надену  камуфляж – неузнанный, невидимый,
захочешь удержать, тогда наверняка стреляй.

К плечу плотней приклад  – я на прицеле снайперском.
Дыханье задержи, со мною можно запросто.
Запуталась в следах на выщербленном  гравии?
Пойдешь по адресам, проверить не забудь Дамаск.

Заученный ответ – хорошим быть наскучило.
Я смерти не боюсь, боятся невезучие!
Порезавшись стеклом, ветра орут пронзительно.
Пока не рассвело, пишу на диктофон стихи.

Взрывается рингтон напевами восточными –
все лучше, чем с ума сходить от одиночества.
Все лучше – сквозняки,  аэродромы стылые.
Дверь настежь распахни, на волю отпусти меня…


Томление духа – красной нитью через всё стихотворение. Почему Дамаск? Потому что там опасно, стреляют, и хочется остроты ощущений – деревня, глушь, Саратов здесь точно не подойдут. Встряска нужна человеку. Перезагрузка. На волю! Понимаю. Сама много лет назад в Дамаске перезагружалась – удивительное совпадение:)


27. НАТАЛИЯ ЮРКЕВИЧ «Февраль»
http://stihi.ru/2018/03/22/7539 номинатор Юрий Семецкий

– Вот доживёте и поймёте…
А не хотим. Ни доживать. Ни понимать.
Пока мы оба на работе,
Скучала мать. Лежала мать. Ворчала мать.

Потом пошла по кухне шаркать,
Стонать, кряхтеть, скрипеть дверьми.
А мне ничуть ее не жалко.
Ничуть…Эх, чёрт меня возьми!
Сидит. Сейчас подам ей кашу.
Потом за нею подотру.
Да не чужая мама – наша.
Но я давно себе не вру
И злюсь. Нисколько не в отместку
За каждый прошлый долгий год,
За то, что мучает невестку,
За то, что сволочью зовет
И оживляется в беседе
Про аритмию и артрит,
И сладко врет про нас соседям,
И с Богом, кажется, хитрит.
Да, я любить ее обязан.
Похоже, вариантов нет.
Давно в мозгу завязла фраза:
«Я родила тебя на свет!»
И каждый день твердит о смерти.
Мол, все равно – что ад, что рай.
А я…хоть верьте, хоть не верьте,
Не говорю: «Не умирай».
Кому нужна такая честность?
Кого на самом деле жаль?
А перед нами неизвестность
И растревоженный февраль.

Метет… и под ногами каша.
И день длинней на целый час.
А это мама...мама наша
Уходит медленно от нас.

Сложное отношение у меня к этому стихотворению, разговора о поэзии не получится. Да, так в жизни всё и есть, и такие ситуации – большое испытание как для немощных стариков, так для близких, затягивающееся иногда на многие годы. Но нужно ли пересказывать всё это дословно стихами? Единственное оправдание таких откровений - попытка разобраться в себе, в противоречивости собственных чувств, и она здесь присутствует.


28. АЙНА КЭМ «Бусинка»
http://stihi.ru/2020/06/03/5712 номинатор Юрий Семецкий

Ни моргнуть, ни выдохнуть, ни пропеть петухом,
Только мимо недели летят газелями.
А легко ж быть потерянной бусинкой подо мхом,
Легко и зелено.

Только птицы порой кричат, и растёт самшит.
У больших насекомых трясутся усики.
И никто вину ненужную не внушит
Потерянной бусинке.

Вдалеке громыхает музыка, пьют вино.
Насекомые никому ничего не скажут.
А смуглый чужой ребёнок давным-давно
Оплакал пропажу.

Вроде бы ничего особенного, а трогает и запоминается. Очень хорошо передано состояние отрешённости и эмоциональной свободы, которой в жизни так часто не хватает – этим и берёт.

29. НАДЕЖДА НОВИЦКАЯ 2 «За налимами»
http://stihi.ru/2021/05/16/1215 номинатор Владимир Цюпин

Когда закат затеплится малиново,
не сплавиться ли снова за налимами
по ленте остывающей реки,
где сосны вековыми пилигримами
вдоль полусонных склонов, нелюдимые,
бредут к заливам... Лбы и островки —

приволье для кочевья лебединого,
а воды с бирюзовыми глубинами
сочнее, чем Мальтийский фиолет;
там лилии кружатся балеринами —
меж их ногами, тонкими и длинными,
налимы ходят сотни тысяч лет.

Как вспомнишь эти льющиеся линии
ленивых тел и плавников оливковых,
хвосты вальяжные, усатый славный вид,
навалится печаль неодолимая —
ведь у налимов тоже есть любимые,
им по зиме опять на нерест плыть...

Похоже, не сидеть в ночном под ливнями
осенних звёзд, и фрикассе налимьего
не пробовать... Не велика беда!
Пускай лоснятся шёлковыми спинами
среди лазурных лун с лиловой тиною —
держи весло!... подкормим, как всегда.

Сочно и живописно. И звучание красивое, плавное, тянущееся длинной строкой, словно подстраивающееся под этих вальяжных рыб. В какой-то момент захотелось читать вслух.
А от ночного отказываться всё же не стоит – есть в тихой охоте своя прелесть. Фрикасе что – съел и забыл, а стихи остались!


30. АНДА «Моему городу»
http://stihi.ru/2020/02/11/3591 номинатор Ильдар Харисов

От легкости осталось два пера,
Забытые сорокой у забора.
Дровяники, овраги, косогоры,
Унылое звучанье комара.
За скобками остался целый город,
Как бомж, не похмелившийся с утра.

На вывеске название: «Орлов».
И герб с орлом, и красный берег Вятки,
Ряды дворов, разрезанных на грядки.
Какой там город? Бедное село.
Он с памятью моей играет в прятки,
Качая занавески за стеклом.

У магазина встретился алкаш.
Привет Андрей! Я жму невольно руку.
В его глазах томление и скука:
Полсотни на «лечение» не дашь?
Спасаю неопознанного друга,
С сомненьем добавляю на беляш.

По старому мосту через ручей
Тягучий день ползет за горизонты.
Здесь дольше оставаться не резонно,
Пора бежать от Родины моей.
Но я стою, как сталкер в центре зоны,
И там ничей и здесь уже ничей.

Сорока на юга не улетит...
И тополя, и домики все те же.
Щемящая, убийственная нежность,
Надежно позабытая в пути.
На кладбище не ходят за надеждой.
Я прячу взгляд. Прости меня, прости...

Очень цельное стихотворение, замечательно выстроенное композиционно. Всё в нём естественно и органично, одно перетекает в другое – от начальных строк, констатирующих разрушительность времени, от описания родного города, похожего скорее на село («ряды дворов, разрезанных на грядки» так и видятся), к разговору с неузнанным земляком (как хорошо вписалась прямая речь!) и собственным грустным размышлениям, ощущениям и – в последних строках – к чувству вины в том, что уехал в другую жизнь. (А в чём вина, собственно? Жизнь такова, какова она есть…)
Ах, не зря были в начале два сорочьих пера! Как чеховское ружьё выстреливает сорока в конце стихотворения, неперелётная, в отличие от многих своих сородичей – крылатых и прямоходящих…
Хоть фильм снимай – Андрей ли Тарковский, Алексей ли Герман, Кирилл ли Серебренников.

31. ДАРИ-ЭКС «Печка»
http://stihi.ru/2021/05/08/5999 номинатор Ильдар Харисов

Дверь заперта на видавший меня засов.
Остров тепла, робинзоновы я и печка.
Думаю: сколько в тебе сожжено лесов.
Сколько во мне. И насколько дрова не вечны.

Гаснешь и гаснешь. И снова тебя топлю.
Фыркаешь страстно, кирпичная капризуля.
Капли танцуют под ветра сопливый блюз,
линии жизней на мутном стекле рисуя.

Пламя погладило локон берестяной –
странной любовью с огнём занялось полено.
В тихой истерике ходики за стеной
давят на мозг, издеваются: тленно, тленно...

Капли долдонят: подбрасывай и терпи.
Печка талдычит: я грею, мне больно надо.
Кончится дождь – и устану тебя топить.
Дёрну в леса
от холодной тупой громады.

Амбивалентное. Читаешь, и начинаешь сомневаться: а была ли печка? Или же ЛГ ей только прикрывается, пытаясь донести свой месседж ещё одному островитянину, чьё присутствие незримо, но явно ощущается. И тут уже чтение идёт по-другому сценарию. Ах, как трещат дрова! Как искры разлетаются в разные стороны! Пожара бы не наделали.


32. АННА ЛУКАШЕНОК «Мне приснилось»
http://stihi.ru/2021/06/16/5464 номинатор "Термитник поэзии"

Мне приснилось, как будто мы два клеста
Нами правит хвойная пустота,
Впереди – только шишек еловых рябь,
Только небо, сложенное из льда

Мы влюбились друг в друга уже тогда,
Когда слётками падали из гнезда
Я признался тебе, что тебя люблю,
Протолкнув кислород через гнутый клюв

Мы зачали птенцов, когда был мороз
Я звериную шерсть сквозь иголки нес
В этом странном зимнем клестином сне
Я чирикал, а ты – отвечала мне

И проснувшись я долго не мог понять,
Почему держит в белом меня кровать –
Это после смерти седой снегирь
Уволок меня в человечий мир

А, может быть, так оно и было? Природа человеческих снов, как и в целом работа человеческого мозга – необъятное поле для исследований, и вполне возможно, что сны аккумулируют в себе не только впечатления прошедшего дня, но и являются хранилищем событий прошлых наших воплощений. Но эта расхожая мысль - не главное для меня здесь. Главная прелесть стихотворения в очеловеченной орнитологической картинке, выписанной весьма достоверно и поэтично. Не уверена, можно ли назвать пение клестов чириканьем, но наверняка и элементы чириканья как разговорная, а не певческая составляющая в общении клестов имеют место быть.
Маленькое замечание: если читать стихотворение вслух, то первая строка очень напрягает, пряча в себе неприятную фонетическую подставу. Думаю, что автору уже говорили об этом…

33. ВИКТОРИЯ КОЛЬЦЕВАЯ «Вольно»
http://stihi.ru/2021/01/27/4205 номинатор Регина Соболева

Вольно лязгает по мне последняя нелюбовь,
то в одну маневрирует сторону,
то в другую.
Я несу ее издавна, до рельс и до поездов
в кроманьонском лесу.
Весной токуя, зимой тоскуя.
Отрываю от ребер корни сосны,
отрезаю сучья, чтоб волосы отрастали.
Сколько крови растаяло,
а ношу мою не смыть,
обнажается и звенит из проталин.
Покрывается дерном, щебнем, ржаным песком.
Забывает, как обращаться, хоть помнит имя.
Говорит со мной, а думает о своем.
Мы и раньше были такими.
Говорит со мной, а думает,
да и нет.
Не сегодня, завтра,
не здесь, а где там.
И на ком-то же белой глиной сошелся свет.
Или снег сошел
из резких порывов света.
Снег идет и пухнет таинственным полотном,
тканой смертью на раскройном столе,
лепной любовью.
Говорит со мной и думает о своем
лебедином, орлем, обветрившемся,
воловьем.

Штучное. Это та степень раскрепощённости и свободы письма, где шаблонам уже нет места, даже если они навязчиво крутятся в голове пишущего (а вслед за ним и читающего) в виде старых любимых песенок, к примеру, «На тебе сошёлся клином белый свет».

Отрываю от ребер корни сосны, отрезаю сучья, чтоб волосы отрастали

Стихотворение с мощной энергетикой, где каждый образ словно сгусток энергии и где впору говорить об эзотерическом воздействии мыслеформ, порождаемых человеком и довлеющих над ним же. Могу себе представить, какое удовольствие доставила автору работа над этим текстом.

Белая глина здесь для меня – вся сумма произнесённого и подуманного, из которой вылеплено это удивительное стихотворение. Чем больше читаю, тем больше нравится, а ведь как часто бывает наоборот.

Единственное место, о которое споткнулась:
до рельс и до поездов

Лучше и правильнее бы звучало «до рельсОВ и поездов» - не так раздробленно и грамматически неуязвимо (я о падежном окончании в слове рельсы)

Говорит со мной и думает о своем
лебедином, орлем, обветрившемся,
воловьем.

Какая лексика, как же хорошо.


34. АИДА СМИРНОВА «А вот эту женщину...»
http://stihi.ru/2021/02/14/2281 номинатор Регина Соболева

А вот эту женщину никогда не любил Рафаил.
Он носил её нитью красной на своём запястье.
Прятал бережно под рукав и говорил:
"Хоронись. Обплюют же счастье.
Толпа клыкаста".

А вот эту женщину не мазал дегтярной мазью.
Не спасал, не жалел, не миловал – нет нужды.
Этой женщины голос серебряный,
сочился вязью,
пышным, нежным, кружевом чистой волны.

А вот эту женщину,
а вот эту!
Никогда не любил Рафаил, никогда не любил...
Раскрылатившись небом лазурным, шелестом ветра,
он укутал её в облака
и боготворил!

-------------------------------------

**Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент.

*Рафаил – имя одного из семи архангелов, архангел-исцелитель, который оберегает и защищает людей и зверей, способен их излечивать.

Да точно ли не любил? Автор так настойчиво повторяет это, что верится в обратное!

Но если отбросить шутки в сторону, то именно эти повторы придают особый шарм стихотворению и наполняют его поэзией. Её же, поэзию, отнимают у него последние довольно неуклюжие строки, которые просятся быть отшлифованными.
«Раскрылатившись» - интонационно чуждое слово здесь.
«Укутал» - единственный в тексте глагол совершенного вида (что сделал?) тоже выпирает на фоне всех остальных (многочисленных) глаголов несовершенного вида (что делал).

И ещё: оплевать, оплюют - вот правильное написание слова, и никаких «б»!


35. АНАСТАСИЯ КИНАШ *** («Запиши на доске число, отступи строку...»)
http://stihi.ru/2021/07/19/7841 номинатор Александр Оберемок

Запиши на доске число, отступи строку.
Не используй чёрного, красного. Не мельчи.
Посмотри – крадутся тени по потолку:
Птичьи и паучьи, а может вообще ничьи.

Рот закрой, ровнее спину – таких едят
С неохотой даже чудища из шкафов.
Вот задача: в классе было два икс ребят,
Жизнь на ноль помножила. Кто отвечать готов?

На картинке в книге хмурый осенний лес
Бродят призраки, ссутулившись в хвойной тьме.
Напиши сочинение: "Если бы я исчез,
Кто бы плакал тихонько и звал меня в каждом сне?"

А теперь мы рисуем себя через много лет.
Петя будет пожарник, а Маша окончит вуз.
Ира сдаст пустой лист – Иры попросту больше нет
– Можно, – Ира мне шепчет, – я всё-таки подпишусь?

Вот бы завтра каникулы, вот бы они уже
Не закончились. Не закончились. Не закон...
На доске шипят звёзды, как ягодное драже,
И не видно не зги из разбитых давно окон.

А в нашем классе смерти начались ещё со школы. Девочка от порока сердца, мальчик от саркомы…
Грустно, больно и знакомо.

Ира СДаст пуСТой лиСТ – тяжеловато звучит.
И ещё: не видно нИ зги – так правильно.


36. АННА ГЕРМАНОВА «Игра со спичками»
http://stihi.ru/2021/05/23/222 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."

Спичек есть немного, но ни одну
не зажечь, не высветить глубину
тьмы неизречённой, подобной той,
в первый день творения над водой.
Тишина входящему, немота
поднялась до глаз, залила до рта,
к темени всё ближе за пядью пядь,
непонятно даже, зачем дышать,
если здесь так тихо и так темно,
что не видно воздуха всё равно.
Мне пора на дно, не теряя сил,
если жернова не перекосил
(где один — небесный, другой — земной)
мой уход и то, что ушло со мной.
Так за камнем камень, за пястью пясть
зев Левиафанов, слепую пасть
миновать на ощупь и ото дна
оттолкнуться вверх, где мерцать должна
в сводах, мне неведомых, в толще вод
память не на вдох, а скорей на вход
в тесное пространство моей тоски,
каменные губы, а в них пески,
на которых яростный мреет свет,
в нём ни упованья, ни скорби нет,
в нём завет от Бога, благая весть —
мало или много, но спички есть.

Поэзия состояний – вот где раздолье для специалистов психоанализа и герменевтики. Сколько бы ни было читателей у этого стихотворения – у каждого будет своё восприятие текста – так переливчато и многослойно выписано оно – строка за строкой, фраза за фразой. Мне, например, здесь Диоген заодно с Ионой увиделись, и метафизика внутриутробного существования человека как метафора осознания себя в замкнутом пространстве космоса считалась. Ну и мучительные и сладкие медитации творчества, само собой. И Бродский, кстати, тоже вспомнился: «Я живу в темноте, и она не хуже в комнате, чем темнота снаружи».
Стихотворение написано с большим вкусом. И мастерством, безусловно, при котором хоть от печки начни танцевать, хоть от спичек – пламя возгорится виртуозно. Высокая планка под занавес лонга.

37. АЛЕКСАНДР РА «Уходя (неземное)»
http://stihi.ru/2021/02/04/9024 отборочный тур для резидентов

(неземное)

Переливаясь как вода
из переполненных сосудов,
во тьму сползает божий дар
по ободку круглейших суток.
Бурчит натруженный мотор,
он очевидно рад стараться –
не то в меня влюблён, не то
в неотвратимость дальних странствий.
Вплетаясь в этот звукоряд,
кричат расстроенные птицы,
как будто передать хотят
со мной нехитрые гостинцы.
А мир, поросший небыльём,
бесстрастен и сосредоточен,
но для потехи окаймлён
кольцом крылатых многоточий.
Непостижимые никем,
они общаются со мною
на нерождённом языке
и обещают неземное.

Мне кажется, что автору имеет смысл вернуться к этому стихотворению и поиграть со словами и образами. Круглейшие сутки: ободок уже даёт понимание окружности, а прилагательное «круглейший» в превосходной степени – это уже перебор, вместо него можно найти другое оригинальное определение суткам, и строка заиграет дополнительной гранью. Расстроенные птицы – почему расстроенные? Потому что хотят передать гостинцы? Звучит нелепо. Может быть, «взволнованные»?

Четверостишие
А мир, поросший небыльём,
бесстрастен и сосредоточен,
но для потехи окаймлён
кольцом крылатых многоточий.

тоже небезупречно и спорно.

мир, поросший небыльём – махровый штамп.

И почему для потехи? Для чьей потехи? Начинали с божьего дара, вроде бы.
Кстати, есть попытка закольцевать стихотворение: ободок суток в начале и кольцо крылатых многоточий в конце – эх, тут бы и к божьему дару вновь выплыть на поверхность!

Разворчалась я напоследок, но исключительно из лучших побуждений.
И, признаюсь честно, половину шипов из обзора я убрала.

Мой безусловный выбор, не ранжированный, в последовательности представленного списка:


7. САША НЕМЕСТНЫЙ «У рыбы кровь горяча...»
http://stihi.ru/2021/04/12/4685 отборочный тур для резидентов
9. ЮРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЕРМОЛЕНКО «Стрельна»
http://stihi.ru/2016/03/13/7060 отборочный тур для резидентов
19. НИКИТА БРАГИН «Сквозь крапиву»
http://stihi.ru/2021/07/02/5773 номинатор Филипп Андреевич Хаустов
30. АНДА «Моему городу»
http://stihi.ru/2020/02/11/3591 номинатор Ильдар Харисов
33. ВИКТОРИЯ КОЛЬЦЕВАЯ «Вольно»
http://stihi.ru/2021/01/27/4205 номинатор Регина Соболева
36. АННА ГЕРМАНОВА «Игра со спичками»
http://stihi.ru/2021/05/23/222 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у..."
Если дополнять его до десятки, то в четыре оставшиеся позиции не поместятся все те стихи (ещё с десяток), которые понравились чуть-чуть меньше, но одинаково хороши.