Переворот

Валерий Розенберг
Запомни: август 2021. В этом августе Николай Карлович Сванидзе заявил прежде немыслимое. Совершил переворот сознания. Почти. Что именно? Прежде вся аналитическая процедура понимания общественных процессов строилась на аксиоме: ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА НЕ ДОПУСКАЕТ СОСЛАГАТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ! Как это? А вот очень просто! Всё, что случилось, всё, что произошло, случалось и происходило только так и никак иначе быть не могло. Было и - баста! Закономерность? Предопределение? Многоточие.
И вдруг Николай Карлович Сванидзе выступает с лекцией «О семи моментах Истории России, когда всё могло пойти иначе». То есть, История ИМЕЕТ сослагательное наклонение. Ну, что там! Сказал и сказал. Мало ли дозволено мудрецам и пророкам, болтунам и глупцам? Но этот историк берёт конкретные факты прожитого и пережитого и вертит их, как его историческому уму взбредёт на ум. И что получается в итоге, если не вдаваться в детали мозговой атаки Николая Карловича?
А в итоге получается, что в далёком и в недавнем прошлом решения принимались спонтанно, противоречиво и алогично. Не в логичной последовательности, когда одно вытекает из другого, а стихийно. Не в цепи самых разумных поступков, а совсем наоборот – ошибка на ошибке! И мы имеем уродливую действительность, сооружённую умами мятущимися и часто не самыми умными из имевшихся в наличии.
Каждый алогизм (логическая ошибка) имеет своё имя: эпоха царя такого-то, период правления президента имя рек. Александры и Николаи, Петры и Екатерины, Ленины и Сталины, Брежневы и Путины. И так далее, если растекаться по площадям Мироздания – от Карлов до Бараков - всё могло быть иначе. Какая-нибудь Моника на своём замаранном платье внесла в тупичок Белого Дома, а оттуда - в суть событий поворот, каких ничто не предвещало. А из таких «вношений», будь то запачканная репутация или очередной идиотизм партийных директив, кроились судьбы мира вопреки благоразумию, назло интересам человека и человечества.
Ладно, если это в мировом масштабе. А как, если в масштабе сугубо личном? «Ох, как глупо я поступил!», «Эх, надо бы всё не так!», «Что же я позволил тому-то и тем-то!». Оглянись – вся жизнь соткана из «охов-ахов». К счастью, с прослойками благоразумия.
И я готов повторить за Сванидзе: жизнь имеет сослагательное наклонение!
Именно в нём содержатся уроки, на которых мы – в общем и в частном, увы, не учимся. А НАДО БЫ!