Истина в вИне из цикла Боги и Люди

Ольга Нифантьева
          История создания музыкального инструмента «Сарасвати вИна»
           (презентация для литературного клуба, сентябрь 2018 год)

    Изначально Сарасвати называлась река в Индии, а также это
было имя богини, которая почиталась, как покровительница рек.
     Позднее её имя стали связывать с различными видами искусства.
     Сарасвати ассоциируется с белоснежным цветом, символом святости, чистоты и истины.
     Обычно её изображают с лебедем или павлином.
     Сарасвати проявляет свою энергетику через все цветы с пряным и насыщенным ароматом (сирень, магнолия, жасмин, черёмуха).
     Из минералов с богиней связаны хризолит, гелиотроп, перламутр, а из металлов – серебро.
     Согласно ведическим учениям, в человеческом организме Сарасвати управляет интеллектом, водно-солевым обменом и работой почек, контролирует работу поджелудочной железы.
     В Индии определённые инструменты также связывались с функциями их богов-создателей.
     Например, Шиву изображали танцующим и стучащим в барабан, когда он создавал Вселенную.
     Также Шиве приписывалось изобретение инструмента «вИна», который сопровождал богиню знаний и покровительницу искусств богиню Сарасвати.
     По другой легенде изобретателем этого инструмента считается Нарада, сын Брамы.
     На "вИне" и родственных ей инструментах играют без смычка, пальцами или плектроном.
     Самые популярные старинные индийские струнные щипковые инструменты — вИна и ситар (аналог вИны).
     За нежный и богатый оттенками тембр вИну называют царицей струнных.
     У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, — у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, — возле грифа.
     Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания.
     Инструмент носит название Сарасвати вИна, по имени богини знаний и искусств.
     Имеет форму лютни.
     Звук у вИны мягкий, богатый оттенками.
     Самые древнейшие описания его видов встречаются у Сома, автора музыкального сочинения «Рагавибада».
     Изображения вИны встречаются на стенах бенгальских пагод.
     В настоящее время вИна является концертным инструментом, который используется в качестве сопровождения к вокальной музыке и классическому индийскому танцу.
     Играющий держит инструмент, как гитару.
     Игра на вИне требует многолетнего обучения и долгой практики.
     Индусы считают, что строение вИны соответствует строению человеческого тела и её звуки оказывают благотворное влияние на организм человека.
     Они, подобно древним грекам, связывали звукоряды лада с определённым психо-эмоциональным состоянием человека.
     Эти взгляды составили отдельную науку – мантра-йогу.
     “Йога” – значит единство или связь.
     Это учение об индивидуальном пути развития человека при помощи медитации.
     “Мантры” – это звуковые комплексы.
     В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение Вселенной.
     Специальные мантры сочинялись для достижения гармонии души, просвещения и успокоения, творчества и богатства, преодоления трудностей и стремления к успехам.
     Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями.
     Считалось, что каждый человек имеет свою определённую музыку и цвет.
     Яркие цвета соответствовали интенсивным вибрациям, бледные – спокойным, гармоничным.
     Ещё древние греки говорили: музыку надо видеть, а цвета слышать.
     Мирное сосуществование различных религий в Индии создало в культуре этой страны неповторимую атмосферу самобытности.
     Классическая музыка Индии не записывалась нотами, а передавалась от Мастера к ученикам.
     Музыкальные инструменты очень специфичны, музыка имеет особенное звучание, которое не перепутаешь ни с чем.
     Звучание вИны переходит в звучание поэзии Рабиндраната Тагора (Перевод Н. Стефановича).

О, всеединство разума...

О, всеединство разума, духа и бренной плоти!
Тайна жизни, которая в вечном круговороте.
От века не прерывается, исполненная огня,
В небе игра волшебная звездных ночей и дня.

Вселенная воплощает тревоги свои в океанах,
В скалах крутых - суровость, нежность - в зорях
багряных.
Сплетенье существований, движущихся повсюду,
Каждый в себе ощущает, как волшебство и чудо.

Сквозь душу порой проносятся неведомых волн
колебания,
Каждый в себе вмещает вечное мироздание.
Ложе соединенья с владыкою и творцом,
Престол божества бессмертный ношу я в сердце моем.

О, красота беспредельная! О, царь земли и небес!
Я создан тобою, как самое чудесное из чудес.



Фото: Мастер-класс Канала Ауэра по музыкальной медитации и игре на ситаре, июнь 2018 год.

P.S. Канала Ауэр родился в 1956 году. В юности, вдохновленный музыкой великого гитариста Джона Маклафлина, Канала освоил игру на нескольких видах гитар и вот уже более тридцати лет выступает с концертами как гитарист, а также преподаёт искусство игры на этом инструменте.
В конце 80-х Канала увлёкся йогой, медитацией, восточной философией и музыкой и спустя время освоил игру на ситаре. Позднее он разработал свой собственный стиль игры на этом уникальном инструменте. Являясь искусным мастером по изготовлению музыкальных инструментов, он самостоятельно усовершенствовал свой ситар, чтобы добиться особенного и богатого звучания.