Может ли современный христианин уходить в затвор?

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Может ли современный христианин уходить в затвор?

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня Святая Православная Церковь чтит такого удивительного Святого, как Святитель Феофан Затворник. Именно в этот день Святая Православная Церковь предлагает нам чтение Евангелистское о том, как к Господу подошёл один человек и сказал, что он хочет исполнить всё, что повелевает ему Господь и хочет наследовать Царствие Божье. И вот Господь говорит ему: «Вот есть Заповеди. Ты соблюдаешь их или нет?» Он сказал, что всё это соблюдает от своей юности. И Господь, как написано в Священном Писании, очень полюбил этого юношу и проникся к нему, и сказал такие слова: «Продай своё имение, всё отдай нищим и иди за Мной». То есть Он предложил ему быть самым близким Его учеником – учеником Господа. Но что же этот юноша? В Священном Писании сказано одно удивительное слово, которое показывает всё его состояние. По церковно-славянски оно звучит так: «дряхлый». Вот это слово, оно даже сейчас нам, современным людям, понятно. Дряхлый – то есть гнилой, истлевший, он уже не смог ничего делать, он был, как некий студенец трясущийся, то есть он своё богатство поставил выше всего. Несмотря на то, что он исполнял заповеди, а заповеди, как мы знаем, можно исполнять, но на самом деле не спасаться. Почему? Потому что, если человек вырос, например, в благочестивой семье, и он просто привык делать добро, как некоторые привыкают делать зло, и у них есть злые привычки курить, пить или ещё что-то плохое делать. А этот человек просто привык делать добро, потому что вырос в богатой благочестивой семье, но это ещё не значит, что он спасается. И Бог предложил ему настоящее спасение – Он ему предложил высший путь, в который могут следовать только ревностные ученики. Следовать за Господом - это значит лишиться всего. У Господа не было жилья, и Он о себе говорил, что лисы имеют норы, но Сын Человеческий не имеет, где голову преклонить. И вот Господь, призвав этого юношу, сказал потом ученикам, что как сложно богатому войти в Царство Небесное, потому что юноша отошёл и больше не приходил к Иисусу Христу, и не о чём больше Его не просил, потому что для него богатство оказалось той непреодолимой стеной, через которую он не смог перелезть к Господу и к своему спасению. На самом деле, его бы никто бы не осуждал, если бы он сам не спросил. Ведь, если он спросил, значит Сам Господь через его Ангела каким-то образом привлекал его к такому служению, но этот человек испугался.
Также и нас Господь привлекает сюда в Храм. Здесь в Храме мы слышим Евангелие, слышим проповеди. Каждого из нас Господь привлекает именно к служению, к служению миссионерскому, ибо каждый христианин – это и есть миссионер. В чём же заключается миссионерство. Оно заключается в том, чтобы человек проповедовал слово Божье, проповедовал Христа. Каким же образом мы можем это сделать? Это прежде всего своей жизнью, мы должны прежде всего последовать вот этому юноше и, хотя бы, как этот юноша. Исполнение заповеди – это есть некий минимум, а всё, что выше заповедей - это уже служение Апостольское, служение миссионерское.
Мы прежде всего должны всю свою жизнь построить на фундаменте заповедей. Мы должны постараться на этом фундаменте построить и всё здание нашей семьи, нашей работы, нашего служения обществу. Если мы исполним заповеди, то мы сможем построить наше здание, в котором мы и сами можем спрятаться и пригреть тех людей, которые нуждаются в помощи. Дальше, когда человек исполнит заповеди, он может и дальше служить Господу, как Господь повелевает, идти за Ним уже полностью всё оставив. Всё оставив – это значит не то, что всё бросить, что у нас есть: родственников, жильё, работу, какое-то служение. Нет, на самом деле, Господь говорит так: «Каждый пусть будет на своём месте». Господь своим ученикам сказал в продолжение этой беседы, когда они переспросили о том, что кто может спастись? Он сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Самое главное нам нужно не прилепляться к богатству земному, потому что даже богатые могут войти в Царствие Небесное, но, если они будут не прилепляться к этому богатству, потому что у нас у христиан единственное богатство – это Христос.
Вот сейчас на Литургии мы с вами могли бы причаститься, но почему-то никто не причастился. Это очень скорбно, потому что самая большая драгоценность, которую нам Господь даёт – это причащение Святых Христовых Тайн. Сегодня Святая Православная Церковь вспоминает Святителя Феофана Затворника. Этот удивительный Святой, когда появился в Вышинском монастыре, в этом Святом месте, он заметил такую особенность, что там каждый день причащались люди. Он был этому очень рад, потому что, когда он был в Петербурге и других местах, он замечал, что не везде люди причащаются. Именно в Вышинском монастыре он заметил, что люди в деревнях очень благочестивые, и каждый день люди причащаются.
Давайте вспомним его житие и во главу нашей проповеди поставил вопрос: что есть духовная жизнь и как на неё настроиться? Так называется книга Святителя Феофана Затворника, которая является классикой и фундаментом всей нашей духовной жизни. Без этой книги часто человек идёт в не ту сторону, уходит в лабиринты псевдо-духовной жизни и потом не может вернуться, потому что зашел слишком далеко – туда, куда не нужно было заходить.
Святитель Феофан Затворник стал по истине настоящим монахом. В 19 веке он ушёл в затвор и там прибывал долгое время – 28 лет. Он очень много сделал для Святой Православной Церкви тем, что написал огромное количество писем простым людям, священникам, архиереям, монахам. Он написал много толкований, а также перевёл множество книг. Например, он перевёл такую книгу, как «Невидимая брань», которая является основой нашей духовной жизни. Мы все православные христиане знаем о том, что перед нами стоит враг душ человеческих, который нас пытается погубить. И нам нужно оружие. Но где же это оружие взять? Нужно взять оружие в оружейнике – это Священное Писание Святых Отцов, а также такие замечательные книги. Эти книги являются как бы неким оружием. Каждая книга как некий меч, которым можно сопротивляться и не допускать врага к себе. Если враг подойдёт к нам близко, то он растерзает нас своими когтями, и мы ничего не сможем ему противопоставить. Поэтому, чтобы сопротивляться – нужно вооружаться. А мы, христиане, ходим совершенно без оружия, без Иисусовой молитвы, без Святых отцов, и враг ставит нам капканы, ловушки, сети на каждом повороте. Мы должны вооружиться, потому что мы - воины Христовы. Кто борется, то и сможет достигнуть Царствия Небесного.
Вспомним притчу о двух мышках, которые попали в молоко. Одна мышка свесила лапки и стала тонуть, а вторая стала барахтаться и взбивать молоко, взбила сливки, потом сбила масло, потихоньку залезла на кусок масла, и там, припеваючи, жила и радовалась, что у нее такой кусочек масла. Вот так же и христиане, могут свесить ножки и ручки, опуститься на дно и там погибнуть и захлебнуться в этом мире греховном. Или смогут взбить масло и накормить других людей, и сами будем сыты, и сможем помочь многим людям.
Так вот Святитель Феофан Затворник ушёл в свой затвор совершенно не случайно. Он в 47 лет был уже был на второй кафедре: сначала на Тамбовской, потом на Владимировской. Перед ним открывалась огромная карьера, он мог послужить Православной Церкви. Но он от всего этого отказался, написал прошение в Синод, чтобы быть Наместником монастыря в Выше. Он туда был отправлен, хотя многие сопротивлялись этому и не могли его понять, как он может отказаться от такой карьеры. Но он объяснил это тем, что он будет там служить в церкви и будет переводить труды. Когда он поселился в этом монастыре, то написал через некоторое время ещё одно прошение и ушёл совершенно в затвор. В этом затворе, в одной комнате он пробыл 28 лет. У него этот подвиг совершался постепенно, то есть он не сразу ушёл в затвор, он потихонечку сначала перестал гулять, хотя он очень любил природу; потом он перестал выходить даже к трапезе и на богослужения и стал совершать Литургию у себя в келье. Именно ему, единственному, Синод разрешил в то время служить Литургию одному. По учениям и канонам Православной Церкви запрещено одному священнику служить Литургию, потому что священник должен пригласить хотя бы одного человека, чтобы для него также служить Литургию. Но для Святителя Феофана Затворника было сделано исключение, и он служил Литургию у себя в келье для того, чтобы не отвлекаться ни на что. Он сам пел, возглашал возгласы и был очень сосредоточен на Литургии. У него было очень близкое общение с Господом. Святитель Феофан не общался и со своим келейником, который приносил только еду. И вот Святитель Феофан стал потихоньку угасать. К концу жизни у него было очень много болезней, у него потерялось фактически зрение, у него была катаракта, но он не унывал и все свои силы отдавал Господу. Он ушёл в затвор для того, чтобы там без всяких помех передавать Господу, как по рации, то, что творится в мире и ходатайство за всю Русь Православную.
Святитель Феофан Затворник очень любил иконопись. И, когда в монастыре Вышинском стали расписывать Казанский Собор, то он единственный раз нарушил свой затвор. Ночью, когда все уснули, он потихоньку вышел из своего затвора и пошел, открыл Храм, стал любоваться росписями, которые были в Храме. Он так любил Храм Божий и не мог пропустить этого замечательного момента, когда был расписан этот удивительный Собор.
И вот, когда он уже почил, то в современное время был единственный удивительный случай, когда семья иконописцев-реставраторов пришла восстанавливать этот Храм. Произошёл удивительный случай. Супруга мастера, который наносил позолоченее на иконостас, поехала по делам в город и закрыла своего супруга в Храме, чтобы его никто не беспокоил, потому что он был на лесах. В это время он размышлял: каким образом до революции могли так покрывать левкасом дерево, что оно было, как стёклышко? Он не знал, как достичь вот этого мастерства. И вот он увидел и услышал, что к нему подходит какой-то человек – старичок. Он услышал его шаги по бумаге, которая была застелена на половину Храма. Этот старичок подошёл и показал ему, взяв в руки шпатель, как до революции наносили вот этот левкас. И как только этот мастер сам попробовал так наносить левкас и у него стало получаться, в это время он обернулся и увидел, что никого нет. Он хотел побежать и догнать этого старичка, но, когда он подбежал к двери, дверь уже была закрыта. Когда приехала Игуменья, и когда супруга мастера открыла дверь Храма, то они увидели очень взволнованного мастера, который не мог ничего понять: что с ним произошло?  Опросили весь монастырь, вызвали всех людей, которые могли бы туда зайти, но никого не нашли. Все поняли, что это был сам Святитель Феофан Затворник, который пришёл и побеспокоился о своём Храме.
Сейчас Выша – это удивительное красивое место и там восстановлен уже монастырь. Многие притекают к этому монастырю, и многие получают исцеление и помощь.
Дорогие братья и сестры, Святитель Феофан Затворник, когда ещё был ректором Петербуржской Академии, то он выступал перед многими высокими лицами, и тогда ещё жил Достоевский. В это время, когда ещё не было столько много революционеров, Святитель Феофан Затворник сказал пророческие слова: «Раньше пастыри пасли своих овец. Наступает время, когда овцы не захотят уже, чтобы их пасли, их гордость превысит все допустимые возможные меры, и уже овцы будут пасти своих пастырей и будут превращаться в волков». То есть, они будут пасти, они будут над ними издеваться, клеветать, сажать в тюрьмы. Вот, что пророчествовал для всей России Святитель Феофан Затворник.
Ф.М. Достоевский в это время писал (это была середина 19 века): «Сейчас очень необычное время. Сейчас время, в которое приближается что-то новое, мы ещё не можем понять, что это новое? Но это новое уже чувствуется, и мы ощущаем его всей своей кожей».
И вот уже через некоторое время появляются революционеры, которые убивают Александра II, убивают многих высокопоставленных чиновников, перестают полностью уважать власть. И только царя любит народ. Простые люди уважают, любят и молятся за царя, а знать уже отвернулась от царя. Приближается время революции, время гонений, время страданий, время жертвоприношений на жертвенник безбожий.
Дорогие братья и сестры, какую же пользу мы можем извлечь из жития этого удивительного Святого? Из Евангельского чтения о том юноше, который не смог наследовать Царствие Небесное из-за того, что он прилепился к богатству, мы должны решить: что есть наше богатство? Кто-то прилепляется к машине, кто-то прилепляется к жене или мужу, кто-то прилепляется даже к своим страстям. Для кого-то, например, какая-то страсть блудная или страсть курения, пьянства, или наркомания, или игровая зависимость, или зависимость от интернета может являться тем богатством, от которого он никуда не может деться. Он к этой страсти так прилепился, что это является самым ценным, что у него есть. К такому человеку может подойти мама и сказать: «Пойди, помоги мне". Такой человек скажет: «Я не могу, мне нужно доиграть игру». И тогда этот человек ставит любовь к игре выше, чем любовь к своей матери.
Каждый из нас должен решить: кто или что для нас является кумиром? Если у нас есть кумир, то вот эта страсть, вот это богатство мира всего, то мы с вами не сможем быть учениками Христовыми. Но как же избавиться от всего этого? Нужно, прежде всего посмотреть на опыт Святых Отцов, нужно прочитать «Невидимую брань», взять оружие, нужно прочитать книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Если мы вооружимся вот этим оружием, если мы будем стяжать Иисусову молитву, т.е. это тоже есть оружие и меч против дьявола, тогда мы сможем все с вами избавиться от этого богатства, мы сможем перерубить связи, которые нас привязывают к этому богатству, и сможем идти за Христом. Но, чтобы нам избавиться от этих связей с богатством, нам нужно прежде всего постараться уходить в затвор, как уходил Святитель Феофан Затворник. Он уходил постепенно, т.е. он каждый день по чуть-чуть удалялся в своё сердце сначала, потом уже в свою келью, и там в удалении от мира он разговаривал с самим Господом, разговаривал со своей душой, разговаривал со своим Святым и своим Ангелом Хранителем.
И таким образом Святитель Феофан Затворник показывает нам, что мы не должны расстраиваться, если у нас что-то не получается. К добродетелям путь неблизкий, но, если мы будем каждый день шаг за шагом делать продвижение к добродетелям, продвижение к нашему Господу, то Господь обязательно благословит все наши труды.
Мы можем затворяться каждый день, в любом месте, где бы мы не находились, потому что наше сердце – это есть наша келья, наш алтарь, наш храм и наш затвор.
Пусть каждый из нас, кто молится сегодня Святителю Феофану Затворнику, чтобы он помог нам стяжать настоящий затвор от наших страстей, от наших пороков, от нашего богатства, к которым мы прилепились в этом мире.
Святитель Феофан Затворник, молим и просим тебя: помогай нам в нашем труде, в избавлении от нечестивого богатства и прилеплению ко Христу. Аминь