Предисловие к переводу пьесы Франческо Жустипаги

Маджнунъ Аль-Хазред
Франческо Жустипага (1886-?1941)

Африканский писатель, поэт, визионер.  Национальный герой Родезии. Борец за права коренного населения Родезии с колониальным британским правительством.

Краткая биография.

Франческо Карло-Мария-и-Луис-и-Фернандо ди Жустипага родился в 1886 году в Южной Замбези, в Губулувайо.
Его отец, Руиш ди Жустипага,  был  потомственным португальским дворянином, мать - путевой обходчицей из племени исиндибеле. Позже, после встречи с доном Руишем, она получила европейское образование в Сорбонне и стала руководителем филиала института Пастера при госпитале Святого Георгия в Форт-Виктория.

В 1905 году юный Франческо, уже тогда обладающий недюжинными способностями в литературном сочинительстве, вступает в так называемую "Коалицию Сердца Льва", первое общество литераторов Южной Африки. Одновременно он принимает участие в востании коренного населения против Британской Южноафриканской Кампании, отстаивая права  народов шона и беле на земли к северу от рек Лимпопо и Замбези.
К этому периоду относятся его первые пьесы: "Аракаловое дерево", "Добрый бог Мтобо", "Командор Пендербридж", в итоге увидевшие свет только в 1953 году.

В 1920 году повесть "Малунду и Йоба" входит в сборник кейптаунского издательства "Терра-Суза". Повесть была отмечена премией Фельпсона и произвела очень благоприятное впечатление на европейских литературных критиков, история врача-ветеринара Йобы нашла в западном мире подражателей. Среди них были и Уэллс, - отголоски Жустипаги прослеживаются у него  в поздней документалистике, и Соммерсет Моэм. Так, в СССР, писатель Николай Корнейчуков (Корней Чуковский), создает под влиянием Жустипаги произведения "Бармалей" (1926) - фактически, это поэтический пересказ путешествия главного антагониста Йобы, полковника Мбугу, сына Маллея по Лимпопо; и "Доктор Айзенблит" (позже - "Доктор Айболит", 1929).

В 1933 году Жустипага увлекается традициями родной земли и основывает мистическо-визионерское общество "Бенгулами", деятельность которого преследуется британской колониальной администрацией. 

В 1939 году на Елисейских Полях, в театре "Амбигю", режиссер Гийом Прессгурвик ставит пьесу Жустипаги "Я люблю чай мате", снискавшую самые похвальные отзывы в театральной среде.

1941 год оказался роковым для Франческо Жустипаги, - во время посещения Гибралтара он бесследно исчезает из гостиницы "Нортумбрия". Поиски писателя, длившиеся месяц так и не возымели успеха.