Улановой Г. С. Как перышко, легка

Алкора
из - http://stihi.ru/2021/08/26/1282

            Из цикла "Аллея Героев Санкт-Петербурга"

Галине Сергеевне Улановой (1910-1998) - самой титулованной балерине за всю историю советского балета

Среди мужских суровых бюстов
Одна – как перышко, легка,
Изящна, как её искусство,
А сколько прелести в руках -
Вот, кажется, взмахнет крылами,
Как лебедь белый, и взлетит!
Иль вдруг Жизелью нас заманит
В безумство чувств, где разум спит…

Вся жизнь её была служеньем
Балету, сцене, мастерству,
Волшебному преображенью
В ролях и, все же, естеству
Гармонии, движенья, ритма,
Единству чувств и сложных па.
Легко, наполнено и слитно
Рождала танцем явь… И там -
На сцене - оживали судьбы.
Без декораций видел зал
Холодный свет луны, что будит
Предчувствие прихода зла,
Близ озера исход печальный,
Последний лебединый крик…
Там было всё – души начало,
И смерть, и вечный зов любви.

20.07.21.

 Русская советская балерина, педагог. Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (1928-1944) и Большого театра СССР (1944-1960). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980), народная артистка СССР (1951), лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950), премии президента РФ (1997). Кавалер четырёх орденов Ленина (1953, 1970, 1974, 1980).

Галина Уланова родилась в Санкт-Петербурге в 1910г в семье артистов балета императорского Мариинского театра. Отец – Сергей Уланов - артист балета, работавший в том числе с главным балетмейстером театра М.И. Петипа, впоследствии стал балетным режиссёром театра; мать - Мария Романова, позже стала балетным педагогом в хореографическом училище, а к 1930 году – педагогом-репетитором в театре им. С. М. Кирова. В возрасте девяти лет Галина была принята в Петроградское театральное училище (ныне Академия русского балета им. А. Я. Вагановой), где сначала её основным педагогом была мать, а три последних года -Агриппина Ваганова. Окончила техникум по классу А. Вагановой в 1928 году. В том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр.) В 1944-1960 годах - годах солистка Большого театра.

Уже первые выступления на сцене театра привлекли к ней внимание критиков. Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного танца балерины. Непревзойдёнными остались и созданные ею образы во множестве поставленных на неё спектаклях. Искусство Улановой совершенно, ему свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Артистка обобщала конкретное, поэтизировала жизненное, возвышала обычное. В её исполнении присутствовала гармоничная слитность танцевальной техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий классического танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным, технически изощрённым танцевальным движениям - непринуждённость и естественность человеческого жеста. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое искусство пластических замедлений, замираний, затиханий создавало танцевальное туше, пианиссимо, тонкую выразительность. Уланова не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки настроений, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения. Её одухотворённый танец сделал её символом прекрасного, возвышенного для целого поколения советских людей, видевших её спектакли. Величайшие умы и мастера этого времени писали о ней как о богине, мадонне, чьё искусство делало мир чище и лучше.

Во время блокады в 1941 году была эвакуирована в Молотов, откуда в 1942 году с разрешения театра выезжала на целый год в Алма-Ату к своему мужу, но осенью 1943 года вновь вернулась на Урал. Во время войны она также выступала в госпиталях для раненных. Получала множество писем с фронта и после войны. Многие солдаты и медсёстры писали ей трогательные письма, благодарили за то, что её искусство давало им силы жить, спасало их от ужасов войны. Ближе к окончанию войны, в 1944 году, была переведена работать в Большой театр. После окончания войны, в июле 1945 года выступала в Вене. Участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в 1956 году в Лондоне, принёсших ей мировую известность. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой. Много гастролировала за рубежом: в Китае, Австрии, Италии, Франции, Англии, США и других странах. В 1960 году завершила свою артистическую карьеру. В 1960-1997 годах, вплоть до конца своей жизни, работала педагогом-репетитором в Большом театре. В 1964 году была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), а в 1969 -I Международного конкурса артистов балета в Москве.

У Г.С. Улановой  не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей надевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких „шорах“ я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние — одиночество» - вспоминала она. Всегда была строга к себе. Ранним утром - целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет её вес оставался тем же, что в артистические годы - 49 кг. До конца своих дней эта великая женщина была элегантна, отличалась лёгкой изящной походкой. Умерла на 89-ом году жизни в Москве.

продолжение - http://stihi.ru/2021/08/26/4273