В капкане одиночества

Лана Порошина
             В КАПКАНЕ ОДИНОЧЕСТВА.

        ЭССЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ ВИКТОРА ПАШКОВА.


                ИДУ!ИДУ!СО МНОЙ - НИКТО!
                Валерий Брюсов. "У себя".

Прочитала стихотворение В.Я.Брюсова "У себя". Мне почудилась в его стихах нота одиночества, особенно в строке, которую выбрала эпиграфом для своего эссе по прозаическим произведениям Виктора Пашкова. Эта нота прозвучит и в моём эссе.
Для тех, кто будет читать его, наверное , окажется неожиданностью проза Виктора.
Мало кто заходит на эту страничку, не подозревая, какое богатство хранится
там. Шесть рассказов и три повести, которые не только интересны для прочтения, но и совершенно с другой стороны открывают автора, его внутренний мир, предполагая автобиографичность в отдельных эпизодах.
Назову работы и приглашу любителей прозы на страничку Виктора.
Надеюсь, автор не будет против!
Итак, на проза.ру опубликованы произведения:


Несъедобное счастье - рассказы, 22.01.2019 09:16
Классный журнал 11Б - рассказы, 20.07.2018 17:27
остался в стороне - так в стороне и постою - повести, 25.02.2017 15:38
сегодня дельфинам нравились люди не все - повести, 07.09.2015 20:28
поток белого снега с мусором вперемежку - повести, 06.03.2015 11:36
Успеть бы понять... - рассказы, 15.02.2015 17:57
Будьте готовы... - рассказы, 13.12.2014 20:23
Выписка из решения - рассказы, 30.11.2014 23:40
Дошло... - рассказы, 18.11.2014 21:48


Снова читаю,качаясь в объятиях нежных волн длинных предложений (особенность изложения автора), замирая от прекрасных авторских отступлений в сюжетах- ещё одна чёрточка в текстах, которая совершенно покорила меня. Вглядываюсь в судьбы героев, "переживаю" с ними все перипетии в их жизни.
Подошла к теме" В капкане одиночества", которую хочу рассмотреть кратко по двум произведениям Виктора. Идея поделиться мнением не просто по теме "Одиночество", а "Женское одиночество" которое так захватывающе показал Виктор в прозе.
Прекрасный психолог, умеющий "насквозь" безошибочно рассмотреть любого человека, получивший опыт общения с разными людьми по роду своей работы, он умело характеризует героинь своих произведений и ,прямо не говоря об этом, наталкивает на мысль,насколько женщины одиноки, мало того, обречены на одиночество в силу разных причин.


Мои любимые героини: молодая учительница Светлана из рассказа "Классный журнал 11Б" и Елена Ротмировна из повести "поток белого снега с мусором вперемежку"
Остановимся на переполненным солнечным светом изложении одного эпизода из жизни СВЕТЛАНЫ, позволяющего сделать далеко идущие выводы.
Автор описал нелепый несчастный случай, происшедший со Светланой на перемене,но не это главное. Главное:само произведение , привлекающее внимание характерами героев, чистыми и светлыми чувствами, только -только расцветающими в сердцах юных героев, доброжелательностью и пониманием на удивление доброй Марией Ильиничной, директором школы.В ценре Светлана с её одухотворённостью, стремлением работать в школе, но ...
Грусть охватит читателя, понимающего её,повторюсь, "обречённость" на одиночество.
Сначала познакомимся с молодой женщиной:
"...внешним видом Бог не обидел: утончённая фигура – последствия многолетних занятий художественной гимнастикой, небольшой рост, полная грудь привлекательной формы, круглое миловидное лицо с неглубокими ямочками, двадцать пять лет, – ... скоро двадцать шесть –..."(с)


Но, какие же мысли беспокоят учительницу математики? Цитирую:"...с тяжёлым чувством предстоящей, хорошо знакомой усталости, думала о том, что вечером, к завтрашним урокам, надо будет проверить контрольные работы трёх классов, а это около сотни тетрадей.
«Боже мой, точно часов до трёх ночи, - когда спать, какая голова будет утром?!», - жалела себя Светлана, работая с журналом.
Действительно, когда спать, а главное, как выйти замуж: где и когда знакомиться с молодыми людьми этой красивой, доброй и молодой женщине...."
Вот оно ПРЕДЧУВСТВИЕ ОДИНОЧЕСТВА!
Усугубляется восприятие этого чувства после того, как знакомлюсь с мыслями директора школы:
"
"Директор пристально глядела на молодую учительницу: глаза наливались не то слезами, не то молчаливой благодарностью, не то уважением к её бережному отношению к неблагодарной учительской профессии, а сама думала: «Да, девочка, правильно, некогда, вот и мне всё время было некогда, а теперь одна, вот уже тридцать лет, как одна,..."(с)


Вывод напрашивается сам собой: повторит судьбу директора школы Светлана, несмотря на любовь к профессии, к ученикам, не смотря на то, что радостно улыбаясь спешит утром на работу под мелким ,сеющим дождём.
Грустно! Её женская судьба будет прожита лишь наполовину.



ЕЛЕНА РОТМИРОВНА- вторая, избранная мной героиня с несложившейся судьбой.
Хороша!
"Ей было около тридцати. Среднего роста. Через роскошные каштановые волосы пробивалось редкое, но отчётливо видимое серебро. Овальное лицо с тёмно - карими глазами, похожими на небольшие морские раковины - рапаны, если смотреть на них со стороны входа в раковину, было похоже на лик богини Амфитриты и имело неимоверно притягательную силу."(с)
В описываемый момент не одинока, встречается с женатым мужчиной.
Не приносят радости в жизни краткие свидания с любовником на койке в общежитии.
Да так!
Проработав на совесть много лет, являясь прекрасным специалистом она не имеет собственного жилья.
Ни семьи , ни дома!


"Одиннадцать лет проработать на одном предприятии, и в результате к тридцати годам иметь койко-место в общежитии. Не много ли?! Когда получила направление сюда, девчонки говорили: ну, Ленка, года через два будешь в своей квартире, там же край Земли по сравнению с Ленинградом. А что вышло?"(с)


Добавлю, основываясь на прочитанном, равнодушие и даже некоторое недоброжелательство,к её судьбе со стороны коллег, и Елена Ротмировна решается уехать, уволившись с работы.
Хочу дополнить к словам Виктора цитату из стихотворения Ирины Самариной -Лабиринт, она дополнит понимание характера героини повести:


"Люди хаяли за непосредственность,
За её силу воли и женственность,
Что вместились в сердечке доверчивом
С ярлыком «Слишком сильная женщина…»
"Слишком сильная женщина"


Сильная умная, красивая!
Не повезло! Пресловутое женское одиночество.


Не просто грусть, глубочайшую тоску, нарастающую с первых строчек повести, передал автор в эпизоде отъезда :
" Но не пришёл…, и никто не пришёл из четырёхсот тысяч горожан проводить эту молодую женщину, опытного специалиста, бывшего молодого…
Поезд дёрнулся, будто умирая в конвульсиях, и, набрав скорость, понёсся к Москве. Следом, в вихре, крутился змейкой поток белого снега с мусором вперемежку, которого на шпалах, вдоль Российской железной дороги до самой Москвы, да и в Москве."

                ВЫВОД.


На бесценных страницах современной поэзии и прозы, произведения Виктора Алексеевича Пашкова заметное явление.
Сделала такой вывод, много лет работая со стихами и прозой Виктора Алексеевича.
Кто-то сомневающийся скажет, что пишу хвалебные отклики. Ошибается этот "кто- то".
В своих работах, основываясь на принятых мной принципах, выработанных поэтом: искренности и откровенности, честности, порядочности и правдивости, выкладываю свои мысли, возникающие при чтении его произведений.
Приняла его концепцию поэтического творчества и сформировала на её основе свой стиль написания аналитических и эмоциональных откликов, принимая каждую работу Виктора Алексеевича, как подарок моей душе, испытывая эстетическое наслаждение от погружения в его творения и всю гамму возникающих чувств.