Белая лента Ханаке

Светлана Флоненкова
     Доброй ночи. И мы сегодня поговорим об экзистенциальной притче Михаэля Ханаке «Белая лента» 2009 года.
     Золотая пальмовая ветвь 62 Каннского фестиваля, премия Европейской киноакадемии за лучший фильм и режиссуру «Золотой глобус», две номинации Оскара и одновременно диаметрально противоположная критика за отсутствие сценария и сухость. Кто-то назовет картину «Белым шумом».
     Пожалуй, в качестве эпиграфа к исторической драме Ханаке было бы уместно поместить слова бессмертного Шиллера, увековеченные кистью мастера на эпатажном шедевре Климта "Nuda Veritas" или «Обнаженная истина»: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим –зло».
     «Белая лента», снятая в монохроме, как обнаженная, безоружная истина в борьбе с хищнической ложью, белое и черное, триумф контраста, угрожающее воплощение зарождающейся жестокости под личиной детской наивности. Нарочитая нравственность и сознательный самообман, преступно прикрывающие патологическую психопатию, ставшую общественной нормой.
     Ханаке раздел до гола консервативное, патриархальное австрийское общество накануне войны.
     "Сегодня дети, завтра народ". Извращенная, кровожадная злоба в головах вымуштрованного подрастающего поколения отразила, как в зеркале дыхание надвигающейся мировой трагедии, ужаснувшей мир своими масштабами. 
     «Белая лента» о политике? Несомненно.
     «Белая лента»  о насилии? Определенно да.
     Мира Вам.

26.08.2021