Аркаим

Огурцова Татьяна
  Аркаим должен был оказаться чем-то необыкновенным — по крайней мере, так я себе это представляла. Древняя цивилизация, археологические раскопки, загадки истории — всё это волнами приносил интернет и выплёскивал на наивную меня, будоража воображение. Но реал горазд на сюрпризы не только при развиртуализации френдов из соцсетей.
  Первое удивление я испытала, когда не смогла забронировать номер с удобствами.  Ни букинг, ни авито, ни яндекс-недвижимость не предложили мне ничего, кроме хостелов, вагончиков и юрт — этот вариант предлагался совсем уж для отчаянных любителей ночёвки вповалку, без предоставления постельного белья. И ценник за эти роскошества всюду стоял как за ночёвку в квартире города-миллионника. Первый звоночек прозвенел, но я ещё была глуха. После упорных поисков нашёлся какой-то хостел, где хотя бы туалет и душ были прямо на этаже, а не в степи, и мы смело поехали навстречу приключениям.
  По дороге видели и выжженную степь, резко контрастировавшую с бежево-жёлтыми полями; и степной смерч, легко устраивавший карусель не только пылинкам и песчинкам, но и дубинкам. В голове всё время всплывало: «Степь, да степь кругом...», и от этого в 35-тиградусную жару становилось зябко и неуютно.
Итак, семь часов езды по всей Челябинской области должны были быть вознаграждены чем-то особенным, стоившим нашего дорожного терпения и потраченного бензина. И вот, в конце нашего пути, перед жадными до новых пейзажей очами предстал странный поселок, состоявший из далеко разбросанных по степи арт-объектов, близко прилепленных друг к другу строительных вагончиков, подозрительных самопальных кафешек, обособленно стоящего исторического музея, огромного количества ларьков с сувенирной ерундой самого низкого пошиба и такого же количества ларьков, предлагавших эзотерические радости на любой вкус и кошелёк. В хостеле первым делом нам предложили шаманку, а уж потом выдали чистое бельё. Если что, от шаманки — в любом её виде — мы отказались.
  Зато сразу быстренько сходили в музей, посмотрели артефакты, потом честно пытались посмотреть околонаучный фильмец, крутившийся в актовом зале — гибриде мемориального и музейного помещения.
Когда экскурсовод проходившей мимо группы сказала своим подопечным, что на месте раскопок самим ничего не понять, и что только местные экскурсоводы смогут показать, какой из валов является частью ограждения аркаимского городища, а не просто рельефом местности, а всё, что понятно простым туристам — это уже реконструкция, мы сразу решили, что туда точно не пойдём — на фотографиях, сделанных с вертолёта, всё прекрасно видно, а не увидев воочию глиняную печь, где плавили металл, мы как-нибудь выживем. Тем более, что пешие экскурсии до места раскопок в этот день уже не проводились (людей без экскурсовода не пускали), а перспектива остаться в этом месте ещё на сутки нас немного пугала — кто знает, что тут делают с обесшаманенными туристами.
  Остальные сооружения, имитирующие чьи-то жилища и погребения, к моменту нашего выхода из музея тоже благополучно закрылись — воскресенье оказалось коротким днём, закончившимся в 16.00 ( в 14.00 Москвы), поэтому нам оставалось только оглядеть всё снаружи и побродить по ближайшим полям и холмам, крепко задумавшись, что мы здесь делаем — в раскалённой степи среди больших и малых камней, претендующих на высокое звание артефактов.
Под холмами стояли палатки, обложенные мешками с мусором — вкруговую, подобно аркаимскому ограждению (с собственным, надо полагать, мусором, а может, и невзначай откатившимся от соседних палаток).
На вершинах холмов странные люди группами ходили по кругам, выложенным острыми камешками, а ведь многие шли босиком, чтобы энергия чего-то там беспрепятственно поступала в организм. Ходили по несколько раз - от периферии к центру, а особо рьяные становились потом в самый центр спирали и театрально стояли, вытянув руки вверх. Запомнилась группа мужчин средних лет, которые долго-долго ходили, а когда явно закончили, и мы уже нацелились сфотографировать местный антураж на закате, один из ходоков спросил, обращаясь к товарищам: «Ну что, ещё по спиральке?», и они пошли снова. И пусть после ещё одной спиральки у них всё будет хорошо в жизни, у этих упорных парней. Пусть всё у них будет не зря!
  У нас тоже всё было не зря — мы приобрели бесценный опыт и незабываемые впечатления, несмотря ни на что. Ни один маг или шаман не пострадал от нас. Ни одна ненужная вещица не была куплена. Ни одно биополе не было взбаламучено. Рано утром мы выехали из посёлка, пофоткав на прощание гусей и коров, которые там тоже, оказывается, обитают.
Желаю Аркаиму побыстрее приобщиться к благам современной цивилизации — место-то очень интересное, и оно достойно большего.