И почил

Евгений Френкель
Быт.2;1-3: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Мы видим, что Бог благословил седьмой день, то есть, как мы знаем, одобрил его, признал прекрасным и разумным; дал относительно него некое повеление и обещал нам на этот день особое подкрепление Своей благодеющей руки. Бог освятил седьмой день. Это значит, во-первых, отделил его и, во-вторых, отделил его для высшего – для Бога и богослужения (Неем.8;9).
 
Бог, сотворивший небо и землю, и всё что наполняет их (Деян.4;24), вручив закон народу Израилеву, заповедал ему почитать родителей; не убивать; не прелюбодействовать; не клеветать; не завидовать; любить Бога; не творить себе кумиров, не делать себе изображений для поклонения; не произносить имени Божия всуе; соблюдать субботний день. Исх.20;8-11: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Какие из этих десяти заповедей намерены мы вышвырнуть из закона?

Бог изначально установил освящённый, отделённый Им день покоя, шаббат, субботу, Ему, Богу, предназначенную для праздничного собрания и богослужения в памятование о Том, Кто сотворил всё. Бог не против того, чтобы в течение шести дней мы делали свои дела. У нас есть души и тела и необходимость заботиться о них, но «день седьмой - суббота Господу». Не будем лукавить. Если мы исполняем первую часть заповеди о субботе, почему не исполняем вторую? В Катехизисе Католической церкви сказано: «Будучи «первым днём недели» (Мк. 16,2) воскресенье... стало первым из всех дней, первым из праздников: днём Господним, в который Он своей Пасхой исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге». При этом католический кардинал Джеймс Гиббонс констатирует «Вы можете прочитать Библию от Бытия до Откровения, и вы не найдете ни единой строчки, подтверждающей святость воскресенья. Писание настаивает на религиозном соблюдении субботы, дня, который мы никогда не святим».

Православный протоиерей Виктор Ильенко пишет: «Верно, что в Библии нет такого ясного слова о воскресенье, как о субботе; нет прямой заповеди праздновать воскресенье... Христиане празднуют воскресение, ибо что может быть радостнее для христианина, как не воскресение Христа... Мы, христиане, являемся этим новым творением Божиим, для которого ветхозаветная заповедь о субботе не имеет силы». Действительно, «что может быть радостнее для христианина, как не воскресение Христа». Возможно, мы празднуем первый день недели в память об этом событии. Но Иисус Христос оставил нам заповедь вспоминать еженедельно не это Великое Событие, а ежедневно (Деян.2;46) преломлять хлеб по домам, делая это в воспоминание об Иисуе Христе (Лк.22;19,20), возвещая сим не Его воскресение, а смерть (1Кор.11;26). Мне самому странно и тяжело принимать это, но Сам Господь заповедал это, показывая, что Его Крестная смерть, во искупление наших грехов для Него важнее Его воскресения. 1Кор.1;23: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие».

То, что протоиерей Виктор Ильенко озвучивает официальную позицию Русской Православной церкви подтверждается Синодальным переводом Библии, в котором подлинный греческий текст Отк.1;10: «Я оказался в духе в Господень день» был переведён как «Я был в духе в день воскресный», в то время, как в Деян.20;7-15 рассказывается, что по истечении субботы, в первый день (нынешнее воскресенье) вечером ученики и Павел собрались для преломления хлеба, что они делали по обыкновению (Деян.2;46) ежедневно по домам, принимая пищу в веселии и простоте сердца. В первый же день утром Павел не святил его, как субботний (Деян.20;13), но отправился пешком в Асс, а бывшие с ним пошли на корабль, поплыли в Асс, (14) встретили там Павла, взявши его, прибыли в Митилину, (15) отплывши оттуда, в понедельник остановились против Хиоса, во вторник пристали к Самосу, побывали в Трогиллии и в среду прибыли в Милит. В Антиохии (Деян.15;30) Апостол Павел избрал себе Силу (40) и Тимофея (Деян.16;1-3). Откуда совершили путешествие в Филиппы (12). В день субботний (13) они вышли за город, где «посчитали быть молитве» (греческий текст) и севши разговаривали с собравшимися женщинами. Во времена Апостола Павла никакой войны со старозаветной субботой не происходило.