С любовью люди делают дела

Агнесса Литвинкова
Нарва-Йыесуу или Усть-Нарва,

посёлком был всегда курортным.

Расположение средь леса,

песчаный берег у залива,

качались на волнах моторки,

ловили рыбу рыбаки.

В Эстонию стремились те,

кто отдыхал на северо-востоке.

 

Князья, военные, поэты,

артисты, композиторы,

художники, певцы, послы,-

богатые и бедные.

Творили вдохновено здесь:

художник Шишкин, Мамин—Сибиряк,

Чайковский, Зейлер-режиссёр,

писатель Вильде, Игорь-Северянин.

 

Посёлок, в общем, небольшой

по численности населения,-

из местных, — тысяча семьсот,

но летом, их количество утраивалось.

И «многоликая толпа

с бурлящей дачной суетой»,*

в курзале отдых находила,

в театре и в его спектаклях.

 

Артисты: местные, из Нарвы,

из Риги, Таллинна и Тарту,-

Скаржинская, Круглов и Брянский,

Волконская, Андрей Кусковский,

и оперный солист Филлипов,

скрипач Замыко, Пауль Пинна.

 

Но наступала осень золотая

и жизнь в посёлке замирала,

и улицы, и парки затихали,

и гастролёры, дачники съезжали.

 

Но находились оптимисты

из усть-наровских жителей,-

на малой родине они

духовно и культурно жили.

Хор просвещения создали

и в деревнях, что на Россони,

на Рождество и в Пасху пели,

молебны там же совершали.

 

И слёты певческих хоров

в Усть-Нарве тоже проходили,

на русском пели и эстонцы,

участвовали с сценках театральных.

Гастроли на Причудье развлекали

крестьян и рыбаков, и их семей.

В репертуаре водевили, пьсы были,

художественные чтения, романсы.

Состав участников различный:

и взрослые, подростки, дети.

Базанов Николай искал таланты,

Как театрал и регент церкви.

 

Рождественские ёлки ребятня любила,

где им дарили сладкие подарки.

На праздниках активно выступали

перед гостями и родными.

 

В посёлке — скаутский отряд,

где молодёжь духовно закалялась:

не обижали немощных в Усть-Нарве,

по силам ближним помогали,

в походах местность изучали

и говорили на эстонском, русском.

 

Все гимназисты обучались в Нарве.

Кто ехал на автобусе до школы,

а кто-то романтично плыл на судне,-

его качали в бурю волны.

 

В посёлке православный храм

Святого князя Володимира,-

красавец у реки стоял,

но был фашистами разрушен.

Но много лет душа желала

общение с Богом в малой церкви.

Она стояла у дороги

с названием Божьей Матери Казанской.

 

Эпилог.

Увы, в истории всегда — сюрпризы.

От дьявола безумцы злы,-

поступками он в ад людей толкает

и совершать бесстыдство заставляет.

Кому мешала старенькая церковь?

Зачем горел с иконами алтарь?

Зачем безбожник подлость совершил?-

сгорела церковь, храм для Бога.

 

И что осталось в двадцать первом веке?

Есть «Калью» - общество для трезвых.

В посёлке рубят лес, коттеджи строят

и в Спа-салоны приглашают.

 
Культура в обществе спокойна:
в  посёлке любят праздник рыбака,
на нём поют, танцуют дети,               
они же посещают и кружки.
         
 
Музей и спорт, библиотека               
всегда у жителей в приоритете.
Любители поэзии - при клубе «Вене».
Их выступления прекрасны!   

Когда политика в стране разумна,

тогда стабильность и развитие везде.

На малой родине живут все радостно,

с любовью люди делают дела.