Подлинная культура несет людям веру

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Можно принять христианскую веру, не приняв христианской культуры; нельзя принять христианскую культуру, не приняв христианской веры. В.Б.Микушевич
В советское время о вере люди в основном узнавали из русской классики, часть - из классической философии. Мой папа любил и ценил Канта, но если бы были доступны святые отцы - он бы читал их. Его святой отец был Иммануил Кант, позже еще ему понравился Шопенгауэр. Ценил он Ницше, даже, можно сказать, любил его, и в связи с ним всегда вспоминал работу Ясперса о Ницше-христианине, в которой утверждалось, что Ницше на самом деле любил Христа и даже был своеобразным христианским мучеником, а его критика христианства, в результате которой, отчасти, он и сошел с ума, объяснялась его желанием обличить фальшь современного ему западного христианства, которую его чуткая и глубокая душа не могла выносить. Я своё первое впечатление о вере получил из Достоевского, в 15 лет. Тогда, летом на юге, я сильно заболел, и целыми днями лёжа в постели, прочитал сразу три его романа, один за другим - "Братья Карамазовы", "Идиот" и "Преступление и наказание" - именно в такой последовательности. Я понял, о чем там шла речь - кто такой Бог и чего Он хочет от нас. Никто с такой силой и трогательностью не изображал картину человеческих чувств, самых возвышенных и святых, невольно заражающих и влекущих от грешной земли на самое Небо... Особенно меня поразил рассказ старца Зосимы о смерти его старшего брата Марка, как он плакал и каялся, просил у всех прощения, молился птичкам и говорил, что каждый за всех и за всё виноват, и когда каждый поймёт это, настанет Рай... И только теперь я могу оценить всю глубину этих слов и до какой степени это правда... Между прочим, из всей мировой литературы, по крайней мере той, что прошла через меня, только у Достоевского в "Братьях Карамазовых", в самом конце романа, совершенно прямым текстом говорится о главном в нашей жизни, о том, о чем почему-то никто не говорит - о воскресении мертвых.
"— Карамазов! — крикнул Коля, — неужели и взаправду религия говорит, что мы все встанем из мертвых, и оживем, и увидим опять друг друга, и всех, и Илюшечку?
— Непременно восстанем, непременно увидим и весело, радостно расскажем друг другу всё, что было, — полусмеясь, полу в восторге ответил Алеша.
— Ах, как это будет хорошо! — вырвалось у Коли."
Об этом, кроме Достоевского, говорит только Символ Веры: "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века". Вот то, что может делать настоящая культура, и Достоевский - это только пример, потому что границ здесь никаких нет, всё определяется высотой духа самого творца, о каких вещах он может сказать прямо, открыто и убедительно. Что любишь, во что веришь, без чего не мыслишь своей жизни - о том говори. И будь уверен, что это будет самая настоящая проповедь веры. 15.12.2018

на фото - кадр из фильма "Мальчики" 1990г.

https://proza.ru/2022/10/21/1090

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги