Яссы - Дон. 27

Олег Кашицин
ГЛАВА 27.


Проходя через донские земли, продвигаясь к Ростову, дроздовцы пополняли свои ряды.С каждой станицы добровольцами шли сотни казаков.Большевики узнав что к ним движется мощная сила оставляли недавно захваченные земли Войска Донского не желая вступать в бой с дроздовцами.И вот впереди в нескольких километрах Ростов...

Суббота,21 апреля 1918 г., поздняя ночь близ Ростова.
Кругом темень.Дроздовский всматривался в эту темень, словно сквозь неё можно было что-то увидеть.
- Михаил Гордеевич,- обратился подойдя к Дроздовскому Войналович,- Может отдохнёшь?
- Нет,- как-то отрешённо ответил Дроздовский,- Ещё минут двадцать и вперёд, на Ростов.
- Первое крупное сражение предстоит,- заметил Войналович.
- Да, первое и крупное,- согласился Дроздовский,- Такого у нас ещё не было.
- Думаешь, одолеем большевиков?- спросил Войналович.
- Должны,- ответил Дроздовский,- Не можем не одолеть.За нами правда.
- Эх, до чего ж не хочется сегодня воевать,- заметил Войналович,- Страстная Суббота, завтра Пасха.
- Да, Светлое Христово Воскресение,- согласно кивнул Дроздовский,- Ах, Господи, как же я, как же мы все, давно не были в храме, не молились, не исповедывались, не ставили свечи!
- Сегодня и помолимся,- сказал Войналович.
- Непременно помолимся,- согласился Дроздовский.
Они с минуту помолчали.
- Ну что, пора?- спросил Войналович.
- Да, пора,- кивнул глядя на часы Дроздовский.
- На Ростов?- улыбнулся Войналович.
- На Ростов,- ответил Дроздовский.
Войналович пошёл к бойцам, а Дроздовский чуть задержался и обратив взор к звёздному апрельскому небу тихо произнёс:
Господи, слышишь ли Ты меня?В Твой светлый праздник и с Твоим именем идём мы в бой.Прости нам сие прегрешение ибо знаю, Ты милосерден и ... помоги.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
21-го апреля, в Страстную Субботу отряд Дроздовского подошел к Ростову и 2-мя колоннами начал атаку с вокзала. Весь день шел упорный бой с превосходящими силами противника. Количество оборонявших Ростов большевиков достигло 12-ти тысяч при 6-ти батареях; помимо организованных частей красной гвардии, латышских стрелков и матросов Гвардейского экипажа, большевикам много помогли рабочие из предместья Ростова — Темерника, стрелявшие на улицах из окон домов, также «Колхида» обстреливала наступавших с реки. Приходилось брать улицу за улицей и нести большие потери.

Подошедшие со стороны Таганрога немцы, видя тяжелое положение отряда, прислали своего ротмистра с предложением помощи Дроздовскому, который коротко ответил: «Не надо, справимся сами».

К вечеру того-же дня Ростов и часть Нахичевани были заняты отрядом, но 22-го утром с севера подошли новые подкрепления большевиков, и Дроздовский, видя полную невозможность вести дальнейший бой, не желая принципиально обращаться за помощью к немцам, приказал отступать. Но вывод из города увлекшейся борьбой пехоты, на которой был сосредоточен весь огонь большевистской артиллерии, оказался делом не легким, а гибель её означала бы и гибель всего отряда и той идеи помощи Добровольческой Армии, с которой шли они из Румынии. Тогда Дроздовский дает следующее распоряжение: указав открытый холм, он приказал, чтобы кавалерия медленно передвигалась по холму редкой цепью (через 30-ть шагов всадник). Такой приказ показался окружавшим Дроздовского безумием, послышались возражения, некоторые предположили, что от потрясений он сошел с ума, но властный голос его потребовал: «Исполнить немедленно мое приказание без рассуждений». Как и рассчитал Дроздовский, большевики перевели весь артиллерийский огонь на смело — и открыто передвигавшуюся конницу, чем дали возможность отойти пехоте, ценой незначительных жертв в кавалерии. Пехота, а следовательно и отряд были спасены.

Дроздовцы отступили в район станции Чалтырь и короткими ударами беспокоили большевиков. В боях под Ростовом они понесли тяжелые потери.

     *          *          *

Михаил Гордеевич Дроздовский не знал, не мог знать что перед боем за Ростов он беседовал с Войналовичем в последний раз, что Михаил Кузьмич будет убит в этом бою на вокзале города Ростова.Не знал Дроздовский что вскоре потеряет и отчаянно храброго офицера Михаила Жебрака (его зверски замучают а затем убьют красные), не знал что погибнут многие из тех кто с болью в душе и верой в сердце прошагал, преодолел весь этот нелёгкий и длинный путь из Ясс на Дон.Не знал Михаил Гордеевич и о том что получив пулю в ногу он, отказавшись от госпитализации тем самым обречёт себя на мучительную смерть.
Всё это будет позже, а сейчас строились полки, поднимались роты, казаки вскакивали в сёдла, ржали кони, прогревались моторы бронеавтомобилей, все понимали - пора.
- Ну что, вперёд?- спросил Дроздовского Войналович.
- Да,- ответил Дроздовский и перекрестившись добавил,- С Богом.