Легенда о Бархатцах

Игорь Апрельский
Предисловие

БАРХАТЦЫ (Tagetes)  -  латинское название произошло от имени Тадиса, внука Юпитера, который  научил этрусков предсказывать судьбу и находить скрытые в земле сокровища. У бархатцев много названий. В России эти цветы назвали бархатцами из-за бархатистости их лепестков, в Украине «чернобривцы» (украинское название произошло из-за  их окраски: у многих сортов по краю цветка есть темная каемка, похожая на черные брови парубка), в Англии - «marigolds» (золото Мэри), в Германии - «студенческий цветок» или «турецкая гвоздика».
Родина  бархатцев - Южная и Центральная Америка.  В XVI  веке вместе со многими растениями (картофелем, кукурузой, космеей, георгиной и др.)  они были привезены испанскими конкистадорами  в Европу и Северную Африку, откуда очень быстро распространились по всей Европе, где и получили  свое латинское название. Среди многообразия их сортов выделяются. 
1.Бархатцы прямостоячие (высокие маловетвистые растения)  попали во Францию после 1535г, с войсками   императора Карла V, которые  сражалась в Тунисе и стали называться африканскими. Французские беженцы-гугеноты, спасавшиеся в Англии от религиозных преследований в 1573, принесли с собой  туда бархатцы отклоненные  (кустистые, многоцветковые растения), которые с тех пор  называют французскими. В нашу страну они попали  приблизительно в XVIII веке, более точной датировки нет. Они были одними из первых заморских растений и назвались тогда  "африканскими цветами". Однако название это продержалось недолго. Растения из этой группы отличаются значительной высотой (60-100 см) и крупными одиночными соцветиями. Стебли у основания куста дресневеют. Эти бархатцы высаживаются группами, клумбами, хорошо они растут и в контейнерах. Выращиваются на срезку.
2.Бархатцы отклоненные (французские). Эти растения невысоки, соцветия их намного мельче, чем у прямостоячих бархатцев. Зато цветки настолько плотно покрывают ветвистые кустики, что они порой походят на цветущие шары. Из всех видов этот наименее требователен к условиям выращивания и наиболее холодостоек. Существует множество сортов этого вида с махровыми и немахровыми соцветиями самых разнообразных цветов и оттенков.
3.Низкорослые бархатцы. Начав цвести в июне-июле, они продолжают цветение до самого снега. Низкорослые бархатцы удачно используются как бордюрные и контейнерные растения.
4.Бархатцы тонколистные (мексиканские).Самый требовательный к теплу вид обширного семейства. Довольно большие и раскидистые кусты этого сорта с кружевными листочками целиком усыпаны мелкими ромашковидными цветами. Высадив тонколистные бархатцы различных сортов, можно создать уникальный яркий цветник из одних только тагетесов.
   Американские индейцы считали, что соцветия бархатцев обладают магической силой. Их использовали в похоронных процессиях, сухие букеты сохраняли дома, воспринимая их оберегами от нечистых сил. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет». В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.
Применение. В средние века чернобривцы были завезены в Европу, где из них получали эфирные масла. Сейчас бархатцы часто используются в декоративных целях. Соцветия ярких, насыщенных тонов: красные, оранжевые, винные, жёлтые. Эти цветы - любимцы тысяч садоводов. Встретить их можно в роскошном саду и в скромном палисаднике, на территории школы и детского садика, возле магазина и библиотеки, да где угодно! А заделанные в землю при осенней перекопке измельченные бархатцы оздоровят почву, уничтожат не только огородных вредителей, но и возбудителей грибных болезней. В Грузии этот цветок употребляется в пищу в качестве приправы к тушеным блюдам и рису. В грузинском регионе, Имеретии, бархатцы выращивают в промышленных объемах, там их нарекли имеретинским шафраном.
Кроме того. Бархатцы -  один из цветков традиционного украинского венка, символ верности. «Буду помнить о тебе» - скажет цветок бархатца. Их вплетали в девичий венок, чтоб причаровать парубка: чтоб он не забыл дороги к милой, чтоб всегда был ей верен. Считают, что они  зажигают любовный интерес, страсть. Яркость, стойкость этих цветов связывают с образом «гарного хлопця», чернобрового, крепкого, озорного. Издавна на Украине  верили, что они отгоняют от дома нечистую силу, хранят от чужого глаза, защищают от зла. Поэтому возле каждой хаты обязательно росли чернобривцы, в народе их считают  символом  родного дома, родины – Украины. Но ведь мы знаем, что бархатцы растения заносные, и попали из Америки в Старый cвет много позже, чем говорится в легенде. Так полюбились эти цветы за свою неприхотливость, красоту, за длительность цветения, от весны до заморозков, что в народном сознании они воспринимались как исконно «свои», всегда росшие возле родного дома.

И в наши дни они являются одними из самых любимых цветов, наряду с «местными» анютиными глазками, разнообразными ромашками и колокольчиками, без которых не обходятся наши клумбы.
1.Название бархатцев  еще связывают со старинной украинской  легендой о мастерах-сапожниках, которые шили очень нарядные, праздничные женские сапожки, имевшие ярко-красные голенища и черные головки, называли их «чорнобривцями». Похожесть окраски лепестков на такие сапожки и дало название этим цветам.
2.В раннем христианстве была традиция окружать изображения Девы Марии цветами бархатцев, символизируя золотые монеты. По легенде во время побега Иосифа и Марии в Египет, Святое Семейство начала преследовать шайка воров. Когда они настигли беглецов и отобрали у них кошелек, то оттуда вместо денег посыпались цветы бархатцев.
3.Бархатцы или по латински Tagetes, знают очень многие. Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера - Тагеса (Тагета). Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. Похожие мифы существовали и у этрусков. Тагес представал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде. Ребёнок рассказал людям о будущем мира, обучил гадать по внутренностям животных, а затем исчез также неожиданно, как и появился. Предсказания бога-младенца были записаны в пророческие книги этрусков и преданы потомкам

Есть еще одна, менее известная, легенда о происхождения этого названия.

Здесь небеса светлы и чище,
с утра разлита синева.
Здесь ветер вольный вечно рыщет,
А воздух – пить давно пора.

Чарует взор и всю округу
страна неистово, сполна.
Здесь люд мирской так добр друг к другу,
Здесь Украина, здесь она.

Привольна жизнь, порой беспечна,
Лес полон ягод и зверья.
В селе, что прячется за речкой
Жила давно одна семья.

Во всем приветны, вера, святость,
добры ко всякому подчас.
Как долгожданна стала радость –
родилась тройня в одночас.

Три сына – сокола: «О, Боже»
Хвала тебе!» - кричит судьба.
Ведь ликом братья так пригожи,
Их брови – чёрны, два крыла.

Те парни были в крик счастливцы -
В Любви рос каждый, кто рождён.
Их кличут люди - «чёрнобрИвцы»
Не зря повсюду без имён.

Все жили в благости и мило:
Иван, Петро, да брат Степан.
И жизнь сама их полюбила,
Талант судьбою был им дан.

Иван стал ювелиром знатным,
Все украшения, Боже мой.
Успешным был и аккуратным,
красиво делал всё, с душой.

Стал гончаром Петро известным, 
В работе ловок, вот финты.
Его изделия чудесны,
Он с каждой глиной был на ты.

Степан же - резчиком корчевья*,
Резцы в руках, как звуки фуг.   
Ему платили дань деревья,
Ольха, рябина, ясень, дуб.

Молва о них – хвала заслуге,
летит что птица альбатрос.
Теперь все ярмарки в округе
Их ждали - вот такой был спрос.

Жизнь слАдка, как зимой калина,
Не остановит колеса.
УзналА вскоре Украина
Трёх чернобривцев чудеса.

Над хатой их парила птица,
То аист свил гнездо в селе.
Хочу я благостью делиться -
Родилась доченька в семье.

Мила, кротка – душе отрадно,
она же - радость всех троих.
В семье любима безоглядно,
Олёна – звать сестрёнку их.

Но жизнь порой подножки ставит,
Она ж не сладость – пахлава**.
Беда село удавкой давит,
Напала дерзко татарва.

Смешалось всё. Пылают хаты,
Ржут кони, дым кругом валит.   
Враги страшны и бородаты
В дом чернобривцев забрели.

Сам хан вошёл и видит диво:
Что украшенья, что резьба,
Был дерзок он, кричит спесиво:
«В орду мою взять навсегда!
Пусть у меня других наставят,
давно об этом я мечтал.
Они меня в веках прославят!
Да будет так! Я всё сказал!»

Как ни сильны три брата были,
Связали всех, неравен бой.
Всю молодежь татары в пыли
Погнали с гиком в край чужой.

А что село? Гарь, дым, бурьяны,
Но встало гордое с колен.
Пыталось зализать все раны,
В семье же братьев горе – плен…

У них одна теперь отрада –
растёт Олёнка – цвет цветков.
А от сынов нет вести, лада,
с тех пор прошло уж пять годков.

Все чаще девочка пытала,
Что так тревожит мать, отца.
О той беде она не знала,
Тем душу берегли «птенца».

Но вот пятнадцать ей, случайно
Услышала рассказ – бытьё.
Ей бабушка открыла тайну,
Ту, что скрывали от неё.

Собрав родителей, собратьев
Олёна молвит: «Мне коня!
Пойду искать по свету братьев,
Я ж украинка! С Дона я!
Уж сколько длится ваше горе,
Но нет, ни весточки в ответ.
Объезжу мир, не жить в позоре,
Сыщу родимых братьев след».

Сказала, грусть её изводит.
Привычен конь ей воронок.
В страну, где утром солнце всходит
Олёна скачет на восток.

Как долго путь – мне неизвестно,
Но знаю много стран прошла.
Узнав, в душе стало тесно,
«Не знаю, не были!», - грустна.

Но вот однажды на рассвете
Ей повстречался дед – монгол,
Вот он о братьях враз поведал,
Сказал, как будто душу смёл…

«Их троё было, тех красавцев,
Косая саженя в плечах.
рвать руки бы у тех мерзавцев,
Погряз кто с плетью во грехах.
По жизни парни те счастливцы –
Похожи очень, на подбор.
Все чернобровы - «чёрнобрИвцы»
Но хану дали все отпор.
Не пожелали покориться,
Не стали хана прославлять.
И мастерством своим делиться
Решили дома направлять.
Услышав речи супротивны
Хан запретил совсем кормить.
А после - дикий сын ехидны
И вовсе повелел убить!
Их били долго и упорно,
День, ночь была, уже рассвет.
Сжав зубы братья, с ликом гордым,
«Не будем!», - лишь один ответ.
И так их до смерти забили,
Хан приказал и пастухи
Их как зверей не схоронили,
А просто бросили в степи».

Сказав, монгол вздохнул глубоко,
Сжимая палку, без торгов.
«Пойдём-ка, провожу немного,
Они лежат меж двух холмов».

Дошли. «Они - вот видишь кости
Белеют среди васильков.
Они чужие здесь, не гости
Их забери домой без слов!»

Кивок с поклоном, солидарность,
Чуток его подождала,
Сказав: «Спасибо!», - в благодарность
Олёна кости собрала.
 
И на коня, скорей обратно,
К родителям, в родимый край.
И чрез неделю аккуратно
домой вернулась невзначай.

Им рассказал всё, что знала,
То, что поведал ей монгол,
Поплакали они сначала -
В судьбине горькой произвол.

Потом похоронить решили,
в саду, у старого пруда.
То место братья все любили,
И отдыхали посль труда.

Ушли домой, а ночью дождик
водою место окропил…
А утром – чудо ль иль художник,
Цветы взошли, глядеть нет сил.

Волнистый куст с шарами солнца,
Махрой, свисает вниз чуть-чуть.
Здесь черной нитью волоконца
Подчеркнута цветов вся суть.

Звала Олёна утром томным
Родителей: «Глаза не лгут! 
В листах перИсто-рассечённых
сверкает ярко изумруд.
Как будто спрятаны в них лица,
Тех братьев, много их примет.
То безимённы - ЧЕРНОБРИВЦЫ
Вернулись к нам, даря всем свет!
Их стебли прямы и компактны,
Раскидистый роскошный куст.
Браты стоят, прямы и ладны,
И прячут скромно свою грусть…»

*) Корчевья - это мн. местн. Выкорчеванные деревья или пни; корчи II, корча II.
**)Пахлава или баклава - восточная сладость в виде пропитанного маслом и сиропом слоёного пирога с начинкой из растёртых орехов, сахара и кардамона.