Вечерняя беседа 5. 04. 2021

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Вечерняя беседа 5.04.2021 «…Смотрите на всех детей – какие они все совершенные, и юноши все – очень-очень на ангелов похожие… По сути дела… Почти нет некрасивых! Все вот, прям вот, как будто вот, прям бери в рай, каждого – каждого ребенка, каждого юношу. Если только чуть-чуть что-то кажется не так, немножечко – легко подправить. А на самом деле как устроена жизнь – что это «чуть-чуть» с годами разрастается до непомерных уродливых размеров и вырастает в вечности в погибель, вот это вот «чуть-чуть», все эти «простительные», в кавычках, слабости. Всё очень строго. Очень строго! Вот читал сегодня вот этого Сергея Михайлова – говорит, что многие люди осознают весь ужас своего положения по отношению к Богу только после смерти. На этой земле, даже отдаленно, не будут догадываться. Только после смерти узнают. Как же всё плохо. Это похоже, похоже на правду. Еще раз повторяю, что все наши с матерью усилия – это вовсе не… Мы не перебираем, наоборот… Всё это очень скромные потуги. Скромные потуги. А с учетом того, что мы тоже грешные люди, совсем неизвестно, удастся ли нам спастись или нет… Ясно, что своими силами мы не можем… Но вот говорится в нашей вере так, что Господь всё уже сделал для нашего спасения. Господь всё уже сделал! От нас зависит только всё это усвоить. Ну вот здесь вот как раз самое трудное. Потому что чтобы усвоить, нужно вложить все свои силы. Все свои силы… Потому что все наши силы и так уже вложены в грех. Мы с потрохами, всем своим нутром, в греховном болоте находимся. Опять же, вся степень того, насколько мы погибаем, - это далеко не каждому открывается. Потому что человек не выдержит всей правды о себе сразу. В начале в это надо верить. Постепенно, по мере приближения к Богу, Господь откроет. Всю степень твоей погибели. Скорей всего, откроется это тогда, когда Он реально начнет тебя спасать. Сегодня у меня были значительные впечатления… Я отсканировал альбом, который Коля привез. Очень красивые фотографии бабушки Нади в юности… И там, когда она молоденькая, очень сильное сходство, Сонечка, с тобою… На некоторых… Прям, видно, что это твоя родня… Но у нее карие глаза, и… Вот так вот, очень интересно. Видно, что это очень сильное существо… Бабушка моя. Такое львиное лицо, лицо львицы, значительное очень… Настоящая русская женщина. Ну рано она, к сожалению, начала пить… А пьет русский человек почему? Когда веры нет. Душа русского человека – она нуждается в благодати Божией, она без нее не может. (Алеся, пожалуйста, последи за тишиной. Я не хочу ругаться после работы. Вы обезсмысливаете мои слова.) С возрастом недуг этот, алкоголизма, наложил на нее тяжелую печать… Мы с мамой заметили, что уже к годам 30 было видно… Что женщина неблагополучна. Насколько страшен этот недуг внешне, настолько, как ни странно, он в Божиих очах простителен. Именно потому, что он так резко бросается в глаза. И очень сильно смиряет. Того, кто предан этому недугу. Это безобразие – оно… Его нельзя оправдать. И человек знает о себе правду, ужасную… И все его считают погибшим. И сам он себя тоже считает погибшим. Именно это и может его, бедолажку, спасти. Что он КРАЙНЕ смиренного о себе мнения, пьянчужка. КРАЙНЕ смиренного. И когда бабушка умерла, я пришел в храм и сказал Батюшке, говорю: «Она, к сожалению, пила…» А он мне такие странные слова говорит: «Ну, пила – это такой инструмент. Есть, - говорит, - рубанок, есть стамеска… Ха-ха-ха!.. Есть пила»… (Смеюсь.) Вот. То есть он мне дал понять, вот таким странным языком, что для Господа это прости-тель-но. Что этот ее недуг служил для пиления людей. Нераскаянных грешников. Что может быть, она Божию работу даже исполняла, вот этими ужасными своими выходками пьяными – что она смиряла людей. Смиряла. Демон этот, который через нее проглядывал, когда она в пьяном виде была, он смирял других. Вот такие ужасные вещи. И, конечно, мне не всё равно, что там с ней. Она меня ОЧЕНЬ, очень сильно любила. Вот, мера любви, которой она меня любила, - пожалуй, только, только мама… Похожа! Вот, оказывается, так бывает… Что жена… Может любить как бабушка… (Смеюсь. Долго. Это хороший смех, добрый и радостный.) Представляете, как папе повезло?.. (Алеся: «Я тэбе и бабушка… Я тэбе и дэдушка…») Бабушка Зинзиля! Да!.. Да. Надеюсь, что я не приукрашиваю действительность. (Алеся: «Нет».) Как я всегда это делаю. (Алеся: «Нет»…) Тут-то я в точку попал! (Снова смеюсь. Алеся: «Попал»…) Да. Бабушка у меня хорошая была. Надежда Николаевна Кошкина. В девичестве – Сквор-чен-ко-ва. СкворченкОва. Всё время говорила, что она цыганка… Вот у нее еще были какие-то корни православные. Папа их, в детстве, водил в храм, хотя бы раз в год, на Чистый Четверг. У них в доме была икона большая, Святителя Николая. Ну вот, судя по фотографиям – там, Соня, можешь обратить внимание – там есть фотография семьи отца бабушки Нади. То есть это вот исключительный случай, когда ты можешь видеть, как выглядел твой… Значит, баба Надя – твоя прабабушка, ее отец – пра-прадедушка, а там у тебя три раза «пра» - пра-пра-пра-дедушка. Иван. Я даже не знаю, как его отчество. А! Трифонович! Трифонович! Его Иван Трифонович!.. То есть четыре раза «пра» - у тебя был Трифон, Трифон Скворченков. Слышь, Сонь? Немногие люди такой информацией обладают, такой информацией о самих себе. Четыре раза «пра» - известно имя. Это очень многое значит – пожалуйста, запомните. Трифон, Иван, Николай – вот эта вот ветвь рода, мы ее хорошо знаем. Лучше всех знаем! Это значит, по матери отца. И ее матери. По матери матери отца, вы знаете… И вот у него там внешность такая – здоровая… Чем-то он напоминает маминого – кто он там тебе?.. Прадеда, да? Прадеда. (Алеся: «Маминого?») Твоего, прадеда – Нил Петровича. (Алеся: «Папиного. По папиной линии.») Это его дедушка. А твой прАдедушка. (Алеся: «Да… Ты сказал «по маминой».) То есть впечатление здорового человека. У него даже борода, похожая на бороду Царя, и лицо похоже на лицо Царя. И такой, чувствуется, - веселый, внутренне здоровый, и наверняка был православный человек. Неслучайно же у него сын водил своих детей в церковь. И вот бедная баба Надя в церкви была последний раз за 10 лет до смерти. 10 лет до смерти она заходила – в Пименовскую церковь на Новослободской, в ту самую церковь, в которой мама освятила свой крестик нательный – такое совпадение… И она мне уже на смертном одре говорила, что «там так красиво пел хор!»… Что она вышла из церкви «обновленная»… Такие вот она слова сказала… Бабушку свою я очень люблю. И там на фотографиях можно увидеть, что она меня очень сильно любит. Она во мне просто души не чаяла – просто абсолютно. Не чаяла никакой души! (Со смехом.) Во мне. Я был у нее любимый, единственный внучок. И когда я стал поститься, придя в Церковь… (Раздается писк кота и шепот: «Женя!..» - Женя взял на руки кота, чего он очень не любит. Алеся: «Женя! Женя!») Не мешайте мне говорить! Я говорю о важном! Неужели вы не понимаете, кто через вас действует, а?.. М? Перебивая меня… Сидите тихо, оба! Она сказала: «Если ты не будешь… Эдик, - говорит, - Едя! Я тебя очень люблю. Но если ты не будешь жрать, я умру». (Кто-то начинает смеяться из слушателей.) То есть связь с желудком была… у нее очень сильная… И то, как она меня кормила – ну наверное, всё-таки никто так меня вкусно не кормил. (Алеся: «Да что ты говоришь?..») Такая была картошечка!.. (Алеся: «Вот пожалуйста…») Такая колбасточка!.. (Алеся: «Представляешь?..») Вы знаете, что колбасточка должна быть беленькая!.. Она зажаренная, тоненькими такими ломтиками – она должна оставаться беленькой – чуть-чуть только подрумяненной… (Алеся: «Ну конечно…») Это очень вкусно! Да. Очень. Бабушка меня баловала… А сама, бедненькая, была тоненькая, с четвертью желудочка… (После вырезания язвы желудка. Это была страшная история, как она попала в больницу с прободением язвы, она тогда чуть не умерла – это было еще до моего рождения и очень соответствовало ее жизни. Ее даже мама моя, ее дочка, звала «дедом Щукарем в юбке»…) Она много есть не могла – ее начинало тошнить. И она всё время кушала – по чуть-чуть, по чуть-чуть… И всё время периодически переедала. После этого ей было плохо, ее тошнило. Не говоря уже об этом ужасном недуге. (Серафим, уходи отсюда! Уходи! Уходи, уходи! Да. Уходи. А если будет шумно, я приду и накажу.) В общем, сегодня был день такой – посвященный воспоминаниям. О бабушке… Как говорит отец Андрей Ткачев, усопших надо жалеть. Они живые. Но в безпомощном часто состоянии находятся, и очень зависимы от наших воспоминаний о них. Ну, как-то так вот Господь устраивает, что Свою милость Он оказывает через других людей. Вот если тебе жалко человека, значит, это Господь его жалеет. У нас ничего доброго своего ведь нет. И по нашему состраданию Господь милует душу, которую нам жалко. Представляете, как это всё?.. Даже есть такие слова, что «у Бога нет других рук, кроме наших». Такие есть слова… А может быть, и душ тоже… Но это, конечно, тайна путей Божиих – как Он милует Своё творение… Но мы должны об усопших помнить. Должны их жалеть. И если я вот, ваш папа родной, говорю, что бабушка меня ОЧЕНЬ сильно любила, вы должны быть тоже ей благодарны и признательны за это. И должны ее не забывать, и молиться о ней. Тем более такое удивительное имя у нее было – НАДЕЖДА… Надежда!.. Вот это так парадоксально, что такая тяжелая, можно сказать, во многих отношениях ОТЧАЯННО тяжелая жизнь, исполненная греха, безобразия – и вот эта жизнь была у женщины с таким именем – Надежда… И нельзя сказать, что этот недуг ее обезценил и погубил, в конце концов. Во-первых, мама моя – она всё время боролась с этим. Как напьется бабушка – она ей разбавляет вино… Ну там, конечно, положение дел было таково, что как только у бабушки появлялись деньги, она сразу их все спускала… Все. Запой мог продолжаться неделю. А могло быть и больше даже. Непрестанного такого, безобразного… с безобразным поведением, с безобразным… Вот, между прочим, когда Настя наглатывалась таблеток – вот она очень сильно была похожа на бабушку с бодуна. Я прям увидел повторение. То же самого. И когда ты, Соня, падаешь (это, скорее, от малоподвижного образа жизни) – я сразу вспоминаю бабу Надю. Когда шатаешься, идешь… Вот это баба Надя такая была… (И потом аукается все это через поколения в потомках, которые сами по себе не виноваты ни в чем.) Но со временем, в 70 лет, я вам рассказывал, в одну из безобразных сцен, я не пустил ее в комнату, свою – она стучала, как всегда… Ругалась… Ну, она уже плохо держалась на ногах, и она, как мешок с костями, - и рухнула там в коридоре… Из-за того, что я дверь не открыл. И сломала себе шейку бедра. Было 70 лет ей, как раз чуть ли не юбилей был ее… И с тех пор она уже не могла нормально ходить, в таком возрасте уже не срастается… Она долгое время ходила с помощью стула – у нас в доме был вот этот звук, движущегося стула… (Алеся вздыхает. Впечатление было неслабым, надолго врезающимся в память.) Как она… Она не соглашалась лежать, ничего не делать – она всё равно приходила на кухню, всё равно трудилась – это был ее боевой пост. Кухня. Она просто как в бою там – всё время трудилась, всё время работала на кухне. Представляете – вот был такой в семье человек, который ощущал себя солдатом? Вот вынь да положь – обязательно надо было прийти, накормить, всё вымыть, убрать – только после этого отдыхать. Вставала чуть свет – в четыре часа, в пять утра, иногда пол четвертого вставала… Ну и, конечно, и ложилась рано – в девять вечера она уже отходила ко сну. Во многих отношениях была интереснейшее существо, интереснейшее! Такой у нее юмор был, всё по-настоящему!.. Душа такая большая у нее была!.. Вроде как и смешно было с ней, а она великая была, великая!.. И эта болезнь ее тоже какие-то великие формы имела!.. Но по мере того – она уже не могла сама себе за выпивкой ходить, и это всё было на милость мамы. Мама ей ходила – всем было понятно, что она без этого не может – приносила, контролировала… Под конец жизни ей уже не лезло это всё. Последние, вот я не знаю сколько – несколько лет, несколько месяцев – она, у нее уже нога болела: после того, как на нее прыгнула кошка, у нее вены были очень плохие… Оцарапала кошка. Вены – очень были плохие. И нога не зажила. Загноилась. Гангрена пошла. И умерла она за пару дней до операции – ей должны были ногу отрезать. Нога черная была. Накануне. Да, да – ей должны были отрезать ногу, ее бы еще намучили… И умерла она – ее мама переворачивала на бочок. И она так: «А! А!» - за сердце схватилась: «А!» - и на ее руках прям отошла… Так это легкая смерть!.. Легкая! Сердце не выдержало. Было бы гораздо всё хуже, если бы ногу… И брат ее так же отходил. А брату успели ногу и оттяпать. Тоже была у него гангрена там… Там еще более ужасная была история… Дядя Саша – ну, я его лично не знал… (Умер 2 июля 1996 года, на день Паисия Великого, которому молятся об умерших без покаяния. Бабушка к нему каждый день в больницу ездила.) Я не буду подробности рассказывать… Ей повезло больше. К чему я это говорю? Чтоб вы знали, к чему приводит путь греха. Она была хорошая! Она была добрая! Но она была развращена вот этим вот вином. Совершенно – воля отказала полностью. А у женщины, думаете, большая воля?.. У женщины воли немного. Женщина – слабое существо. Если мужчина не приструнит – отец или муж, иногда даже сын может – мне пришлось свою маму приструнять… Не знаю, насколько это у меня получилось… Вот… (Вздыхаю.) Женщина – существо слабое. Ангелоподобное. Но очень легко соскальзывает в бесоподобие. Так вот если вы себе позволите безбожную жизнь, у вас может быть гораздо более тяжелое развитие судеб. Тоже она с детства что-то всё-таки о Боге знала… Ну тогда время было совершенно безбожное – совершенно безбожное… Но если вы, столько зная о правильном пути, уклонитесь – вот как эта Настя… Опять, смотрите на Настю – до каких столбов она дошла… Я не знаю, как она будет спасаться… Честно говоря, я с большой опаской с ней вообще иду на контакт. После всех этих «чудес», которые она откуролесила. Потому что ясно, что безследно это не пройдет. И очень даже может быть, что воля Божия – поставить стену между ей и нами. Чтобы не было смешения… Греха - с добродетелью, веры – с безбожием… Послушания, верности родителям – и полного, полной безпринципности – полного, вообще, безпредела… Что это будет за жизнь такая, когда всё это смешается, когда станет все равно? А, Соня? Ты сама посуди! Как можно поставить в один ряд детей, которые ничего не делали плохого и вот этого вот предателя, который столько всего сделал?.. А еще как она себя вела, ты вспомни… И я думаю, забывать-то не стоит… Потому что не было покаяния… Забывать не стоит! Чтобы это всё не повторилось! Еще хуже чего не было бы… Поэтому, извините – нужна твердость. БОЛЬШАЯ твердость. Вот так вот. От Луки святое благовествование. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! (Читаю Евангелие.) Между прочим, Соня, вот эти слова, которые я тебе говорю, очень даже может быть, что хорошо было бы каким-то образом передать их Насте. И, очень даже может быть, что хорошо бы было тебе выказать свою принципиальную позицию – позицию! Потому что есть пословица такая: «Молчанием предается Бог»… Если ты будешь молчать, кто-то может решить, что ты на стороне Насти, что ты заодно с ней, не на стороне родителей – а как раз сердцем своим заодно с ней. И как бы тебя не судили бы, вместе с ней. За ее грешки. Когда человек вот так вот себя ведет, однозначно плохо, добродетель заключается в том, чтобы отмежеваться от него. Да, испортить отношения даже!.. И поругаться с ним… Сказать какие-то очень нелицеприятные слова, жесткие слова. И это будет не плохо, а хорошо. В данном случае. Хо-ро-шо. Потому что вместе с этим Настиным поведением в нашу семью проникла тлетворная зараза – дух, нехороший, нечистый. И мы все должны ему противостоять, всеобщими усилиями. Тебя он тоже коснулся, Соня. Ты почувствовала, слегка, его дуновение. Слегка. По сравнению с Настей – слегка. Ну, про Колю я не буду всё же говорить… Видно, он там в кадетском корпусе что-то такое серьёзное пережил… Не берусь я его судить. Какой-то у него, прям, свой… свой какой-то путь… И нагрузки какие-то совершенно другие… Может быть, Господь его и спасает этим путем. Может быть, Он и Настю спасает!.. Потому что если ее коснется сознание вины, покаяние может быть очень сильным – может быть, оно уже там есть, уже… Кто его знает?.. Может, она уже спасается… Я говорю здесь, сижу, вот эти все – «страшные вещи», а она там, может быть, уже наполовину святой жизнью живет… Я не знаю этого. Но у нас-то память осталась – вот то, о чем я говорю… И я говорю это не для нее, главным образом, а для вас. Потому что она уже живет другой жизнью, она уже отчитывается перед этим Кириллом… Ну и – теперь перед Колей еще будет отчитываться… Да… Коля там на бОльших правах находится, чем она. Коля нас не предавал. (Дальше читаю Евангелие, о рождестве Иоанна Крестителя.) Смотри, Алесь, я только что говорил об Иване. (Далее Апостола читаю.) Видите, чего он говорит? Что мы будем подобными Богу. Потому что увидим Его. Пока неизвестно, чем будем мы, но так вот говорит святой человек… Что мы будем подобными Ему. В это трудно поверить. Сейчас. Конечно – если жить во грехах, пить водку, блудить, в церковь не ходить, Богу не молиться, ржать всю дорогу – ничего хорошего не будет. Но если стараться, и всю жизнь положить на то, чтобы приблизиться ко Христу, насколько это в твоих силах, наверное, всё-таки что-то будет. Хорошее. Секрет вот в чем. Что нужно Христа поставить в центр своей жизни. И понять, что это не пустое место. Что это таинственное – не знаю даже, как правильно сказать – живой Человек, живое Существо, живой Дух, который проявляется сразу через многих людей – представьте себе… Это сказано в Священном Писании: что Церковь – это Его Тело. И когда мы причащаемся, Он… Не мы перевариваем эту пищу, которую мы получаем из Чаши, а она переваривает нас!.. И туда нам и дорога, чтобы нас переварили, чтоб мы стали Христовыми частицами – нет ничего лучшего этого! Вот что происходит. Поэтому Христос проявляет Себя прежде всего через батюшек, потом и через настоящих христиан, и если приглядеться, можно увидеть в каждом приходе таких, наиболее близких к священнику людей, которые в большой степени являют уже собой Христа. От них исходит сила, величие, достоинство большое… Оно им не принадлежит, это от них веет Христом… Понимаете? Какая это великая реальность – Христос?.. Был просто Человек… Ну, Он преобразился, конечно, перед учениками, показал Своё Божественное достоинство, но пока Он жил на земле, Он полностью смирил Себя, и был подобен всем человекам, подобен всем людям. А вот после смерти Своей, после Воскресения, после Вознесения вот такая удивительная произошла с Ним метаморфоза. Он может и Сам явиться. Если пожелает. Но как правило приходит через христиан. И если вы общаетесь с христианами, а тем более со священниками, очень осторожным надо быть, - что ты можешь иметь дело с Самим Господом. И на тебя смотрит Господь, из этих глаз священника… Нужно быть осторожным. Вот, Христа нужно поставить в центр своей жизни. И читая Евангелие, мы тоже общаемся со Христом. Если бы ты, Соня, Феофана Затворника читала, ты бы и через это чтение общалась со Христом… Если всю жизнь свою положить на приобщение ко Христу, на приближение ко Христу, на вхождение во Христа, то тогда все обетования, которые написаны в этой чУдной книжечке, Евангелии, они сбудутся с нами. Как они сбылись со множеством людей. Ничего интереснее этого нет. (Дальше читаю Апостола.) Вот опять эта мысль, что Он возьмет на Себя наши грехи. Грех – отделяет от Бога. Великая пропасть между человеком и Богом. Грех. Которую сам человек преодолеть не может. Не может. Эту пропасть может преодолеть Господь. Он берет на Себя наши грехи. И в Нем такая мощь, такая сила, что наши грехи для Него не проблема. Любые. Если только мы всерьёз возлагаем на Него свои надежды, если мы всерьёз отдаем себя Ему. Наши проблемы Он делает Своими проблемами, и решает их. Но мы должны понести Его вот это вот «благое иго» - Его заповедей, послушания Ему, верность Его Церкви… Он сделает нас людьми. Как? А вот – когда вы ходите в церковь, вы видите, как. Когда ты, Соня, молишься вместе с мамой, ты видишь, как. Когда вы трудитесь, когда вы терпите, когда страдаете и не ропщете – вот тогда вы и становитесь, постепенно, людьми… Господь сделает людей из вас. Но только вам нужно отдать себя Ему. Тогда вы будете людьми, постепенно – сделаетесь людьми. А так будете чертями. Как Настя. (Снова читаю Апостола.) Сначала согрешает диавол, а он уже подущает человека. И тут очень большая вина диавола. Почему мы еще не должны осуждать людей? Потому что диавол – большой обманщик. Он пользуется человеческими слабостями, он научился, за долгое время, обольщать человека, совращать его, соблазнять… Так что вина человека, из общей составляющей вины, из общей вины, в общем-то, ничтожная, на самом деле… Душа человека похожа на обманутого ребенка. Легковерного. Который, вот... явился перед ним какой-то там фокусник и своими фокусами увлек доверчивого малыша. Так начинается зло. Так человек постепенно предается в руки лукавого. Поэтому от человека требуется, всего-то навсего, обратиться за помощью ко Христу. Чтобы избавиться от диавольского ига, которое совсем не легко. Господь о Своем иге говорит, что оно легко, иго послушания Христу, а вот иго насилия диавола – оно очень нелегко. (Дальше читаю.) Вот зачем приходил Христос на эту землю. (Чтобы разрушить дела диавола.) Что такое дела диавола? Это грех. Это зло. Это обилие зла. Это то, что каждый человек после смерти, каждая душа, должна была идти в ад, даже правильных людей. И сейчас есть такие места, в этом мире, где почти все погибают. И сейчас, особенно, в разлившемся безбожии. Когда у человека нет веры, у него шансы на спасение ничтожны, ничтожно малы. Без веры угодить Богу невозможно. И когда вы встречаетесь с неверующими людьми, так и знайте, что вы на край гибели помещаетесь, вы просто… Перед вами эта гибель! И тем страшнее, что она бывает очень будничной. Эти неверующие люди – они смеются над верой, они исполнены сил, энтузиазма, интереса даже к жизни, и тем страшнее, что это всё в погибель… идет. Может быть, Господь их призовет. Как нас в своё время призвал. А может быть, и нет. Но там, где веры нет, там… ничего хорошего нет. А если вера есть, ее можно потерять. Если по ней не жить. (Дальше читаю Апостола.) Нелюбовь равнозначна СМЕРТИ. Нелюбви нужно стыдиться. В нелюбви нужно каяться. Нелюбовь нужно скрывать. Как уродство какое-то. (Дальше читаю Апостола: «Всяк ненавидяй брата своего человекоубийца есть». Алеся: «Папа мой почему-то всё время цитирует эти слова…» - Я: «Что?» - Алеся: «Не знаю, всегда мне в детстве говорил, именно эту фразу». – Я: «Какую?» - Алеся: «Всяк нелюбяй брата своего есть человекоубийца». – Я: «А откуда твой папа знал это?» - Алеся: «А по-моему им диктовали что-то на диктантах что ли… (Смеется.) По русскому языку… Я не знаю, откуда! Он постоянно цитировал, всё детство, эту фразу. Я даже не знала, откуда это!» - Я: «А какой смысл он вкладывал в эти слова?» - Алеся: «Я не знаю, какой смысл! Но часто говорил!» - Я: «М-м! Он правильно говорил! Значит, какой-то смысл был всё-таки в нем… Откуда он мог узнать эти слова?» - Алеся: «Не знаю»… Снова читаю апостола Иоанна.) То есть достаточно ненавидеть просто кого-то, чтобы перед Богом быть убийцей. Ненависть – ты уже внутренне убиваешь. Если ты не хочешь человека ВИДЕТЬ, что есть ненависть, значит, ты убиваешь его… Мамочка, а почему вот Маруся спит? А? М? Ну вы же сегодня не ходили никуда… (Алеся: «Она рано встала, перед Женей сегодня проснулась… Эдь! Что у тебя сегодня такое на работе было?..» - «Нет, ну это пренебрежение…» - «Нет, ну какое это… Взял человек, заснул… Устала…» - «Это плохо. Надо слушать». – «Ну видишь, сегодня поздно очень… Смотри, сколько время. 11 часов… Она всё время спит уже в это время. У нее режим выработался. Мы максимум читаем до пол 11-го. Сейчас уже 11». – «Ну ты сказала… Я сказал, что поздно – ты сказала, что они на каникулах.» Молчание… Дальше читаю.) Видите, чем велик этот апостол – Иоанн Богослов? Он больше всех других говорил о любви. Видно, он в жизни своей исполнил эту заповедь. Видно, он достиг такого совершенства, что мог говорить об этом. Мог говорить об этом правдиво, с силою. Любовь – это венец совершенства человеческого. Вроде как, мы живем любовью, да? Не можем без нее. Но наша любовь эгоистична, наша любовь несовершенна, наша любовь не может подчас и никакую жертву принести, ради любимого человека… А настоящая любовь – она другая… И вот этот человек, Иоанн Богослов, он исполнил заповедь о любви. И очень дорого стоют вот эти его слова. Не каждый, видите, даже евангелист не каждый, может сказать такие слова о любви. А это самое главное! Самое главное! Любовь. Это не чей-то каприз. Это не сладкая конфетка. Это воля Божия. Это Его Существо! Это голос ВЕЧНОСТИ. ЛЮ-БОВЬ. Любовь – высший закон. Только здесь на земле она, вот, попирается грешниками, и злобою, а там не так. И велика награда будет за перенесенное на земле страдание ради любви. Подобно тому, как Сам Господь ради любви перенес страдание – крест, смерть, сошествие во ад… Всё ради любви. Ради Самого Бога, который есть Любовь. И если мы тоже, ради любви, потерпим на этой земле, велика будет награда от Бога. Потому что Он Сам есть Любовь. Вот как в сказках бывает. Там, вот, является, допустим, могущественный волшебник, в очень скромном образе. Ну, допустим, та же самая золотая рыбка. Да? Маленькое доброе дело ей сделал, и – любое желание… Ведь это ж не просто так выдумано. Все эти сказки – они очень глубокий имеют смысл. Вот Бог – это такая Золотая Рыбка. Много есть всяких образов, с которыми можно сравнить Бога. Вот Он на этой земле проявляется любовью. И кто Ему угодит в этой любви, кто послужит любви, тому Он действительно исполнит любое желание. А любовь – это и есть наша суть. Любовь – это и есть наша Жизнь. Всё наше существо пронизано любовью! То есть это совпадает с нашими глубочайшими чаяниями! Вот это служение любви. Но требует мужества. Требует прежде всего готовности страдать! И – терпеть унижения. Потому что если любовь не терпит унижения – это не любовь. Значит, побеждает ГОРДОСТЬ. А любовь – она даже не чувствует унижения. Она унижения не ощущает, она нечувствительна к унижению! Любовь не знает стыда!.. Любовь не знает страха! Любовь – это чудесная вещь… Ну ладно… Спасибо за внимание… Ангела Хранителя…» Женя: «Спокойной ночи, папочка». – «Да.»

фото семьи моего прапрадеда Ивана Трифоновича Скворченкова (сидит слева), справа стоит прадед Николай Иванович... ок.1915-17гг.

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/