Самый главный баран Рассказ

Валентина Катюжинская
– Скоро женишься сын, я отдам тебе  половину стада.  Тридцать баранов поделим пополам, что за дом без хозяйства? – отец ухватил вилами большую охапку сена и понёс в сарай. Амет шёл следом с ведром зерна для баранов. Он привык к этим животным с детства. Хорошо помнит, как зимой настилали в кухне сено и приносили ягнят, а он играл с ними. В доме им было теплее, чем в большом сарае.
Уложив сено в ясли, отец повернулся к сыну. – Ну, вот и управились, осталось тачку вымыть, и пойдём на работу. Амет  кивнул в знак согласия, он  никогда не перечил отцу. В семье было двое детей, сын Амет и сестра Зоре, которая была младше брата на два года. Месяц назад состоялась помолвка Амета и красавицы Эльвины. Семья девушки была более зажиточной, чем семья Амета. Но жених не ударил в грязь лицом; заплатил хороший калым за невесту и одарил богатыми подарками.
После службы в армии Амет устроился на хорошую работу в нефтяной отрасли. Молодой человек понравился начальнику отдела измерительных приборов, он взял его на работу с условием, что тот обязательно поступит в техникум на заочное отделение. Амет так и сделал и уже второй год учился на заочном отделении техникума. Правда, сессии сдавал с трудом, многое позабыл из школьной программы.
Молодые подали заявление в загс и их семьи стали готовиться к свадьбе. Все соседи, проживающие с семьёй на одной улице, радовались за парня. Амет был видным и скромным парнем, такого нельзя было не уважать. Мама Али, выгоняя барашек на пастбище, часто останавливалась с соседкой, поговорить. Все её разговоры сводились к женитьбе сына:
- Мы с отцом ждём, не дождёмся, когда же, наконец, невестка войдёт в наш дом. Такая хорошая девушка, внуков нам подарит. Мы давно хотим внуков, это ведь такое счастье, иметь внучат. Амет наша гордость и надежда, продолжение нашего рода.
- Дорогая Ленура, мы тоже рады за вашего Амета, дай Бог ему счастья. – отвечала ей соседка Лидия, - Не переживай, что тут до свадьбы осталось? Всё будет хорошо.
Время шло, Амет каждое утро выходил к автобусу, который доставлял его на работу.

Организация находилась в предгорье кавказских гор, километрах в двадцати от посёлка. Дорога проходила по живописному месту, через лесной массив и источник «Святая ручка» с часовней ,стоящую прямо у дороги. Водитель частенько останавливал «вахту» у источника, чтобы люди могли набрать из него воды.
Амет рассеянно смотрел в окно автобуса. Сегодня с утра он испытывал беспокойное чувство. Но, рабочий день начался как обычно, Амет уже хорошо знал свою работу. Примерно через полчаса пришел начальник в сопровождении молодой женщины.
- Амет, вот принимай, привёл тебе напарницу. Марина вышла из декретного отпуска и будет с тобой работать. Знакомьтесь.
Амет смущённо смотрел на новую напарницу, одновременно разглядывая её. Женщина была высокого роста и очень плотного телосложения. На вид лет двадцать пять - тридцать. Светлые волосы, зелёные глаза и ровный, правильный нос, делали лицо симпатичным и привлекательным. Но, в отличии от Амета, Марина была слишком живой и общительной. Она так заболтала  напарника, что тот не заметил, когда начальник покинул их. Из её откровений Амет узнал, что Марина всего на один год старше его и что у неё  есть полуторагодовалый сын и муж. Что живёт она в городе на седьмом этаже, в двухкомнатной квартире. До замужества она окончила техникум и пришла работать в эту организацию. Марина забрасывала Амета вопросами, на которые он едва успевал отвечать.
- А ты где учился? Случайно не в индустриальном техникуме, где училась я?
- Я сейчас учусь в нём, на заочном отделении. – Амет отвёл глаза в сторону. Марина буквально сверлила его взглядом.
- На каком курсе?
- На втором.
- Хочешь, буду помогать тебе контрольные работы делать? У меня все сохранились.
- Не знаю…
- Принеси завтра мне задания к этой сессии, я помогу.
- Хорошо, - Амет даже покраснел. Он по характеру был не очень разговорчивым, а здесь такой мощный напор. – Надо работать. – сказал и направился к рабочему месту. День показался длинным, Марина тарахтела без умолку не только в обеденный перерыв, но и в рабочее время. Особенно смущали  Амета её обращения - солнышко, золотко, радость моя. По дороге домой снова смотрел в окно.  Подумав о ней, усмехнулся; придётся привыкать к новой напарнице. Однако есть в этом знакомстве и что – то полезное. Она будет помогать ему с учёбой. За раздумьями не заметил, как добрался до дома.  Отец, только что, выгнал стадо. Амет остановился, не доходя до  калитки, позволив громко кричащим баранам пройти к выпасу. Перекрикивая их, сказал отцу:
- Отец, я сейчас поужинаю и сменю вас.
- Нет, не надо, я сам справлюсь. Ты лучше к невесте своей иди.
Мать давно накрыла на стол. Запах ароматного плова распространялся на всю улицу и Амет поспешил на кухню. Мама суетилась и радостно задавала сыну вопросы:
- Как прошёл день, сынок? Хорошо? Что нового? К Эльвине пойдёшь сегодня?
-  Мама, что – то не хочется сегодня. Отца сменю, трудно ему с больной ногой по горам ходить за стадом. Отец был инвалидом с рождения и прихрамывал на одну ногу. Сменив отца, Амет погнал стадо на дальнее пастбище. Наблюдая за барашками, поймал себя на мысли, что постоянно думает о напарнице. Далась она ему, чужая жена и мать. Не красавица, толстушка, да к тому же языкастая такая. И выглядит на все тридцать. Но, как он не старался найти в ней минусы, его мысли всё равно возвращались к ней.

На следующий день, в конце рабочего дня, Амет отдал Марине свои не выполненные к сессии задания. Просмотрев их, она назвала их пустячным делом и заверила, что в выходные поработает с ними  и в понедельник принесёт проделанную работу.
- С тебя магарыч, - весело смеясь, подытожила Марина и подмигнула растерянному парню.
- Само собой. – Ответил Амет и направился в душевую.
Два дня выходных пролетели быстро. В субботу Амет встретился с Эльвиной, он пригласил её в кино.   Девушка с радостью  согласилась. Фильм был известный, мексиканский и назывался «Есения» Все подруги уже видели его и были в восторге. Зал был переполнен,  не оставалось ни одного свободного места. Эльвина не сводила глаз с экрана, а Амет наблюдал за ней, невольно сравнивая её с Мариной. Скромная, стеснительная, не разговорчивая, полная противоположность. До свадьбы осталось всего - ничего, а они ещё не целовались даже. Он ловил себя на мысли, что совсем недавно гордился тем, что берёт в жёны целомудренную девушку. А что произошло сейчас, почему он сравнивает её? Наконец фильм закончился, зал облегчённо вздохнул, и довольные зрители высыпали на тускло освещённую улицу. Амет накинул на плечи девушки свой пиджак и шёл молча. Эльвина предложила ему поехать завтра в город, вместе. Ей нужно было купить ещё кое – что к свадьбе.
- Поезжай с сестрой или матерью, - ответил Амет, - Я не смогу завтра, занят важными делами.
Девушка огорчилась, но смолчала и скрылась за калиткой. Амет сам удивился своим словам, так легко он закрыл тему. Он действительно будет завтра занят, нужно купить «магарыч» для Марины. Шампанское и коробку конфет можно купить только в городе. В посёлках этот дефицит днём с огнём не отыщешь. Не может же он с невестой ехать за «магарычом» для Марины? Как объяснить ей и признаться, что женщина вместо него готовиться к сессии? И поймёт ли она его. Лучше не посвящать её в свои дела.
Недаром говорят, что понедельник тяжёлый день. С утра началась беготня; приехала  комиссия. Начальство нервничало и дёргало работников весь день. Страсти поутихли к вечеру. В конце рабочего дня Марина вручила Амету папку с проделанной работой:
- Вот, принимай, всё готово. Может быть не на пятёрку, но зачёт обеспечен.
Амет взял папку и положив в свой рюкзак, достал из шкафа сумку с магарычом:
- Спасибо Марина, Это тебе за труды.
- Ой, ты действительно купил мне «магарыч»? Ух, ты! Шампанское, конфеты! Нет, нет, я возьму только в том случае, если  отметим это дело вместе.
- Хорошо, я сначала схожу в душевую, а потом  отметим. – Амет улыбнулся и направился в сторону душевой.
Марина нервничала. Она не отрывала взгляда от двери душевой комнаты. Прошло уже минут десять, а Амет всё не выходил. Она решительно направилась к двери и открыв её увидела Амета. Его обнажённый торс был настолько красив, что Марина потеряла дар речи. Всё было красиво в нём; овальное лицо с большими карими глазами, прямой нос, чувственные губы и влажные волнистые волосы чёрного цвета. Она неожиданно кинулась в его объятия.  Амет не сопротивлялся, жаркие поцелуи опытной женщины захватили его с головой. Её жадные ласки сопровождались такими же жаркими словами. Через некоторое время, теперь уже любовники, с наслаждением пили шампанское и смаковали шоколадные конфеты. Цепкие сети Марининой любви крепко опутали не состоявшегося жениха и в один миг перевернули всю его жизнь. Всё тайное всегда становится явным. Вскоре все сотрудники большой организации узнали о их связи. Дошли слухи и до девушки Амета. Родители Эльвины отменили свадьбу, отказавшись от такого жениха. Неприятная новость дошла и до мужа Марины. Скандалы между супругами ни к чему не привели, муж изменщицы от безысходности запил.

Прошло пять лет. Амет продолжал встречаться с Мариной, благо вместе работали. Она всё ещё была замужем. Сестра Амета вышла замуж и уехала к мужу, в Крым. Родители парня все эти годы находились в подавленном состоянии. Их планам и надеждам не суждено было сбыться. Отец всё чаще хватался за сердце, мать плакала.  О Марине они даже слышать не хотели и считали её падшей женщиной. К тому времени Марина забеременела и сказала об этом Амету.  Он наотрез отказался признавать ребёнка, сославшись на то, что она могла забеременеть от мужа. После долгих разборок, беременность закончилась абортом.  Родители ещё слабо надеялись, что сын бросит любовницу и подумает о женитьбе. Вскоре любовница стала приезжать в семью на выходные дни. Она не обращала внимания на косые взгляды родителей. Соседи стали замечать, как сильно сдал отец, а потом и совсем слёг. Сердце отца не выдержало и его скоро не стало. Убитая горем мать тоже слегла. Марина разрывалась между двумя семьями. Взяла отпуск и стала ухаживать за «свекровью». Но от этого женщине было ещё хуже. Она просила Марину не приезжать к ним и напоролась на грубость.
- Не в твоём положении гнать меня. Думаешь, я не знаю, что вы меня не хотели с самого начала? Лежи и радуйся, что я за тобой ухаживаю.- Марина злорадно усмехнулась. Она чувствовала себя хозяйкой положения. Приехавшая, с мужем и грудным сыном, дочь Зоре, успела побыть с матерью наедине. На следующий день Ленуры не стало. Уезжая домой, Зоре сказала Марине:
- Жаль, что не смогу теперь приезжать в родительский дом.
- Ах, ты бессовестная! Почему это ты не сможешь приезжать? Чем я тебя не устраиваю? -  разразился  скандал, после которого сестра Амета уехала и больше никогда не приезжала в родительский дом.

После смерти родителей Амет  стал более замкнутым. Марина же, наоборот, была уверена в себе и напориста, как всегда. Она продолжала жить на два дома. В рабочие дни ночевала дома с сыном и мужем, а на выходные приезжала к Амету. Так незаметно пробежали двадцать лет. Сын Марины вырос и поступил в техникум. Затем женился, вскоре Марина стала бабушкой симпатичного внука. Марина подружилась с невесткой, помогла ей выучиться на водителя и купила машину, чтобы дети могли приезжать к ней в гости. Сама она не ездила к сыну, чтобы не встречаться со своим законным мужем. Марину ждал удар; невестка бросила её сына с ребёнком и сбежала с любовником. История повторилась, внук Марины так же рос без матери, как его отец. Муж Марины совсем спился и в один неблагоприятный день попал под машину. Его уход из жизни не расстроил женщину. Она сразу же, окончательно переехала к любовнику, который в свою очередь не собирался жениться на ней. Он как будто был не рад такому повороту дела. Однажды, вернувшись с работы, Амет  стал растапливать в кухне печь и увидел в ней много золы и куски ткани. Он сразу узнал старый халат матери.
- Ты зачем сожгла вещи моей матери? – зло процедил сквозь зубы и уставился на сожительницу немигающим взглядом.
- Я наводила порядок в шкафу, там было много старых вещей. Зачем хранить их, Амет? Хорошие платья я людям раздала , сожгла старые изношенные халаты и кучу рваных вещей. - Марину трясло – Зачем ты хранишь вещи родителей? Старая машина твоего отца, «инвалидка»,  до сих пор стоит в гараже, сдай её в металлолом. Твои родители что, вернуться с того света?
Лицо Амета перекосилось, он сжал кулаки. – Ты здесь кто такая? Ты здесь никто, понятно тебе это или нет? Не смей здесь ничего трогать! Убирайся отсюда туда, откуда пришла. Ты мне всю жизнь испоганила. Без детей остался, а мог бы семью иметь.
Теперь уже перекосилось лицо Марины:
- А кто заставил меня аборт сделать? Нашему ребенку сейчас бы пятнадцать лет было. Я точно знала, что это твой ребёнок. Марина разрыдалась. Такого скандала между ними ещё не было. Казалось, что порвалась какая - то невидимая нить, соединяющая их много лет. Однако жизнь продолжалась, Амет полностью посвятил себя стаду баранов, которых оставил ему в наследство отец. Каждую зиму нарождались ягнята, которым Амет давал  имена людей. Так же, как и раньше, ягнята зимовали в летней кухне, где за ними ухаживала Марина.  По вечерам хозяева проводили много времени с ягнятами, называя их своими детьми. Стадо заметно увеличивалось и требовало больших вложений. Амет не жалел денег на сено и корма, зарплата позволяла делать такие траты. Для охраны стада он завёл пять собак. Собаки никогда не привязывались на цепь и часто нападали на прохожих.  Марина платила деньги тем людям, кого собаки успевали покусать. Было ещё одно «но» – соседи высказывали Амет своё недовольство; запах навоза распространялся по всей улице. Амет выслушивал их молча и не говоря ни слова удалялся. Совсем скоро местные жители дали ему кличку – главный баран. Знал он о своей кличке или нет, осталось неизвестным. Во всяком случае, к жалобам и недовольству соседей он относился наплевательски.  Амет жил своей жизнью и если раньше отказывался от бесплатной путёвки в санаторий, то теперь охотно ездил на курорт, сначала один раз, потом два раза в год, разбив отпуск на две части. Причиной этому была женщина, с которой он познакомился случайно, во время лечения. В этот раз Амет полюбил сам. Не его полюбили и выбрали, он сам полюбил и выбрал. Их встречи растянулись на три года, до тех пор, пока Марина не узнала про эту связь. Её реакция была похожа на гнев разъяренной медведицы. В этой схватке Марина победила. Амет остался с ней и ещё с большей энергией занялся своим, теперь уже огромным стадом. Стадо стало смыслом его жизни, оно уменьшалось только по большим праздникам, когда мусульмане покупали барашек, резали их и раздавали мясо бедным. К незаконной ферме Амета подъезжала  какая – нибудь «Газель», выходили покупатели и спрашивали соседей – Вы случайно не в курсе, главный баран дома?