кстати - об идеале и красоте - 9303

Август Май
кстати - от идеале и красоте
05:30
Публикация номер 9303

говоря, что предмет и цель поэзии - просто человек, а не идеал, я думаю, что дело в том, что идеал есть направление, не нечто ложное как недостижимое, а нечто к чему стремление есть смысл - как предметы который можно "взять и потрогать руками" - это нет, - но красота есть путь к идеалу, и не зря есть градации красоты и разность вкусов - красивое есть как общепризнанное и ещё - особенное для особенного человека - разве нам неизвестно, что красивая женщина может быть красивой для всех, а может быть красивой для  некоторых - и слово "казаться" здесь лишнее - красота есть реальность, и она открывается по разному - искусство было бы излишним, будь красота исключительно  предметна - природа, создавая красоту стремилась к иному, необходимому - пусть с цветками есть целевая функциональность - но горы красивые совсем не для того, чтоб придерживать ветрА, - здесь их ослепительная высота очень связана с внутренним состоянием любующегося  человека - с его исходной концепцией красоты и всей жизни.

мы и сами свои недостатки считаем именно недостатками и часть уважения к себе видим в борьбе со своими недостатками - борьба с ними не проста - и мы ищем помощи и в утешениях других, и - реже - в правде о себе - и помощи в сказках или иных искусствах.

мы скромничаем, говоря, что идеалов не достигнем, мы если совершаем подвиг или иное доброе - стесняемся показать радость - но мы довольны если проявляем лучшее своё, порой даже удивляясь - и, всё же, - говоря про себя - мы же на самом деле хорошие.

мы идеалы знаем, скажем - религия нас строит под идеал прямо и ровно - она о наших пороках знает всё, кроме одного - это мелочь - как их каждому побороть - её ответ наивен и прост: молись.

будто молитвы читанные и вызубренные назубок - есть спасение, по меньшей мере - шанс - будто исповедь из-за стыда за поступки нас остановит от завтрашних - а религия здесь не одна - есть ещё мораль - она искуснее религии, так как не императивна настолько - она вроде "рекомендательна" - мы порой поздно замечаем, как мораль превращается в право - и тут религия есть наивный ребёнок в сравнении с моралью, ставшей правом.

искусство милосердно не декларативно, как религия - оно склонно  на нас влиять через примеры на других - в отличие от истории, скажем - вымышленных лиц, героев - но кажется из-за того и практически бесполезным.

особенно поэзия.

хотя - и живопись.

и скульптура.

даже музыка.

точно - архитектура.

но оно обращается к императиву абсолютному - самоуважению человека - пока самоуважение человеком не утрачено - оно им руководит безапелляционно.

он, то понимая, то не осознавая - всегда калькирует себя по вымышленным героям - даже когда по историческим личностям - в их вымышленном представлении.

я как-то запомнил какую-то карикатуру - народ выходит из кинотеатра - все лица - только что увиденного героя.

мы реально такое воздействие испытываем - обычно оно нас держит очень короткое время - но какие-то черты в нас вырубает навечно.

искусство нас ваяет так же неуклонно, как ветер и вода - скалы - медленно, но неотвратимо.

мы меняемся и лично, и от поколения к поколению, каждый как индивид вида - и если отрицать это изменение - следует картину общества считать ужасной - такой взгляд не редок.

факты бесчеловечности редки, но заметнее фактов человечности - факты человечности кажутся должными,  а факты бесчеловечности - невозможными.

вот почему и поэты получают резонанс от обращения к человеку нормальному, обычному, простому - даже и отражая великих - искусство лишь находя в них человеческое заставляет  нас их ценить.

и стоит стихотворцу не видеть человека - он может сегодня получить все восторги читателя - но остаться никем через то или иное время.

так что - надо идеалы видеть идеалами, а человека - человеком.

       22 сентября 2021 года примерно 06:06

***