Это так

Юрий Орлов-Орланов
-Послушай, я не могу понять вот это: внутренние войска, внутренняя служба. Кто это такие, чем они отличаются? Форма одинаковая.
-Всё просто. Есть армия – войска, военнослужащие, а есть служащие различных специализированных военизированных структур: МВД, МЧС, ФСИН, ГФС и другие, их много. Все они относятся к разным ведомствам. Если у военных воинские звания, то у этих, остальных – специальные. Армия – это армия, а внутренняя служба – специальная государственная служба, возникшая в органах внутренних дел, причём, сейчас это звание не только в системе МВД.

-Спецслужба что ли?
-Нет, спецслужбы – это другое. Спецслужбы – это ФСБ, СВР, ФСКН, ФСНП и другие. Хотя, частично и МВД – тоже, но лишь частично. Например, ФСКН теперь в системе МВД и называется ГУНК МВД России.
-А какие звания у спецслужб, воинские или специальные?
-Как воинские, так и специальные, у разных служб по-разному.

Да, ФСИН и ФССП относятся к Минюсту, например. Это не спецслужбы, но в таких организациях есть спецподразделения, спецназ так называемый. Специальные подразделения, но не специальные службы.

-Но внутренние войска и внутренняя служба ведь относятся к МВД? Почему одни военные, а другие гражданские служащие.
-Потому что разные у них задачи, разные законодательные основы, разная организация службы. Более того, есть ещё и полиция – тоже со спецзванием, но есть и военнослужащие, которые носят форму полиции, но являются военнослужащими внутренних войск. Точнее, являлись. Дело в том, что внутренние войска и часть полиции реорганизованы в Национальную гвардию России, Росгвардию.

-И теперь они с военными званиями или со специальными? Часть – с воинскими, бывшие вэвэшники, часть со специальными, это бывшие полицейские МВД, они так и остались полицией, но уже относятся к Росгвардии.

А в самой полиции МВД есть специальное звание: полицейский и специальное звание: внутренняя служба. Всё зависит от того, какая у кого должность, какой отдел, какая конкретно служба, патрульно-постовая или миграционная, тыловая и так далее и тому подобное.

Это всё я тебе в общих чертах объясняю. Потому что досконально и сам не знаю, они постоянно меняются, постоянно переходят из структуры в структуру, меняют названия, трудно уследить, надо специально этим заниматься. В общих чертах.

-Так значит, одни военные, а другие гражданские?
-Нет, не совсем. Одни конкретно военные, а у других служба приравнена к военной, поэтому у них также идёт выслуга военная, вернее, приравненная к военной, а воинские звания по рангам сохраняются, переходя в спецзвания, при переходе военного в организацию, приравненную к ней, но если наоборот, то не сохраняются.

Ещё, в горячих точках принимают участие все силовики и многие из них являются участниками боевых действий.

Там все выполняют специальные задачи, все в погонах, только одни военные, а другие полицейские и внутренняя служба.

Это же относится и к погранвойскам. Если раньше они были войсками, как и внутренние, то теперь – это пограничная служба, наряду с таможенной, как и раньше.
-А какие там звания?
-Тоже в зависимости от вида деятельности, службы. Это тоже спецслужбы, поэтому это тебе лучше у них самих спрашивать, хотя теперь это не войска, как раньше, а пограничная служба, пограничные органы.

И если раньше в пограничных восках служили солдаты срочной службы, как и во внутренних войсках, то теперь срочников нет, только контрактники. Нет срочников и в МВД, во ФСИНе, выполняющем теперь роль конвойных дивизий внутренних войск МВД. Но солдаты срочной службы есть в Росгвардии. В Росгвардию, как и в Министерство обороны, ещё набирают по призыву.

-Это они ходят в полицейской форме?
-Не только, да и они ходят, как в полицейской, так и в военной форме, в зависимости от того, где служат. Например, есть оперативно-тактические подразделения, а есть спецназ, охрана объектов, сопровождение грузов.

Правда, этим же занимается и вневедомственная охрана Росгвардии, полицейские, перешедшие из системы МВД, и есть ещё одна структура при Росгвардии, выполняющая те же функции, и тоже перешедшая из МВД – это ФГУП «Охрана» Росгвардии, возникшая при реформировании вневедомственной охраны.

ФГУП «Охрана» - это и не войска, и не полиция, и не внутренняя служба, а похожая на частную структуру охранная организация, но не частная, а государственная, относящаяся именно к Росгвардии, такой (такая) ВОХР своеобразный (своеобразная), охраняет в первую очередь те объекты, которые не могут охранять ЧОПы. Поэтому трудно разобрать, кто там, что и кого охраняет, даже без учёта частников. А ведь есть ещё и инкассаторы, и ведомственные охраны разных госструктур, таких, как РЖД или Росатом и Минэнерго России, и не только они.

Есть ещё войска ГО,  спасательные войсковые формирования, с воинскими званиями при МЧС, являющемся внутренним органом, где тоже преобладают сотрудники со спецзваниями. Войска, соответственно, относятся к армии.

А ещё всех, о ком я здесь сказал, включая армию, многих ещё не указал, все эти органы, учреждения и министерства силовые, и их называют силовиками, выше я уже называл их так, или силовыми структурами, силовыми министерствами.

-Теперь понял, в чём отличие внутренних войск от внутренней службы, с учётом того, что внутренние войска реорганизовались в Росгвардию?

-Ничего не понял.
-Ну и ладно. Не стоит тебе заморачиваться. На то они и специальные: учреждения, органы, организации, подразделения, войска, задачи или звания, чтобы никто ничего не понял. Хитрые организации с хитрым названием. Под словом «специальный» можно подразумевать всё что угодно.