Иверская свеча

Татьяна Кильдюшкина-Дружинина
Вам когда-нибудь хотелось свернуться калачиком, спрятаться в ракушку и убежать на свой День Рождения в такое место, где слышно только дыхание твоей души, которая не то, чтобы не любит поздравления, а просто хочет в этот день не суетиться по поводу приготовления праздничного стола, не слушать хвалебные оды в свой адрес, а - прочувствовать изменения, произошедшие за год, понять над чем нужно поработать, что подкорректировать, услышать себя новую, понять истинные потребности, т.е. иными словами, подсуетиться о вечном.
И потянулась моя душа-путешественница в монастырь… С мужем, родителями и детьми договоренность была достигнута. Благо, они уже привыкли к моим «странностям» и смирились, за что им низкий поклон. Не понял, думаю, только внук. Но ничего, отработаю :)

Батюшка отпустил и благословил на три дня. Но в какой монастырь поехать? В Подгоры? В Иверский? Люблю оба … Положилась на волю Божию и пошли подсказки – все указывало на Иверский. Мало того, когда я предложила своей напарнице по работе поехать со мной, она с радостью согласилась и попросила свозить ее в тот, в котом она ни разу не была.
Решено! В жемчужину Самарского края. Так Иверский монастырь назвал патриарх Алексий Второй во время своего визита в Самару в 1999 году! В этой обители все дышит историей!
Расстраивало только то, что матушка Феодосия в эти дни уезжала в Свято Духов скит – в Черновки. Но она распорядилась встретить нас. И встретили нас как почетных гостей. Со вкусом обустроенная келья на двух человек, чайник с чайными принадлежностями, душевая кабина на этаже – что еще нужно для полного счастья паломника! Но больше всего моя любознательная натура ликовала от приглашения на экскурсию, где я подробно узнала историю монастыря, оживила в памяти сведения об иконе Иверской Божией Матери и … прониклась любовью к нашему Самарскому святому – Александру Чагрнинскому. Матушка, проводившая экскурсию, с такой любовью рассказывала об этом удивительном человеке, что меня пробило до самого донышка души.
Кстати сказать, 4 года назад я вдруг спонтанно собралась и поехала не в Подгоры, а именно в Иверскую обитель, где очень долго молилась около раки с мощами святого о мамочке. Помог! А вот житие этого подвижника я не поспешила узнать. Нахваталась верхушек и успокоилась. А он не успокоился… Будто позвал… Самой сейчас удивительно, почему этот местночтимый святой, снискавший еще при жизни славу молитвенного столпа на Самарской земле, подвизавшийся последние годы своей жизни на территории Самарской Епархии, где ныне восстанавливается Чагринский женский монастырь, малоизвестен, тем более христианам нашей области.

А ведь отец Александр стоит в одном ряду с праведным Иоанном Кронштадтским. И когда из наших краев приезжали к Всемирному батюшке, то он не принимал их: "У вас есть отец Александр!"
От проповеди Чагринского батюшки люди приходили в умиление и плакали. Он душой призывал к покаянию, к нравственности. Чем сам дышал, чем жил, то и людям передавал. И так я рада, что в нашем соборе в Жигулевске есть его икона.

 Приложившись к честной главе батюшки Александра,
укутанной в расшитый покров , почувствовала, как что-то теплое наполняет мою душу. Откликнулся!
Да, надолго запомню этот День Рождения. Я причастилась! Казалось бы, эка невидаль! Но именно здесь я почувствовала, что такое «вкусная» молитва. Читая утренние, вечерние молитвы, каноны и последование ко святому причащению, было ощущение, что каждое слово тщательно пережевывается, смакуется, не пренебрегаются и «ударные приправы» . И такое радостное было послевкусие! Причастие получилось «крылатым» – после него мы с Натальей летали как на крыльях, а полы в храме мыли, чуть ли не танцуя. Причем, это состояние духовного подъема возникло само собой, самым естественным образом, без всякой искусственности. Так действует благодать Божия.
Телефон я отключала, так как подозревала, что будут звонки и поздравления в соц.сетях, не хотелось отвлекаться…. Перед сном меня стало распирать от любви ко всем ( даже к «обидящим и ненавидящим»).
А проснувшись на следующий день, я поняла, что, увы, такого чувства уже не испытываю. Никудышная я лампадка для такого огня! Но настроение было замечательным все равно!
После литургии мы с Натальей получили большие просфоры от нашего земляка – игумена Зосимы (Копьева), как оказалось, он является клириком Иверского монастыря.

А вечером опять радость - приехала матушка Феодосия. Она еще больше похудела ( хозяйство то не малое!), но глаза улыбались теплым внутренним светом. Где-то читала, что такая способность - улыбаться глазами, есть у содержательных людей.
На прощание матушка нам вручила подарки и показала икону Богородицы, название которой точно не помню. Женщина которая подарила икону монастырю, назвала ее «От абортов». Скорее всего, история этого образа не измеряется столетиями. Это порок нашего времени. Но икона производит потрясающее впечатление и сюжетом, и письмом. На ней изображены Богородица, младенец Иисус и ангел с малышом на руках. Ангел нежно прижимает дитя к себе, как бы утешая его, убаюкивая с любовью. Матерь Божия держит младенца Иисуса, который протягивает руки, чтобы взять дитя. В Лике Пречистой - скорбь о каждом ребёнке, которому не дали возможности стать взрослым. Он оказался кому-то ненужным. Кто-то взял на себя право принимать решение о его жизни. Еле сдержалась, чтоб не расплакаться… Я словно почувствовала беззащитную и страдающую душу этого безвинного мученика, которая ушла вместе с его тельцем, так никогда и не почувствовав материнского поцелуя и тепла.

Хочется передать всем матерям и отцам, которые не дали родиться своим детям. Не просто так появилась эта икона в Иверской обители! Она как серьезное предупреждение всем нам: не повторять смертного греха и предупреждать об этом других.

Домой мы ехали задумчивые, переваривали все произошедшее с нами. «Зачем тебе монастырь, если ты работаешь в храме?»,- спросила меня знакомая. В том то и дело, что работаю! И очень люблю наш собор, наших батюшек, наш коллектив, наших прихожан. Но порой неудержимо тянет поехать в монастырь или к святым местам. С недавних пор не игнорирую подобные толчки , значит душа просит этого и видит в этом утешение.


Здесь все равны – и пешки, и князья
Нисходит равенство
для жалких и великих,
На нас глядят в окладах серебра
Невероятно благостные лики.

Здесь полумрак и Благодать – закон!
Другие ценности,
Здесь суть совсем иная…
Здесь исцеление – молитвой и крестом.
Душа - не прах, она у нас живая.

Шуршанье риз – как осенью листва,
Душа здесь грим снимает – наносное…
Обитель Иверская светит как свеча,
Молитвой освещая все земное.