Из Приютино в Истомино

Сергей Псарев
                Выставка в усадьбе «Приютино» завершились передачей музею 15 графических работ экспозиции «Оленинские адреса. Прошлое и настоящее». Лучшей судьбы для рисунков и пожелать нельзя. Теперь они сохранят своего зрителя. Помню, как впечатлила старинная дворянская усадьба в первую поездку. Бродил среди воссозданных интерьеров, слушал тишину господского дома и ждал встречи с тенями минувшей эпохи. Теперь про усадьбу говорю: «При каждой новой встрече она дарит мне вдохновение…»
                Создание исторических зарисовок для выставки стало едва ли не первым опытом такого рода. Рисовать в Петербурге его прошлое всегда интересно. Неизбежные перемены давно изменили облик города. В сложных случаях помогали старинные рисунки и гравюры. Находить исчезнувшее на современных улицах - каждый раз открытие для себя. Происходит соединение, путешествие в прошлое. Вы замечали, что сотрудники музеев отличаются от нас с вами, иначе думают и говорят? Они давно живут в другом времени...
                В этот день познакомился с новой экспозицией, посвященной обитателям усадьбы Истомино Касимовского уезда Рязанской губернии. Хозяевами ее были внук Президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина и его жена.
Рязанский помещик Алексей Петрович «увлекался лепкой и рисованием, но был одновременно и лихим гусаром, участвовавшим в затянувшейся Кавказской войне с горцами, кутилой, мотом, заядлым охотником, доставлявшим немало волнений и тревог в молодости родителям, а позже и своей жене Варваре Александровне, урожденной Бакуниной». Она приходилась двоюродной племянницей известному идеологу анархизма М. А. Бакунину и была дочерью лицейского приятеля А. С. Пушкина - Александра Павловича Бакунина. По одной из версий Алексей Петрович даже послужил прообразом Дмитрия Оленина - главного героя повести «Казаки» графа Льва Николаевича Толстого.
                Усадьба Истомино, расположенная на живописном берегу Оки, превратилась в центр культурной жизни, как некогда Приютино при жизни отца и деда Алексея Петровича. Истоминский дом напоминал музей, в котором стояли бюсты, висели портреты многих Бакуниных и Олениных, исполненные К. Брюлловым, О. Кипренским, А. Орловским, П. Орловым и другими известными художниками.
                На выставке в музее - картины, старые фотографии, вещицы из прошлого. Первое, что сразу бросилось в глаза - унылый, почти «левитановский» пейзаж с берегом Оки. Рядом портрет молодой женщины с энергичным лицом и необыкновенно живыми глазами. Модная нынче, припухлая нижняя губа, добавляла ей не чувственности, а некоторого упрямства и задиристости. Портрет на пожелтевшей от времени бумаге был исполнен акварелью в манере, присущей мастерам старой академической школы. Обе эти картины принадлежали кисти хозяина усадьбы Алексея Петровича, а изображенная на портрете женщина - его дочь, Варвара Алексеевна Оленина, тоже художник. Остальная часть экспозиции дополнялась ее живописными этюдами и карандашными рисунками. Здесь было несколько портретов ее отца, Алексея Петровича. Кроме очевидного сходства, о котором можно судить по имевшимся рядом фотографиям, все они прекрасно передавали его характер - гусарскую лихость и добродушный нрав.
                Семья Олениных в Истомино считалась аристократической, талантами никто не был обделен. Дети музицировали, участвовали в домашних спектаклях. Отец, Алексей Петрович (1833-1910), отставной поручик, уездный предводитель дворянства и художник, славился среди соседей широким радушием и хлебосольством. Помещик из него получился неважный. Позднее Алексей Петрович вернулся на службу и благодаря связям в столичных кругах был назначен директором Строгановского училища технического рисования и художественно-промышленного музея в Москве.
                Отыскал среди представленных документов фотографию - групповой портрет детей Алексея Петровича Оленина: Александра, Варвары, Марии и Петра. Александр (1865-1944) - стал композитором, Варвара (1868-1915) - художником, Мария (1869-1970) - камерной певицей (меццо сопрано), а Петр (1864-1926) - литератором.
                Меня заинтересовали подробности жизни Варвары Алексеевны. До нашего времени их сохранилось совсем немного. В основном это письма самой Варвары и ее родственников. В усадьбе Истомино прошли ее детские и отроческие годы. Первоначальное образование она, как и два старших брата и младшая сестра Мария, получили под руководством матери. Варвара Александровна была женщиной образованной и сама учила детей. В семье говорили по-французски и по-английски, любили музыку, книги. У ее отца Алексея Петровича была порядочная библиотека.
                Брат ее, Петр Алексеевич, позднее вспоминал: «Средств у семьи никогда не было, и мы всегда перебивались. Учился дома у матери, женщины образованной и передовых взглядов <...> Она не развила ни одного из своих талантов к литературе и живописи, но передала их детям <...> Она не сумела дать нам - детям своим - систематическое образование, вернее, была лишена возможности сделать это в глухой провинции, не разлучаясь с детьми, но она поняла, что развитие души и сердца детей выше всяких дипломов и что влияние просвещенной матери полезнее школьного образования. У нас были учителя и гувернантки, и сама моя мать занималась с нами, в особенности со мной…»
                Варвара начала учиться живописи в Строгановском училище в классе художника Ясновского. Потом она уехала со вторым своим учителем Иваном Д’Альгейм, который тоже ранее был учеником Ясновского. Первые годы Варвара провела в Париже, где сразу же приобрела уважение мастеров по цеху. Позднее она работала в Голландии, Фландрии и Италии. Этому периоду были посвящены представленные на выставке живописные работы. Они яркие по цвету и раскованные, с уверенными стремительными мазками и по своей «этюдной» манере весьма близки импрессионистам. Королевский лес у Фонтебло, Сан-Тропе, хлебное поле на юге Франции…
                Другое дело, что многие работы Варвары делались на картоне с простой грунтовкой и не задумывались для длительного хранения. Со временем они темнели и утрачивали свой первоначальный вид. Посмотрите на мир через опущенные ресницы. Это, примерно, так и выглядит… Краски постепенно «усыпали» и теперь уже навсегда…
                Париж! Он умел с первого взгляда влюблять в себя многих русских художников, меняя их творческую манеру и даже судьбу. О Варваре скажут: «…Вот два живописца одного поколения: месье Эмиль Нуаро, пейзажист, и мадемуазель Варвара Оленина, молодая русская художница, племянница и ученица Д’Альгейма, художника… Талант этой молодой девушки отличается смелостью, тонкостью и настроением. При безукоризненном рисунке, она находит движения кисти, которые я не хотел бы охарактеризовать безрассудными, но которые имеют странную силу, - это мне говорил некто, без сомнения преувеличивая, – Гюстава Доре, но с большим изяществом. Ее набросок с портрета М.Е. был сделан за несколько часов: рука, которая держит трубку, совершенно как живая» ((П. Д’Анжу).
                В России Варвара была очень дружна с художником Василием Дмитриевичем Поленовым и его семьей. Мне довелось увидеть ее этюды, сделанные в Бехово - имении Поленова. Краски на холстах и картоне все те же, яркие и открытые. Кажется, это была живопись нового поколения…
                Варвара Алексеевна признавалась в своих письмах: «Живопись собирается меня поглотить всю и Слава тебе, Боже». Человек редкой души и большого таланта, у нее потом никогда не будет своей семьи. Взамен Варвара обретет жизнь, полную скитаний и трудностей, будет «готова жертвовать собой ради других без разбора». Она никогда не научится извлекать пользу из своего таланта: «Зарабатывать я, конечно, буду, но славы достигну я или нет - мне все равно, так как я работаю для искусства, и если оно при жизни или после смерти оправдает меня, я буду одинаково счастлива…»
                Будет успех, признание и медали на выставках, но многие начатые живописные полотна так и останутся незаконченными из-за каких-то случайных обстоятельств. В конце жизни она перейдет в католичество и будет упокоена на иноверческом кладбище в Москве. Ей тогда будет всего 47 лет…
                У меня нет ясного ответа на вопрос: каким должен быть памятник талантливому художнику? Из бронзы, с галереями написанных полотен... Иногда им становится его собственная жизнь, полная мук, сомнений и поисков. Крест не бывает легким...
                Понятно, что усадьбы Олениных в Истомино давно уже нет, только руины. Зато осталась добрая память, а еще о ее удивительных обитателях вам могут замечательно рассказать в музее - усадьбе «Приютино». В добрый путь...
Рисунок, навеянный сегодняшним дождем. Он в Петербурге продолжается уже неделю...
Дом за Синим мостом (Ныне Большая Морская, 48 или набережная реки Мойки, 93) сразу заинтересовал своей историей. «Князь Гагарин в 1825 году передал дом №48 своему сыну от первого брака Павлу Ивановичу Гагарину, служившему в Коллегии иностранных дел. Тогда же здесь поселился граф Михаил Юрьевич Виельгорский. 28 марта 1828 года у него обедали Пушкин, Жуковский, Вяземский и Грибоедов.
В начале 1830-х годов здесь поселилась семья Олениных: Алексей Николаевич Оленин (директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, член Государственного совета), его супруга Елизавета Марковна и их младшая дочь Анна. В 1833 году хозяйкой дома числилась «фрейлина Оленина». Семью часто посещали Жуковский, Вяземский и другие литераторы, музыканты и художники. С 1839 года здесь бывал М. Ю. Лермонтов. Анна Алексеевна в 1840 году вышла замуж за полковника Фёдора Александровича Андро, под фамилией которого она числилась владелицей особняка спустя три года. Тогда же умер её отец»...
Дом несколько раз перестраивался и в таком виде существует с 80-х годов XIX века. Отыскать его прежний облик уже невозможно. Да и надо ли? Мы возвращаемся в свое время. Здесь завершилась история об Алексее Николаевиче Оленине, славном сыне нашего Отечества, рассказанная мною в рисунках и петербургских адресах…
В заключение скажу еще об одном своем открытии. Мне в это время часто приходилось видеть Петербург на старинных рисунках, а потом отыскивать эти дома на сегодняшних улицах. Становились хорошо заметными не только изменения отдельных фасадов, но и навсегда исчезнувшие перспективы, городские панорамы и открытые пространства. Многого не восстановить даже на рисунках. Понимаешь, сколько мы уже потеряли в красоте своего любимого города...

На фото рисунок автора: «Анета в парке усадьбы»