Вечерняя беседа 8. 04. 2021

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Вечерняя беседа 8.04.2021 «От Луки святое благовествование. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! (Читаю Евангелие. Потом послание Иоанна Богослова.) Вот. Какая мысль – одна из главных. Священного Писания. Что наша любовь к Богу, если мы Его любим, проявляется в том, что мы соблюдаем Его заповеди. Если мы Его словес не творим в жизни, мы, значит, Его не любим, сколько бы мы чего ни говорили. Любовь к Богу проявляется в соблюдении Его слов. Их сначала исполнять очень трудно, потому что они наперекор идут нашей эгоистичной природе. Но когда человек себя научает заставлять, привыкает – это становится легко. Господь помогает… Это становится второй, а потом и первой природой человека! И это как раз и спасает… Вот эти заповеди любви – их исполнение. Их нужно очень хорошо знать, их нужно помнить и их нужно по мере сил стараться исполнять. Это путь спасения – исполнение заповедей. Это во многих местах Священного Писания написано. И что если ты будешь это делать – вот начиная с этого внешнего делания – ты изменишься внутри. И все твои проблемы – они уйдут от тебя. Потому что все наши проблемы связаны с неправильной нашей начинкой. Вот эта пословица, которую говорят люди: «Не мы такие, а жизнь такая», - она ложная, точно так же как: «С волками жить – по волчьи выть». Оказывается, есть ложные пословицы, мудрость в которых – мирская, ложная. Вот эти две пословицы – они ложные. Потому что в Евангелии как раз сказано, что «Я посылаю вас как овец среди волков» - прямо противоположное сказано. И жизнь такова, каковы мы – мир таков, каковы мы в нем. Если мы изменимся – изменится жизнь и изменится мир! Вплоть до изменения политических процессов!.. Опять же, в это трудно поверить – но я неоднократно наблюдал за этим. (Алеся: «Папочка, это только у тебя так». – «Ну вот я наблюдал». – «Это ты у нас такой духовно одаренный». – «М-м… Я наблюдал за этим».) Например, распад Советского Союза был связан с резким ослаблением моей нравственности. (Общий смех в комнате. Маруся: «Взаимосвязь!» Алеся: «Тебе бы, не знаю, в политологи!..») Вот стоило мне… Да! Стоило мне допустить брешь – и: Советский Союз распался! Представляете! (Алеся: «Эдик! Вот кто во всем оказался виноват!») Я с тех пор, я понял, я больше эту ошибку не повторяю… (Шутя. Все смеются. Наташа: «Спасибо, папа! Ты держишь наш мир!»… Возгласы Маруси и Сони. Алеся: «Да, не дай Бог, папочка!») Да, так что вот с тех пор я только собираю… И вот Владимир Владимирович Путин, кстати, когда вот он только пришел, к власти, у меня было отчетливое ощущение, что это ответ на мои молитвы… Его приход был как чудо!.. (Алеся: «Наконец-то мы нашли человека…») Как чудо! Я сразу почувствовал! Отсвет на нем Бога! Сразу почувствовал! Ну. И с тех пор происходит медленное воссоздание. Вот, разрушить было легко, а воссоздать – тяжело. (Алеся: «Ну, папочка, ты старайся!» - «Я очень стараюсь!» - «Старайся!») Но у меня есть надежный Союзник – Господь Бог. Который… (Алеся: «Тебе помогает…») Долго запрягает, а потом ОЧЕНЬ БЫСТРО ЕДЕТ. Смотрите, дети, не прогадайте – ставьте на Бога! Бог не подведет. Уверяю вас, что это будет так. Да, будет тяжело. И по-другому не будет. Средний возраст – очень трудный! Иногда безнадежно тяжело! Но если вы оттерпите – ну, в среднем можно сказать – тридцать лет – тридцать лет сознательного движения к Богу… Потому быстрей начинайте – быстрей, быстрей, быстрей!.. Там очень надо спешить. Вот в чем надо спешить – это в деле спасения. Потому что там каждый день на вес золота. Хотя это продолжается очень долго. Но каждый день надо очень спешить. В спасении. Больше ни в чем! Вся остальная спешка – она никуда не нужна. А вот в спасении надо спешить. Хотя это продолжается, вот… Тридцать лет до-о-о … покоя и такого, уже надежного удостоверения сердечного во всех истинах веры. Вот я вам говорил в прошлый раз, и сейчас повторю. Что мы с матерью уже утвержденные. Подтвержденные. Это для нас не просто – какая-то умственная теория… Не просто какая-то пустота, которой мы молимся – нет!.. Мы ощущаем, что есть связь. Правда, там всё совсем по-другому… Не так, как на этой земле… Всё гораздо тоньше. Гораздо, так скажем, неуловимей. А что будет наша жизнь, когда мы расстанемся с этим телом? У нас единственное грубое, что есть в человеческом существе – это тело. Минус тело – и всё, останется только тонкость. Поэтому – внимание к тонкостям. Чутко нужно. К этому относиться. Не думать, что что-то представляет собой мелочь. Мелочей в духовной жизни вообще нет! Всё важно! Всё! Всё имеет символическое значение. Ко всему нужно относиться внимательно. Нужно быть внимательным – что смотришь, что делаешь, о чем думаешь, какие предметы вокруг тебя, как начинаешь день, как часто крестное знамение делаешь – истово! Истово! Значит, крестное знамение – это молитва! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Его нужно делать с благоговением! Как матушка Матрона говорила – что это как замок. Замок от злых сил, крестное знамение. Надо полюбить крестное знамение и делать его, потому что это очень мощный символ того, что ты с Богом! Жизнь имеет символическую природу. Какую книгу ты читаешь, какую передачу смотришь, какую одежду носишь, как проводишь воскресный день – всё вот это вот!.. Молишься ли перед едой, молишься ли после еды – все эти вот так называемые мелочи, всё это очень важно! Душа – она очень тонкая! Она от каждой мелочи зависит! Как безстрашно ведут себя женщины, которые КУРЯТ!.. Это такой страшный символ!.. Мне кстати сегодня сказали, что как раз исполняется 30 лет… Я сегодня ночью услышал… Кто-то сказал… Что как раз 30 лет… Вот наверное да!.. Как раз сейчас 30 лет моей духовной жизни и действительно… (Подержи книжечку, так, чтобы она не закрылась… Это надо надавить, мамочка… - Алеся, наверное Наташе: «Надо сначала надавить, потом открыть. Во.».) А еще сейчас, я прикорнул вечерком, и когда засыпал, услышал такое: «Главное – это надежда». Вот, я, честно говоря, уже даже и теряюсь немножечко, как мне относиться к этим телеграммам, потому что иногда по делу. Иногда как-то так – дезориентируют… Ну, такое ощущение, что просто разные духи слышишь. Разные духи. Есть, прям, злые, а есть – как будто ангел какой-то говорит… Ну, я внутренне знаю, что это чудо, я не могу сам выдумывать это, я действительно слышу. Ну это, по крайней мере, подтверждение существования духовного мира. Если ты слышишь. А иногда сны бывают. Такие, когда ты просыпаешься и понимаешь, что это был не сон. Что ты прям что-то видел там, реально видел. Такие сны не бывают. Это были не сны. Потом, мне очень долгое время снились безсмысленные сны, хаотичные – никакого смысла я в них не ощущал. Но, по мере накопления церковных впечатлений, по мере накопления, скажем так, часов простаивания в церкви, начали сниться с какого-то момента церковные сны, с церковными впечатлениями – и вот они всегда были очень осмысленны. Оказывается, в церкви мы испытываем какие-то особенные состояния. Приближение к Богу. Когда Бог приближается, в том числе и во сне. Всё становится резко осмысленно. Понимаете? Я вам говорил, я вам рассказывал, что диавола называют тлителем смыслов. Еще он клеветник. И еще он вор. Он растлевает смыслы, он клевещет на Бога – клевещет. Что Бог, там, задумал зло, что Он о нас забыл, что Ему всё равно до наших страданий – вот все эти мысли ропота, это всё дело рук диавола. И он вор – он своровал у нас нашу жизнь. Ту жизнь, которая была бы у нас и должна была бы быть. Он ее у нас своровал. И когда Бог приближается, а диавол удаляется – что мы испытываем? Резкое усиление смысла, ощущение приятия того, что с тобой происходит, и благодарность за свою жизнь, исчезновение ропота – и возвращение нашей жизни, ощущение воз-вра-ще-ни-я нашей осмысленной, доброй, безконечной, блаженной жизни. Вот – я сразу же назвал – три признака. Ощущения, что Бог приближается. РЕЗКОЕ ощущение осмысленности того, что с тобой происходит; исчезновение ропота, недовольства, приятие всего, благодарность – такая смиренная, сокрушенная благодарность… Помните, как у Иова, когда Господь к нему пришел, он сразу перестал роптать… Говорит, Господи, я только слышал, извини, что я так себя вел, я не знал Тебя, теперь я всё понял, всё! Хотя Господь ему не ответил на его ужасающие вопли, исполненные дикого отчаяния! Он ему ничего конкретно не сказал, Он ему только показался – и все вопросы у Иова прошли. И третье – это возвращение жизни. Ну, наша жизнь – она не может быть такой унылой?.. Не может быть такой мрачной? Не может быть такой… насыщенной всякой гадостью? Правда? У нас какая-то другая была жизнь?.. Изначально? Я хочу в связи с этим обратить ваше внимание на то, что из себя представляют другие люди. Другие люди – это не помеха. Не обуза. А вот был такой безбожный безбожник в Европе – Камю, который сказал… Или Сартр… Они как братья-близнецы… Что ад – это другой. Помнишь, да, Соня?.. А? Че? Сартр. Да. Ад – это другой. (Соня: «Другие».) Другие, да. Вот это, конечно, показатель жуткого безбожия, безсмысленности ощущения жизни. А сам смысл слова «другой» какой? Другой ты. Другой я. Вот какой смысл. Мы все – части целого. Вот как дерево – в нем много, много, много веточек, да? Листиков. Это же всё части одного целого. Но, положим, листики – они могут и не знать друг о друге… Вот это очень точный образ человеческого древа. Мы все листики на этом дереве. Мы все части одного целого. И мы, по мере приближения к Богу, начинаем ощущать чрезвычайную осмысленность наших отношений друг с другом. Что мы друг для друга – величайшая ценность. Неслучайно заповеди Божии – они про любовь к другим. Про любовь к ближнему. Две заповеди. Люби Бога и люби другого человека. Ближнего. Тот, который у тебя сейчас в пределах досягаемости. В том числе даже тот, который в интернете выходит с тобой на связь – он тоже делается твоим ближним, через этот интернет… И по отношению к нему тоже надо исполнять заповеди евангельские. Вот, другой человек, на самом деле, напоминает тебе о твоей вечной жизни, о твоем утерянном блаженстве райском, потому что в этом блаженстве этот другой человек должен был составлять твою часть. А ты – его. Это твоя другая ипостась – другой человек. И то, насколько мы сейчас отделены от других людей, показывает всю степень нашего разобщения и вот этого злого духа, который извивается вокруг нас, между нами, и не дает нам друг друга любить. Злой дух. Иногда его присутствие настолько прям становится очевидно, и весомо, - просто ощущение какой-то раскаленной злобы, как лавы, носящейся в воздухе… Просто люди иногда ожесточены до какой-то последней степени, просто злоба, до безумия доходящая… Откуда это? Когда правда отношений между людьми, любыми, - это любовь. Я всё это вам говорю, чтобы научить вас духовной жизни, что вы поняли, что к чему. Чтоб вы не были совсем уж слепыми котятами. Ничего не понимающими, что происходит. И обратите внимание, чтобы правильно понимать жизнь – нужна вера. КРЕПКАЯ вера! Потому что подавляющее большинство явлений этой жизни – в них нужно НЕ ВЕРИТЬ.  Если у тебя нет веры, ты беззащитен, сразу. Ты просто сразу окрашиваешься в серый цвет, преобладающий – преобладающий внешней действительности. Единственное оружие, чтобы этот мрак не вполз в тебя – это НЕ ВЕРИТЬ, тому, что не соответствует твоей вере. Не верю – и всё тут. Не верю – в злобу! Не верю – в отчаяние! Не верю – в уныние! А верю я – в те светлые моменты, которые я переживал. Да, пусть их было немного. Но я в эти моменты почувствовал, что это правда. Я почувствовал – что вот она, моя жизнь! И в этом проявляется величайшая свобода каждого из нас! В вере! Понимаете или нет? Именно в этом наш свободный выбор – во что ты веришь, а во что не веришь. И здесь… Ты, Сонь, понимаешь, о чем я говорю? И здесь очень близко – молитва. Очень близко! Свобода проявляется также в молитве. Веришь вот в этого Бога, который есть Любовь? Молись ему. Молись! Что тебе мешает? Надо молиться… В этом тоже твоя свобода! И ты почувствуешь, Соня, если ты начнешь молиться, как преображается жизнь, как преображается вот этот вот текущий момент, какой-нибудь серый, когда ты зажат со всех сторон, в метро где-нибудь, в автобусе, там, на учебе… Начинаешь молиться – как вот жидкость, со всех сторон стесняемая, - жидкость сразу поднимается вверх, так и душа, со всех сторон стесняемая, телесно, должна подниматься вверх, к Богу! И тут же всё поменяется, тут же! Ты благословишь промысел Божий, который привел тебя в эту тесноту, в это неудобство, за то, что ты испытаешь на молитве!.. За то просвет-ле-ни-е и уте-ше-ни-е, которые ты получишь, в этой внешней тесноте, во время молитвы. Вот так подобает жить, духовному человеческому существу. По таким вот принципам – которые я вам сейчас говорю. А не становясь оркоподобным существом, теряя признаки человеческого достоинства, сливаясь с этой серой массой… Почему гибельно равняться на большинство? Да оно в ад, в ад бежит стремительно, это большинство, и то, я вам рассказываю, я вам говорю – мы не знаем, какие они в семьях, каково им внутри себя… Это только внешняя картинка! На большинство никогда не равняйтесь! Большинство призрачно вообще, его даже и нет. Этого большинства. Есть каждый, который думает о спасении своей души, каждый. Каждый! (Алеся: «Вот поэтому так и возмутился Обломов, когда его сравнили с другими.» - «Н-да». – «Эдь, дочитай нам».) (Дальше читаю Апостола. «Яко всяк рожденный от Бога побеждает мир. И сия есть победа, победившая мир (!) – вера наша!») Я не знал, что это будет здесь написано. А сказал об этом. А еще сегодня отец Андрей Ткачев мне сказал: «Если хочешь победить мир – устранись от него». Потому что повлиять на что-то ты можешь, только если ты не зависишь от этого. Только тогда ты будешь получать власть, над чем-то, когда оно само не имеет над тобой власти. Пример – Сергий Радонежский. Который потому такое огромное влияние приобрел на всю нашу историю, русскую, что он совершенно устранился от этого внешнего мира – совершенно, и поэтому он стал такой авторитет. К нему на поклон ходили князья, и все его слушались. Потому что все точно знали, что ему ничего не надо от этого мира. Вот это единственный способ повлиять – на семью, на жену, на работу, на всё – если ты независим от этого. Если ты зависим только от Господа Бога и ищешь только – только! – общения и взаимности с Ним. Ты действительно тогда станешь постепенно царем и победителем, и вообще – богоподобным существом ты станешь!.. Если ты всё своё бытие подчинишь стремлению к Богу. А собственно говоря, у нас и выбора другого нет. Мы для этого созданы Богом. Чтоб к Нему стремиться. Вы потом вспомните. Все мои слова, которые я вам сейчас говорю. Вы потом останетесь одни, уже взрослые, уже стареющие, и вы с предельной ясностью вспомните вот эти вот слова, которые я вам сейчас говорю. (Дальше читаю Апостола.) Вот видите, особое значение имеет вера в Господа Иисуса Христа. Потому что Он обновил нашу человеческую природу. Это есть Точка, в которой человек касается Бога. Господь Иисус Христос. Веря в Него, ты как бы веришь сам в себя. Ты веришь в то, что ты имеешь отношение к Богу, через Христа. Я вам говорил, опять же – так как Один из нас оказался Богом, Это теперь касается каждого. У нас внутри, у нас внутри есть каждый! В том числе и Господь Иисус. И так как Господь Иисус – Бог – вот вы можете оценить всю актуальность этого принципа, что каждый присутствует в каждом, каждый член рода человеческого присутствует в каждом – если одна из этих микроскопических клеточек Божественна, это вдруг касается тебя тоже. (Алеся, с шутливой торжественностью: «А можно вспомнить в этот момент и произнести такую фразу, вещь, как … (называет заговорщицким шепотом говорящую фамилию, на которую у меня сильная аллергия, потом долго смеется) А, папочка?..» - «Несомненно, мамочка». – «Их тоже это касается?» - «Конечно, касается». – «Точно касается?» - «Ну опять же, всё это иллюстрации, как измельчало наше бытие… Как измельчало (Алеся, иронически: «Измельчало…»), да, измельчало – какое нужно терпение… Вот мама хочет на корню подрубить значение моих слов (Алеся: «Нет»), а я всего лишь (Алеся опять: «Нет!») говорю… Опять, отец Андрей Ткачев что сказал? Что ад у нас – на расстоянии вытянутой руки. Мы туда можем свалиться, говорит, в любой момент, как в оркестровую яму, только нас подтолкни. Мы, говорит, уже как бы находимся в предбаннике адской кухни, до нас доносится уже запах, запахи адские… Да, вот такие слова он употребляет. А рай, говорит – это, говорит, вполне описывается японским стихотворением: «Не спеши, улитка, ползя на вершину горы Фудзи». Там такое вот одностишие японское… Что мы по отношению к раю, мы, как улитки, ползем на вершину горы. А в ад мы можем свалиться в любой момент. Смотрите, опять же, какие парадоксы. Он там, у него там, Алесенька, очень сильные слова. Вот он там пытается утешить человека, и какое возникает впечатление от его слов. Несмотря на всю близость этой адской угрозы и далекость рая, возникает ощущение, что ад НИКАК несопоставим с раем. Адская угроза – это кошмар. А райская реальность, как бы она ни была далека, - это реальность. Понимаете? Но чтобы всё это понять, это всё надо опытно пройти… И адские опыты получить – от чего упаси Бог! Вот, я никому не желаю!.. (Вздыхаю.) Сам их тоже имел… Но я хорошо понимаю, что любое дуновение рая – оно безконечно превосходит сколь угодно насыщенный адский кошмар. Опять же, это вопрос веры… Это и вопрос внутреннего душевного благородства… И осмысленности самого человека. (Дальше читаю Апостола.) В себе! Верующий в Иисуса Христа, Сына Божия, ИМЕЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СЕБЕ… Эта вера она действует внутри нас! Очень сильно! Очень мощно! Сам Образ Христов, даже Имя Его – Имя! – представляете, какая это огромная Реальность?!.. На этом построена вся молитва Иисусова! Имя Христово – это уже касание к реальности спасения Божиего – само это Имя, представляете?!.. Вроде, такая ничтожная вещь – ну, два раза языком пошевелил!.. Оказывается, это уже соприкосновение с Божеством!.. Вот в таких вот мельчайших, просто мизерных, ну каких-то просто микроскопических дозах – нано, нанометра – кто знает, что такое нанометр? А? (Маруся: «А… Это меньше…») Десять в минус девятой степени. Наночастицы – десять в минус девятой степени метра. Микрон – это десять в минус шестой, миллиметр – десять в минус третьей. А нано – это десять в минус девятой. Вот Господь – если Он присутствует, даже в самой маленькой-маленькой такой мизерности – точно так же, как Он присутствует в этой маленькой мизерности по отношению к роду человеческому! Одна маленькая клеточка – один Богочеловек! Одно маленькое-маленькое Имя Его, по отношению к размерам всей нашей жизни – и уже здесь присутствует Спасение… Сосредоточься на этой мизерности, сосредоточься – ограничь себя добровольно до этих вот масштабов Божиего присутствия – окажется, что эта точка – это вход: она вдруг разрастется, она начнет расти, на твоих глазах, по мере сосредоточения твоего внимания туда. Она начнет расти! И это окажется Вход. В БЕЗКОНЕЧНОЕ Царствие Божие. В полноту Спасения полного! Вот какие законы у Бога… Понимаете или нет, а? Такой маленький этот храмик, в который мы ходим! Когда мы первый раз туда пришли, у меня было ощущение, что он почти как декоративный. Стоишь там – звуки дороги… Ну как будто, маленькое движение – и его там не будет вообще… А сейчас-то уже нет таких чувств. Возникает ощущение… Он как будто увеличился – да, Алесь?.. А, есть такое чувство? Он как будто больше стал! Да? (Алеся: «Да…») Как будто он больше! А дальше еще больше будет, и еще! Если только будем спасаться там. Сонь, ты понимаешь, о чем я говорю? Как всё действует. Как оно всё бывает… А гордыня – она что диктует? Она всем пренебрегает. Она всё презирает. Понимаешь, о чем я говорю? Понимаешь? Для неё всё мало, всё жалко, всё убого… И тот, кто так чувствует, Соня – это погибающий человек… Тот, кто пренебрегает батюшкой, пренебрегает Церковью, пренебрегает Христом – есть и такие – дядя Боря, я слышал от него… всякие, презрительные такие… Вот несчастный! 80 лет – не дошел до осознанности настоящей. А спасение как раз состоит в том, что вот эти микромасштабы Божиего присутствия в нашей жизни – вдруг разрастаются, и ты спасаешься… Входя буквально в игольное ушко – во! Как оно и сказано в Евангелии. Да даже в остриё иголки – не в ушко, а даже в остриё, туда вот, - оказывается, можно войти… Представляете, о каких, оказывается, тайнах говорится в Евангелии?.. Что вот эти микромасштабы, если там присутствует Бог – ты туда смотришь, вниманием, в Имя Божие, в литургию, в батюшку – маленького, черненького, не совсем даже русского – но он батюшка!.. Батюшка!.. Настоящий! Частица Господа Иисуса Христа в нём. Сосредоточься! И станешь его частью. И вся эта начинка тяжёлая из тебя вымоется – вымоется! И он окажется вовсе не маленький… И он окажется совершенно русским (усмехаюсь, смеюсь тихо)… Он окажется Господом Иисусом Христом. Но для этого нужно, такое, ЛЮБОТРУДНОЕ сердце, ЛЮБОТРУДНОЕ, которое может так сосредоточиться, которое может так потрудиться, которое может сосредоточиться, чтобы войти в это Имя Христово, войти в слова молитв, войти в Причастие, войти в исповедь, войти в Евангелие, в икону войти… Это человек спасающийся. Вот он способен на такое. А погибающий, гордец: «А!» – над всем смеётся. Дурень! Или дура! Над всем смеётся – над своим спасением смеёшься… Ну и что с тобой будет?.. Вот так. (Вздыхаю. Дальше читаю Апостола.) То есть тот, кто не верит Богу, тот Его представляет лжецом. А на самом деле сам таким становится. (Снова читаю.) Видите как. Есть такие грехи, за совершающих которые, видите как, и молиться нельзя. Судя по тем словам, которые здесь написаны. (О совершающих грех к смерти. Читаю.) Святый отче Иоанне Богослове, Апостоле и Евангелисте Господень, моли Бога о нас! (Пауза.) (Какой хорошенький котик!.. М, какой котик хорошенький!.. Хорошенький котик!.. (Наташа: «Он поближе к папе»…) Ну такой хороший…) Видите, что здесь говорится: «Имеяй Иисуса Христа – в себе, в сердце своем, в жизни своей – имеет живот вечный». (Ты меня лижешь, ты мой хороший… Ты мой дорогой… Между прочим, тоже подтверждение какое-то угодности нашей жизни… Что такое Богу… Что такое вот… Вы же знаете, что признак того, что человек возвращается к Богу – то, что животные возвращаются к нему. Они становятся ему послушные, кроткие, добрые – м? Вот – что у нас такая животинка живет, это какой-то признак, что папа Ваш к Богу вернулся, м? Если такой вот, кроткий – кроткий, добрый кот ласковый, да, который лежит, вот, живот подставляет… Хороший, котечка, миленький ты наш… Да, да… (На заднем плане супруга охает, вспоминая, какие были до этого коты – разбойник Дымка, старый кот-срамник, практически «без штанов» - наследие покойной Нелли Ильинишны, опекунши сводной сестры, а этот вон какой – пузо подставляет… Когда он у нас появился, и мы поехали в Крым, то там встретили картинку с котенком, очень на него похожим, беленьким, и в костюме зайчика, с печальными добрыми глазами – мы сразу поняли, что Господь обращает наше внимание на этого кота… И действительно, первый раз встретили мы в жизни кота, который перед всеми ложится на спину, позволяя всем гладить свое мохнатое белое пузо и смотря в глаза практически человеческим взглядом… Ангельский какой-то белый кот, наполовину ирландец, наполовину шотландец – короче, англичанин чистых кровей.) Ну вот есть ли в нашей жизни Господь Иисус Христос? Я думаю, что признаки внешние есть, указывающие на это. Почему? Мы причащаемся. Мы ходим на литургию. Мы читаем Евангелие. Каждый из вас читает свою святую книжечку. Мы молимся перед едой, после еды… Мы молимся на ночь, мы молимся с утра. Вроде как, признаки должны быть. Да? Но, в таком состоянии нужно закончить свои дни. Мало провести один день, два – надо прожить полностью жизнь так. И со временем, если вы будете так жить и не будете допускать грехов, - а если будете по слабости грешить, будете каяться потом – вы увидите действительно удивительные чудные вещи. Которые с вами будут происходить. По мере искренности Вашего устремления к Богу. Нельзя терять надежды, нельзя терять упования… Нельзя успокаиваться! Пока мы не достигли Спасения. Ни в коем случае нельзя быть довольным, пока Господь тебя не спас. Пока тебе угрожает смерть. Пока тебе угрожает зло, болезни, там, злые люди... В любой момент может случиться что угодно, какая угодно неприятность. Пока мы находимся в этом состоянии, мы не можем расслабляться. И не можем быть довольными. Вот когда это отступит от нас, когда произойдет такая фантастическая вещь, что не будет ни болезней, ни зла, ни смерти… Смерть, на самом деле, должна стать концом смерти. Эта наша жизнь – это есть постоянное умирание, как я вам уже и говорил. Но только здесь оно скрытное, в тайне, а вот ад, то, что про него рассказывают – это абсолютное всесилие смерти. Там вот, все описания его сводятся к тому, что пребывающий в нем всё время умирает и никогда не может умереть. Вот это умирание – оно там растягивается… на вечность. И на иконе Страшного Суда это запечатлено. Все те, кто там в аду, они умирают, и никак не могут умереть… Вот. И здесь на земле это уже присутствует, почему и сказано: «Дыхание ада на наших лицах». Потому что эта жизнь исполнена смерти – она здесь так, стыдливо, стыдливо… И вот когда мы видим, скажем, людей, а на майке у них череп – какой-то шок!.. Но шок именно, что это явление какой-то правды!.. Да. Смерть здесь – хозяйка. Мы в области смерти находимся. Здесь всё пропитано её владычеством. Владычеством её. Проявляется это на очень разных многих уровнях. Я вам тоже это говорил уже. Умирает любовь, умирает детство, умирают все светлые, там, какие-то движения души, умирает настоящий день каждый умирает… Всё сменяет одно другое – умирает лето, умирает весна… Сам принцип времени связан с этим умиранием – одно проходит, другое настает. Смерть – она присутствует, всё время, в нашей жизни, и каждый раз, когда мы засыпаем – это тоже репетиция смерти. Вот от этого всего мы должны спастись. С помощью Божией. Господь это всё победил. Он это всё превозмог. И Церковь, которая есть Его Тело, мистическое Тело, оно являет собой эту победу Господа: она не меняется, она спасает своих ревностных членов – спасает, приводит к святости… В ней ничего не увядает, в ней всё остаётся неизменным – Пасха каждый раз, литургия - каждый раз, причастие – каждый раз имеют своё действие. Как только в жизни возникает Церковь, силы мрака отступают. Отступают! А больше их ничто не прогоняет – только Церковь. Вот так… Надо спасаться».

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/