либертарианство и лимитарианство - сравнительный а

Август Май
либертарианство и лимитарианство - сравнительный аспект
04:25
Публикация номер  - 9339
(Четыре ошибки либертарианства, и почему оно вообще кого-то убеждает
13 ОКТЯБРЯ 2020
ПРОГРАММЫ И ДЕБАТЫ
Дмитрий Середа
   
РЕЙТИНГ 3.46

Дмитрий Середа успешно встречается с либертарианцами на публичных дебатах, он составил и перевел сборник текстов философа Джеральда Коэна, ключевого критика либертарианства слева. Сегодня Дмитрий объясняет нам, в чем основные проблемы с этой идеологией)




Достаточно интересная простыми словами представленная критика принципов либертарианства привлекательна тем, что

помогает несогласным принимать на веру красивые слова, слишком уж разительно расходящиеся с реальным положением дел, которое каждому простому человеку представляется, если он скептичен и критичен, не включая сюда рядовых циников, отрицающих как реальное, так и ими же вымышленные и общие обывательские  предрассудки -

помогает таким  людям

начать критику либертарианства даже не из абстрактных соображений его внутренней логики, конечно, не только формально отсутствующей, но и существенно не соответствующей логике, так сказать, бытовой, -

- прежде всего, с признания, что

либертарианство является идеологическим оружием,

 то есть - системой воздействий на человека путём пропаганды идей и создания

для человека

такой картины мира, которая позволяет им манипулировать (в конечном счёте) властью, подданным которой он является,

а так же человека,

являющегося подданным власти другой страны, являющейся объектом экспансии указанной власти.

поэтому вопрос о истинности политической доктрины - это само по себе ложное понятие - надо ясно заявить, что

политика как таковая

является средством взаимодействия государств для утверждения реальных преимуществ одних над другими, а так же создания условий для получения дополнительных преимуществ, не имеющих оснований в реальном соотношении сил.

можно сожалеть о действиях власти против тех, кто её подрывает на основании своих представлений, особенно используя резонансные средства, включая политическую и идеологическую борьбу, можно рассуждать о пределах таких действий власти, их обоснованности, но всегда следует говорить о симметрии в параметрах суверенитета государств в отношении друг друга, о пределах правомочности вмешательства во внутренние дела одних в отношении других, в том числе и критериев допустимости и недопустимости вмешательства на основании права защиты лиц и народов, находящихся вне компетенции некоторого государства или международной организации -

одним из средств односторонней позиции на право вмешательства - с тем, что это ещё и объявляется как невмешательство -

является идеология либертарианства.

говоря о двойных стандартах, получается некая справедливость, когда это формулирует "страдетельная"сторона, сторона, в отношении которой производится вмешательство, тогда как  действия этой стороны по защите заведомо не квалифицируются как ответная несправедливость -

в этом и есть суть политики, и иное представление есть исключительно политика, то есть создание платформы для исключительной несправдливости во взаимоотношениях государств - в прошедшие тысячелетия и в ближайшей тысячелетней или многотысячелетней исторической перспективе именно политика, то есть - заведомо несправедливое взаимоотношение было и останется основой международных отношений.

тем не менее, особенно в условиях надежного самоуничтожения всего человечества, всех государств и народов планеты, политика потому не получила статуса абсолютной лжи, что последовательная ложь является крайне неэффективным средством, ложь, помогающая достигать результата, необходимо должна иметь контуры правды и декларироваться как полная правда для утверждения на некоторое время в значительной части общества как правда.

и для этого создаются системы идей, идеологии, основанные на некоторых

этических принципах,

  декларируемых

как требования

 для реального управления обществом и для международных дел, 

  утверждаемых

в качестве существующих, а не лишь должных, но не в реальности, а в общественном сознании -

 таковой и стала в своё время

идеология либертарианства,

направленная
на устранение препятствий для смены элит, неэффективных на эффективные - в том числе и для того, чтобы некоторое данное государство стало защищённее в сравнении с враждебными -

но не разрушая
сам принцип исключительной лжи как политики, а, напротив, его крайне упрочивая, делая возможный скепсис в отношении либертарианства неким явным преступлением, и со временем превращая идеологию в инструмент воздействия на народы  вражеских стран и власть этих стран.


поэтому любой взгляд на идеологию, как на нечто имеющее истинность, есть политиеский умысел, направленный на подрыв идеологии враждебных стран в лучшем случае для предложения собственной, в худшем - лишь для ослабления враждебной.

понятно, что либертарианство в своё время способствовало укреплению общества ряда стран конечно, разрушая другие - оно способствовало экспансии этих стран, колониализму, то есть - некоему явному "антилибертарианству" в международных делах, отчасти правда и усиливая момент важности и обеспеченности международных договоров между временными партнёрами ("союзниками").

и сегодня система реальных принципов общественного устройства, стоящая за фасадом красивых идей либертарианства, ещё представляется многим, в том числе и властным лицам,  совершенно  разумной и эффективной, пусть споры продолжаются, но уже противоречия стали настолько острыми, что

очень скоро может понадобиться явно сказать

о необходимости радикального

отказа

от главного принципа реального либертарианства -

 направления деятельности человека на неограниченное обогащение -

эта кажущаяся ещё абсолютной социальная мотивация личности скоро может быть признана препятствием для дальнейшего развития общества, в том числе и экономического, и тогда шанс могут получить государства и их элиты, протвопоставящие либертарианству достаточно основательные предрассудки нового типа, оформленные в новую идеологию, в которой прежние идеи возродятся уже с отказом от прежней наивной лжи, скажем о власти народа, свободах (особенно - негативной свободы) и тп, скажем, в лимитарианстве замененные на принципы реальных умеренных взаимоотношениях элит и масс.

    07 октября 2021 года примерно 05:35

***