Философские вопросы. Часть 44

Татьяна Химич
1. В чём разница между падшим человеком и пропащим?

• Падший – пал, опустился нравственно и физически.
• Пропащий – тот, кого не удастся вернуть обратно, неисправимый, безнадежный.

И падший, и пропащий – грешники и могут иметь сходные смертельные страсти, например, оба алкоголики или закоренелые преступники или развратившиеся до предела блудники. Но между ними – принципиальная разница: у падшего есть шанс на возрождение и спасение души, а у пропащего нет. Как такое возможно?

Апостол и евангелист Лука показывает казнь Иисуса Христа среди двух разбойников по разные стороны от Господа: «Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. … Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Библия. Евангелие от Луки 23:32-33,39-43).

Оба злодея, оба вот-вот умрут, но один из этих разбойников – стал первым человеком, вслед за Христом вошедшим в Рай. Распятый справа от Иисуса Христа смог покаяться и уверовать, что Христос – Истинный Бог. Умирая в страшных муках, благоразумный разбойник проявил любовь и сострадание к Богу: когда второй злословил Господа, благоразумный разбойник останавливал его, говоря: «Он ничего худого не сделал».

Так, распятый справа от Иисуса Христа покаявшийся злодей был помилован и спасён. В нём произошла перемена, он переродился. А нераскаявшийся, хулящий злодей пошёл в ад на вечные муки, оттолкнув в последнюю минуту своей жизни Самого Бога.

Падший человек, хоть и пребывает в смертных страшных грехах, всё ещё способен покаяться, его сердце не умерло до конца вечной духовной смертью. И если обратится к Богу, оставит свою прежнюю жизнь, он может спастись. Ведь Богу возможно всё. «Если бы твой грех превзошёл всякое согрешение, и то не должен ты отчаиваться и много безутешно скорбеть, ибо нет греха, побеждающего милосердие Божие: наши грехи не могут сравняться с пучиною Щедрот Божиих - Бог спасёт нас милосердием Своим туне (даром)» (святитель Димитрий Ростовский).

Церкви известен ещё один пример разбойника, ставшего святым чудотворцем преподобным Давидом.

«Он был разбойник. Много делал зла: многих убивал. Он был такой, говорит описатель жития его, «яко ин никтоже зол бяше». Однажды, отдыхая на горе со своими товарищами и размышляя о своей жизни, он пришёл в ужас от своих дел, раскаялся и решился остальные дни свои посвятить на служение Богу. Бросив своих сообщников, он пришёл в монастырь и просил привратника доложить о себе игумену, говоря, что он хочет быть монахом. Игумен не замедлил прийти к нему и, думая, что он по преклонным летам не выдержит монашеского подвига, принять его в монастырь отказался. Давид усерднее начал просить, игумен не принимал. Огорчённый отказом, он, наконец, воскликнул: «Да знаешь ли ты, отче, кто я? Я – Давид, атаман разбойников. Если ты не примешь меня, клянусь тебе, что снова примусь я за свои дела, приведу сюда своих товарищей, разорю монастырь и никого не оставлю из вас в живых». Услышав это, игумен решился принять его и, постригши, дал ему ангельский образ. Что же затем? Затем, говорится в житии его, «начал Давид подвизаться воздержанием, удерживать себе смирением. И всех преспе, иже в монастыре, семьдесят черноризец. И тыя убо вся и всегда поучаше и всем на успех бываше. Единою же седящу ему в келии, стал пред ним Ангел, глаголя ему: Давиде, Давиде, простил тебя есть Господь, будешь отныне чудеса творя... И потом Давид много чудеса Богом сотвори: слепые просвети, хромые ходити сотвори и бесные исцели». Так-то велико, братие, и неизреченно милосердие Божие к кающимся грешникам!» (Виктор Гурьев. Пролог в поучениях на каждый день года).

Настолько очистился от греха и порока бывший злодей, что удостоился прощения от Господа, которое возвестил ему явившийся Ангел! Бывший убийца – исцеляет больных и увечных! Неизреченно милосердие Божие к кающимся грешникам!

Что же с пропащими? Пропащий – тот, кто больше не способен покаяться. Его душа сроднилась с грехом настолько, что несчастный уже даже не хочет измениться и оставить грех. Страсти – его новая натура, теперь он ими и живёт. Он уже мёртв, ходя ногами по земле…


2.  Как известно, Бог - это Дух? Но есть ли у Бога душа, как у человека?

• Бог – чистый Дух.

Бог не многосоставен, как Его творение – человек. Он – чистый, совершенный Дух.
«Бог есть Дух (Евангелие от Иоанна 4:24). Его духовность бесконечно выше и совершеннее духовности Ангелов и человеческих душ» (Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое Богословие. Курс лекций. Стр. 84).

Душа человеческая – творение Божие, Он её создаёт из небытия, в том числе и поэтому у Самого Бога не может быть тварной души.

Но произошло событие величайшего масштаба, освятившее всю Вселенную, – Бог «воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился» (Символ Веры). Так во Иисусе Христе таинственным и непостижимым образом соединяются две природы: Божественная и человеческая. Христос – истинный Бог и истинный Человек одновременно. Будучи человеком, Христос имеет и человеческую душу, подобную нам, и человеческий ум, и тело. У БогоЧеловека Христа есть душа. Но следует особо подчеркнуть: Бог неизменяем, и воплощение и вочеловечение Господа нисколько не изменило ни сущности Божией, ни Божественной природы. Поэтому души у Бога-Христа нет, а у человека Христа – есть.

Святые отцы IV-го Халкидонского Собора утвердили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств:

«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всём подобного нам кроме греха, рождённого прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы – по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого,– так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась,– не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нём, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев».

Халкидонский догмат говорит о соединении во Христе Божественного Духа и человеческого естества: неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно.
В результате соединения ни Божественная природа, ни человеческая не изменили своих свойств. Благодаря их взаимообщению во Христе происходит обожение человеческой природы. Как в рождении Сына Божия от Девы Марии человеческая природа соединилась с Богом, так в Церкви наша человеческая природа входит в общение с Богом-Троицей по благодати.


3.  Что важнее: начало жизни или её конец? Что важнее: обстоятельства рождения или смерти?

• Конец – делу венец!

Обстоятельства рождения даются человеку Богом совсем не случайно. Господь, творя нас в мир, даёт нам лучшие начальные условия для дальнейшего спасения согласно Его Божественному Промыслу. Неразумно считать, что Вседержитель и Высший Разум, и Любовь создаёт человека в вечность в случайных обстоятельствах. Христос говорит нам в Нагорной проповеди: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? … И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Библия. Евангелие от Матфея 6:26,28-30).

Если Господь так заботится о цветах и птицах, не имеющих вечной души, то уж больше Он заботится о бессмертном человеке, ради которого вочеловечился, страдал и умер на Кресте.

Неверующий материалист и безбожник часто бездумно завидует условиям чужого рождения. Вот, этот родился великим математиком, а этот в семье дипломатов, а третий, вообще, наследник британской королевы. «А я всего лишь обиженный судьбой революционер». Но хватит ли сил у завистника понести самому такие кресты? Условия рождения – это и дар Божий человеку, и его крест. Родился в царской семье – неси достойно служение, забудь о собственных интересах и даже о личном счастье. Родился талантливым – борись с гордыней и твори во славу Божию. Всё даётся Богом не просто так, а ради спасения и во славу Божию. Талантливый творец должен прославлять Господа прекрасными сочинениями, музыкой, делами и своей праведной жизнью.

Мало родиться одарённым и счастливым, добрым и умным, а важно не только остаться таким до самой смерти, а ещё и преобразиться, и перейти в вечность возрождённым, новым человеком. Мы не рождаемся совершенными, святыми, но каждый призван идти за Христом, каждый призван соответствовать образу и подобию Бога, по которому мы созданы. На это нам даётся жизнь, а не на погоню за успехом и пустыми развлечениями.

В каком духовном состоянии настигнет нас смерть, в таком состоянии мы предстанем на Страшном Суде, такую вечность каждый сам себе создаёт. Если не раскаялся в смертных грехах, убивающих душу и тело, как же войдёшь в Жизнь вечную, как будешь рядом с Пресвятым Богом и Его святыми Ангелами и праведниками?   
 
«Честна пред Господом смерть преподобных Его». Конец – делу венец!

Церковь знает немало случаев, когда перед смертью и блудницы, и разбойники каялись и были прощены Богом в последнюю минуту. Но кто знает, когда настанет его смертный час? «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придёт вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Библия. Евангелие от Матфея 24: 42-44).

Не стоит откладывать покаяние на завтра, которое может никогда не наступить…


4. Может ли погоня за богатством принести счастье?

• «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла 5:5).

Что такое погоня? «Преследование с целью настичь, поймать; усиленное стремление достигнуть, добиться чего-либо». Погоня подразумевает изматывающее преследование, порой длительное, порой требующее неимоверных жертв. Часто такой жертвой и становится счастье и даже Жизнь.

Действительно, счастлив ли тот, кто потерял душевный мир, кто полон тревоги и зависти, кто недоволен тем, что имеет, – и не будет доволен? Он не умеет радоваться сегодняшнему дню, не способен любить. Несчастен – променявший Бога и любовь на золотого тельца – идола язычников и наших современников.

И вот, измотанный, больной, уставший, потерявший друзей, предавший себя и Бога получает наконец-то своё сокровище, которого жаждал. И что же? «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Библия. Евангелие от Матфея 6:19-21).

«Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Библия. Евангелие от Марка 8:36-37).

«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Библия. Евангелие от Матфея 19:23).

«Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему. Но если трудно войти в царствие небесное богатому, то что сказать о любостяжателе? Если не давать от своего имения другому есть уже препятствие на пути к царствию, то представь, какой собирает огонь тот, кто захватывает чужое!» (святитель Иоанн Златоуст).

Любящий богатство (любостяжатель) богатство превращает в своего идола и служит ему, приумножая любой ценой, даже ценой жизни и здоровья ближних.

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение», – учит апостол Павел (Библия. Послание к Колоссянам святого апостола Павла 3:5).

«Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Библия. Послание к Ефесянам святого апостола Павла 5:5).

Погоня за богатством лишает не только земного счастья, но и вечного, и даже самой Жизни. Мертвец-идолослужитель не наследует вечную жизнь, а обрекает себя на вечную погибель.

Христос предостерегает: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Библия. Евангелие от Луки 12:15).


5. Чем богат самый, самый богатый человек в мире?

• Богатый богатеет в Бога.

Сначала определимся, что есть истинное богатство? Источник и податель всякого блага – наш Бог. Таким образом, богатый богатеет в Бога. Христос учит нас: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды» (Библия. Евангелие от Луки 12:20-23).

Что означают слова Господа? Святитель Иоанн Златоуст даёт следующее толкование: «После того, как сказал: «не можете служить Богу и маммоне» (Евангелие от Матфея 6:24), – говорит: «посему говорю вам: не заботьтесь», – то есть по причине великого вреда. Не только попечение о снискании богатства для вас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога. «Посему говорю вам: не заботьтесь»! Показав величайший вред от пристрастия к богатству, Христос простирает далее Своё повеление. Он не только повелевает презирать богатство, но запрещает печься и о нужной пище, говоря: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть».

Как же богатеть в Бога? Задача каждого человека на земле – переродиться и из грешника стать бесстрастным праведником с помощью Христа-Бога. Дух Святой Своей благодатью привносит в человека все добродетели и любовь, испепеляя страсти, перерождая грешника в святого, возрождая образ и подобие Божие в нас. Благодать поддерживает нашу жизнь и здоровье, она – наше богатство, даруемое Богом.

«Благодатью человек из ветхого становится новым» (святитель Тихон Задонский).

«Так в стяжении этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего», – учит святой преподобный Серафим Саровский.

«Как человек, не имеющий души, мёртв для мира сего, так и тот, кто не имеет благодати Святого Духа, мёртв для Бога; и никак невозможно, чтобы он имел жительство на Небесах» (преподобный Симеон Новый Богослов).



«Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными», – сказал Христос (Библия. Евангелие от Иоанна 8:31-32).