Безымянным солдатам

Зульфия Файрушина
... Едва земля начинает освобождаться от снежного плена, как на пологих склонах гор появляется подснежник. Люблю смотреть как эти нежные заповедные цветы колышутся на умеренном ветру. Они словно возрождают в людях надежду возвращения после томительного ожидания пропавших без вести на полях сражений, будто те люди вернулись…
Кому только не причиняют боль военные страдания, кого только не вгоняют в глубокие думы воспоминания о них?.. И мой папа пяти лет отраду вместе с братишкой Явдатом и матерью Гульбустан, проводив отца и мужа, остались в небольшом плетневом доме с земляным полом:
- Папа, к зиме, наверное, приедешь дрова готовить? Мы будем ждать тебя, - плакали они.
Сегодня трудно представить как младенцы переносили испытания голодом и холодом. Невозможно. У моего папы тоска по отцу была так сильна, что едва раздавался гул самолета, как он с криком: "Папа едет, папа, папа!" -бежал за ним сторону Болан -горы...
Дядя Явдат от жестоких морозов заболел и умер. Маленькая семья тяжело переносила такое горе. Голод… Бабушка же в 27 лет проводив мужа, ждала его до 72 лет: "Мой Хакимьян к 45-летию Великой
Победы вернется" - так она надеялась. Сейчас меня изумляет ее умение ждать, любить, терпеть... Только ни одним теплым словом не смогла ее утешить, думаю. Хотя и прожила она с мужем совсем не долго, сколько сохранила в сердце любви, уважения, материнский ответственности. Возможно, надо было в свое время нежно погладив по спине, сказать:
- Подари и мне в будущем этот букет цветов из терпения, разума душевной щедрости, мягкости… Таинственной и удивительно чистой любви…
…А мама, провожая отца на войну, плакала: !"Папа спрячься за печку!" Возможно, трехлетняя девочка по своему представляла, как будет тяжело и трагично остаться без отца. Всем своим маленьким сердцем поняла, что из родимого дома он уходит навсегда. Это было как бы проводы любимого отца в вечность, он остался лежать в совершенно чужой земле. Детство ваше прошло в горьком плаче, как росли трудно представить. Но в детстве я разрывалась, видя вашу горечь по отцу, жизнь в слезах,печали и страдании. Только помочь не могла…
Возвращается ли, как в песне поется, с приходом весны на родимую сторону души оставшихся не погребенные в чужой земле?..
…В 72 раз пришла весна... К умеющим ждать время безжалостно…
С почтением к погибшим в боях, склоняя голову перед терпением вдов, на пологих горных склонах короткой жизнью расцветает подснежник...
Он тихо шелестит: "Жизнь слишком коротка…Не будем обижать окружающих нас дорогих людей. Пусть земля будет пухом для всех, чей прах так и остался не захороненным. Хотя бы добрым словом помянуть не опоздать бы…"
Скорбь цветов невозможно забыть. Мне печальные цветы напоминают солдат, вернувшихся на время в родные края в весну Победы.

ЗУЛЬФИЯ ФАЙРУШИНА ( отрывок из новеллы к 74-летию Великой Победы)