Вот какие встречи могут нас ждать

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Я упомянул выше о докторе (М.Е. Ф-в), который лечил батюшку. Доктор как доктор, как все доктора, неверующий (выражаюсь, конечно, в бытовом, а не философско-богословском смысле).
- Михайло Егорыч, а в бытие бесов вы верите? - спрашивает как-то о.Гавриил.
- Ну знаете... Плохо верю.
- А как вы находите меня? Умственно нормален я? Освидетельствуйте...
Доктор несколько лет знает батюшку, его светлый ум, дар рассуждения. Улыбаясь, он это отмечает.
- А вот тело, в частности сердце, слабовато, - заключает он.
- В таком случае, слушайте: сегодня в 6 часов вечера мне трудно было дышать, и при таком состоянии моём ко мне явились нечистые духи, бесы...
- Ну, это, конечно, галлюцинация, - перебивает доктор.
- А по-моему, нет. Это демоны, потому что они меня устрашали, говорили, что Бога нет и ты наш, ты погиб... <Это они всегда так внушают.> А я им отвечаю: “Нет, я не ваш, я не погиб. Я верю, что Спаситель возьмёт и примет меня к Себе”. - “Ха-ха-ха! - загоготали. - Да Его и нет, и Бога нет”. - “А если Бога нет, - говорю, - то вы-то откуда явились? Если бы Бога не было, не было бы и вас. Вы ложь, вы - ложь воплощённая, вы лукавы, убирайтесь вон от меня! Я верую в Бога и Им спасуся...” - “Ха-ха-ха!.. Куда полез! Да ведь ты грешник”, - говорят они мне. “Да, - отвечаю, - грешник, но по вашему же внушению. Однако я приносил всю жизнь покаяние, и грехи мои отпущены духовником”. - “Да ты каялся нечисто. То одну, то другую причину выставлял, извинял себя и оправдывал перед духовником”. - “Если и было что, - говорю им, - оно от стыда, при сознании великости греха стыдился и я. Но и этот стыд, и страх пред духовником внушали вы же, демоны, старались удержать свою жертву, погубить. И теперь явились застращать меня... Нет, я верую и исповедую Сына Божия Иисуса Христа, Который пришёл в мир грешников спасти, от них же первый есмь аз”. И начал я молиться и взывать ко Господу: “Спаси меня!..” Демоны опять издеваются: “Ишь ты, куда лезет, грешник...” А я опять: “Угодники Божии, помогите мне избавиться от нападений бесовских и клевет их!” А бесы кричат: “Нет, нет, ты погиб!” - “Нет, - говорю, - я в теле ещё, я могу покаяться, не погиб...” Тут бесы открыли мне все грехи мои, я ясно увидел их, да и те, которые не считал за грехи. “Вот они, вот они, видишь? Не твои это грехи? - наседают на меня нечистые. - Точно такими же были и твои угодники. Грешники они!” И вдруг при этих словах я как-то воодушевился и говорю им с гневом: “Ка-ак?!.. Угодники были такими же грешниками, как и я? Они спаслись, а мне спасения нет?! Я - в теле ещё, и я могу покаяться. Нет, я жив, и есть мне спасение...” Бесы как бы растерялись и приумолкли. А я вспомнил, как когда-то молился Пречистой Матери Божией, вперёд просил Её защитить меня в час смертный, когда уже не в силах буду и молиться. Вот это прошение своё я тут вспомнил и обратился к Заступнице всех страждущих с воплем: “Что же, Владычице! Ведь время настало защищать меня от силы бесовской... Ведь я просил Тебя об этом!” Сию же минуту бесы затрепетали от испуга: “Идёт!” - крикнули все враз. И бросились бежать с бранью и богохульными словами через моё зальце. (Как всё это похоже на поступки исключительно пришедших в бесстрашие и безбожных людей. Поскольку эти люди - дети сатаны (1 Ин. 3, 8) и от него тайком научаются, то невольно воспринимают черты его характера. <- Епископ Варнава>.) А там на столе была тарелка. Демоны подняли её и со всей силой ударили об пол. Тарелка разбилась вдребезги... Ну, что скажете об этом, Михайло Егорыч?
Доктор молчал. Он знал, что батюшка был недвижим и сам не мог бы пойти в зальце.
- И ещё добавлю. Когда пришёл мой келейник Иосиф, я ему говорю: “Ступай в зальце, посмотри...” Тот увидел разлетевшиеся по всей комнате черепки и спрашивает: “Кому эта тарелка помешала? Кто у вас был?” Ступайте и вы, стол ещё стоит на месте, может быть, и черепки он ещё не все подобрал.
- Конечно, - согласился доктор, - это не галлюцинация. Что-то из ряда вон выходящее. <...>
Бесы, сами того не ожидая, принесли о.Гавриилу большую пользу.
- Я, - закончил батюшка свой рассказ, - как только бесы ушли, сейчас же послал за духовником и по горячим следам принёс глубокое покаяние Богу. А грехов они понаписали столько, что, если бы не крепкая моя вера в Бога, я бы умер от отчаяния и страха.
Это верно. А врачи бы сказали - от слабости сердца. <...>


Выписки из книги епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путём к небу»
(Жизнеописание старца Гавриила <Зырянова> Седмиезерной пустыни († 1915)”.

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/