Невозможно не плакать, если понимаешь хоть что-то

Эдуард-Владимир Вайнштейн
В начале 1910 года почитатели старца, хотя он ничего никому не говорил, общими усилиями построили домашнюю церквушку. Львиную долю участия и материальной помощи внесла великая княгиня Елизавета Фёдоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители в Москве. Старцев храмик был освящён во имя Архангела Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Гости стали разъезжаться, и началось будничное служение батюшки.
Если он и раньше не мог без слёз произносить слова “Твоя от Твоих”, то теперь и вовсе. Из алтаря постоянно слышались его всхлипывания и, смешиваясь с пением хора, производили неизгладимое впечатление на молящихся. Батюшка извинялся:
- Не могу не плакать, хоть и удерживаю себя. Да ведь и голове-то больно, если сдерживаешься. А волю дать себе плакать - боюсь вас соблазнить! Уж вы простите меня...
Одна дама в письме написала, что хочет приехать (специально) к старцу, “чтобы ещё раз послушать плач его и согреться сердцем”, и тем вывела его из себя.
- Вот ещё что выдумала-то! “Послушать плач”... Да что, для них я, что ли, плачу-то? Ах ты, Господи, глупость-то какая...
Помолчал немножко и добавил уже очень серьёзно:
- Я, батенька, не натягиваюсь ведь, а сдерживаюсь, чтобы не плакать. Ведь это само приходит, молитвенное озарение-то. Я тут ни при чём. Страшно отвергать, но страшно и отдаться. Заплачешь... сознавая своё ничтожество при виде благости-то Божией. А вон как это понимают...
Я думаю, пора сказать, как вообще надо понимать явление изобильного истечения слёз.
Знаменитого созерцателя и ведца духовных тайн св. Исаака Сирина (конец V века по Р.Х.) раз спросили: “Какие точные указания и близкие признаки, по которым человек ощущает, что начал он видеть в себе плод, сокрытый в душе?”
Святой отвечал: “Когда сподобится кто благодати многих слёз, проливаемых без понуждения... Пока не приимет человек сего дарования, совершается дело его ещё во внешнем только человеке, и ещё вовсе не ощутил он действенности тайн духовного человека. Ибо, когда человек начнёт оставлять телесное настоящего века и оказывается переступившим сей предел того, чтО находится в естестве, тогда скоро достигает сей благодати слёз. И слёзы эти... возводят человека к совершенству любви Божией. И чем далее преуспевает он, тем более обогащается этой благодатию, пока от продолжительного излияния слёз не начнёт пить их и в пище своей, и в питии своём”. <...>
С этим же настроением читал <он> и “Двенадцать Евангелий” <на Страстной неделе Великого Поста>. Первые начнёт читать стоя, но потом от слабости и переполнения чувств уже скоро просит дать стул и затем сидит, читает и плачем прерывает слова Христовой любви. Иногда прямо рыдает. <...>

Выписки из книги епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путём к небу»
(Жизнеописание старца Гавриила <Зырянова> Седмиезерной пустыни († 1915)”.

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/