Дуб в Тригорском

Вадим Константинов 2
                Гляжу ль на дуб уединенный,
                Я мыслю: патриарх лесов
                Переживет мой век забвенный,
                Как пережил он век отцов...
                А.С.Пушкин

               При некой эйфории
               Здесь
               Я никуда печаль
               Не дену...   
            
               Пусть даже будет
               Та печаль
               Спокойна
               И светла...

               Когда увижу
               На холме
               Я этот "дуб
               Уединенный"...

               Когда, приблизившись,
               Коснусь
               Шершавого
               Ствола!..
                22.06.2011.


               Он помнит Пушкина!..
               
               И слыша, как опять
               Он по весне шумит
               Своей листвою...

               Я ощущаю прежних лет
               Печать...

               И поневоле хочется
               Сказать:
               "Здесь всё наполнено
               Поэзией самою!"..
                23.10.2021.



Тригорское - «приют сияньем муз одетый» - дом друзей А.С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа "Евгений Онегин".
Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому.
Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк. С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом. С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.
В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица.
Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти А. Н. Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М.И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий.
В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена.