О чём написано Слово о полку Игореве?

Валерий Темнухин
О чём написано  «Слово о полку  Игореве»?

Странный  вопрос, мне скажут. Конечно, об Игоре, его военном походе и событиях, связанных с этим. Но такой ответ —  результат самого беглого и поверхностного прочтения древнего произведения. Игорь —  далеко не самый успешный и не самый известный князь Древней Руси. Почему же именно его неудачному походу посвящено повествование? Может, дело вовсе не в Игоре, хотя он, по сюжету, и является  главным героем этого произведения? Думается, пищу для ответа на этот вопрос может дать изложенный далее краткий пересказ «Слова о полку Игореве».
 
1. Русь во времена Игорева похода

    1185 год. Киевская Русь переживает тяжёлые времена. То тут, то там происходят военные столкновения между русскими князьями — так называемые междоусобицы. И верховная власть в Киеве, и власть в отдельных княжествах постоянно переходят из рук в руки. Полоцкое княжество открыто не подчиняется киевской власти. Новгородское вече по своему усмотрению меняет одного князя на другого в Великом Новгороде. Кроме великого Киевского князя, которому изначально принадлежит верховная власть на Руси, появляется ещё один великий князь — Владимирский. И это не считая Ярослава Галицкого, который тоже стал именоваться великим. Хотя киевский великий князь формально главенствует над всеми прочими русскими князьями, его фактическая власть ограничивается пределами города Киева, а остальной территорией Киевского княжества управляет уже другой князь. Поэтому русские князья сами решают, следует ли им придерживаться распоряжений киевского великого князя, или самостоятельно решать проблемы не только своего подначального княжества, но и всей Руси. Родственные связи более не объединяют князей в одну семью, но служат причиной раздора в борьбе за власть одного княжеского рода с другим.
    Давно прошли времена, когда Русь, сосредоточив свои силы под властью киевского князя, могла достойно выступить против самого могущественного государства тогдашнего мира — Византии, побеждая не столько числом, сколько упорством и мужеством, единством в русском войске. Теперь же Руси приходится терять свои исконные владения. Так, на Востоке под натиском кочевников-половцев пала Тьмутаракань, входившая в состав Черниговского княжества. На Северо-Западе на  Полоцкое княжество постоянно нападают литовцы. Лишь только Галицкое княжество оказалось способным выделить небольшое войско для дальнего похода на турецкого султана Саладина. При этом ни у половцев, ни у литовцев своего государства нет. А на Руси нет чёткой позиции в отношении половцев: они и враги, и друзья — в зависимости от того, как решил в данный момент тот или иной русский князь. Он может  то воевать с половцами, то брать их в союзники для вооружённой борьбы с другими русскими князьями. При случае, князь может и породниться с половецкими ханами, взяв в жёны половчанку. Не зря некоторых русских князей, крепко подружившихся с половцами, сами половецкие ханы называют каганами, верховными владыками степных народов.
     Вряд ли можно в такое время преподносить дела князей как нечто великое. Важнее проследить, как русские князья, заставлявшие трепетать самые могущественные государства мира,  через несколько поколений настолько сильно измельчали, что и не всегда теперь могут справиться даже с дикими народами, не имеющими своей государственности. Особенно ярко это видно на примере князей-Святославичей. Основатели рода, Святослав Великий и Владимир Святославич Красное Солнышко, а также Ярослав Владимирович Мудрый прославились своими успехами как в военных походах, предпринятых по всем направлениям, так и в управлении государством. К 1185 никто из Святославичей не мог порадовать  столь значимыми успехами. Конечно, Святослав Всеволодович княжил в Киеве, а Святослав Ольгович — в Чернигове. Но это не добавило порядка на Руси, а военные притязания этих князей, если не считать междоусобиц, не простирались дальше покорения половцев.



2. Поход Игоря Святославича Новгород-Северского

  В 1185 году Игорь Святославич княжил в Новгороде-Северском. Новгород-Северское княжество, образованное согласно решения Любечского съезда князей, входило на правах вассала в княжество Черниговское. Крупнейшими городами Новгород-Северского княжества были Курск, Путивль, Рыльск, Трубчевск. В Путивле княжил старший сын Игоря — Владимир; в Рыльске — племянник Игоря, Святослав; в Курске и Трубчевске — родной брат Игоря, Всеволод Святославич, по прозвищу Буй Тур. Прозвище своё (в переводе на современный русский язык означающее «смелый или яростный дикий бык лесной») Всеволод получил за особенности характера и воинственность, которые проявил как в междоусобных войнах, так и в походах против половцев. Так, в 1183 году Всеволод вместе с Игорем Святославичем разбили половцев на реке Хорол.
   Считалось, что обстановка в 1185 году благоприятствует походу на половцев, поскольку в 1184 году Святослав Всеволодович Киевский нанёс решающее поражение половецкому хану Кобяку и взял его в плен, а на реке Хорол разбил хана Кончака. Таким образом, половецкие силы должны быть сильно ослаблены. Основываясь на этом, Всеволод Буй Тур настойчиво предлагает Игорю молниеносным внезапным ударом сокрушить остатки половецких сил и установить свою власть над кочевниками, вернуть власть черниговских князей в Тмутаракани. В случае успеха Игорь вполне мог бы стать князем Черниговским и Тмутараканским, или даже претендовать на киевское княжение. А Всеволод, возможно, рассчитывал стать Новгород-Северским князем. Он явно преувеличивает боевые возможности своей курской дружины, когда расписывает Игорю её профессионализм, который якобы может компенсировать малое число воинов.
   Игорь, оценивая возможности внезапного нападения, понимал, какой это риск. Своих сил Новгород-Северского княжества явно не хватает, даже при условии отличной боевой выучки воинов из Курска. Обращаться к киевскому князю, двоюродному брату Игоря, как того требует феодальная субординация, невыгодно — в случае успеха вся слава достанется Киеву, а не ему. Это усилит политический авторитет Святослава и не даст никаких преимуществ Игорю.  Поэтому решено было обратиться ко второму двоюродному брату Игоря, Ярославу Черниговскому. И тот, желая повысить авторитет Черниговского княжества, выделил для рискованного похода отряд пехотинцев-ковуев под начальством воеводы Ольстина Олексича.
   Между тем, Игорь берёт в поход и своих младших сыновей, Олега и Святослава, ещё не имеющих собственного княжения. Отец решил, что сыновьям пора набираться боевого опыта.
  Наконец, когда силы были собраны, произошло затмение Солнца. Ничего хорошего, тем более в таком рискованном деле, это не предвещало. Воины Игоря были в некотором замешательстве, видя упорство своего князя, но князь Игорь обратился к ним с речью, в которой заверил, что решение о выступлении в поход окончательное, и ни при каких обстоятельствах отменяться не будет. Поставленная задача — полное подчинение русским всех половецких владений в районе Дона и захват Тмутаракани, победа или смерть. На этих условиях он принял командование над войском, численность которого составила примерно 15 000 человек.
   Однако, уже при переходе русско-половецкой границы разведка русских установила, что фактор внезапности утерян: половцы знают о вторжении войск Игоря и собирают силы для отпора. Отступить назад — значит, покрыть себя позором как проявившему трусость. Поэтому Игорь скорым маршем, без отдыха, день и ночь ведёт свои войска к Дону, надеясь упредить половцев и нанести им поражение ещё до того, как они соберут свои силы. Такой переход требует немалого напряжения сил, так как в любой момент, особенно ночью, русские могут попасть в половецкую засаду. Но этого не случилось. Переход был успешно завершён. После ночного марша, на рассвете, русские, построившись в пять полков, атаковали половцев на их стойбище. В короткий срок сопротивление половцев было сломлено и началось их преследование. Продолжалось оно до вечера. В качестве трофеев русским досталась богатая добыча, в том числе знаки власти. Но двигаться дальше в степь или возвращаться на Русь воины Игоря уже не могли: требовался отдых и пешим, и конным.
  Утром следующего дня русское войско оказалось в плотном кольце половецких сил, по численности существенно превосходящих княжеские полки. Почти все половецкие ханы, а не только Кончак, завязали бой. Игорь, не желая бросать своих воинов на произвол судьбы, приказал им спешиться и в сомкнутом строю отступать к русско-половецкой границе. Исключение составила конная дружина Всеволода Буй Тура, которая стала главной ударной силой русских. Её лихие контратаки  позволяли отражать массированные удары половецкой конницы и организованно двигаться основной массе русского войска к границе. Сам Игорь в первый же день битвы был ранен в руку и полноценно сражаться не мог.
  Упорное противоборство продолжалось непрерывно в течение двух дней и ночей. Однако половцам удалось отсечь русских от источников воды. Даже увидев реку, русское войско не имело возможности организованно подойти к воде. Кони и люди жестоко страдали от жажды, из-за пересыхания пришли в негодность русские луки. Тогда, в третий день битвы, не выдержав тягот, побежали к воде, ломая строй полков, черниговские ковуи. Половцы не препятствовали этому, увидев, что обезумевшие  от жажды люди топят друг друга в реке, лишь бы напиться. Игорь пытался вернуть беглецов обратно. Он отправился к ним  верхом, снял шлем, чтобы люди могли убедиться, кто перед ними. Но на обратном пути к основной части русского войска Игорь был взят в плен окружившими его половцами. Уже после пленения Игорь видел, как отчаянно продолжает бой с врагом Всеволод Буй Тур со своими воинами. Между тем, к полудню и это сопротивление было сломлено.  Итогом сражения стало полное, сокрушительное поражение русских.

3. Последствия похода

 Почти все военачальники русского войска, принявшие участие в походе, включая Игоря, Всеволода Буй Тура, Владимира Игоревича, Олега и Святослава Игоревичей, попали в плен к разным половецким ханам. Из многотысячного войска, выступившего с Игорем, в живых осталось всего несколько десятков человек. Такого унизительного поражения Русь ещё не знала. Новгород-Северское княжество лишилось почти всех своих вооружённых сил и оказалось беззащитным перед лицом как половецких набегов, так и притязаний на власть со стороны других русских князей. Причём противостояли русским не самые мощные на тот момент армии мира, а всего лишь лёгкая конница кочевников, изрядно к тому же потрёпанная в предыдущие годы. Такой оборот событий вызвал недоумение и в Киеве, и в странах, поддерживавших дипломатические отношения с Киевской Русью (Византии, Венеции, Великой Моравии).
  Победа половцев привела к оживлению и среди других врагов Руси. Например, готов, которым досталась военная добыча, захваченная половцами у русских.
 Киевский князь Святослав потерял возможность нанести окончательное поражение половцам, поскольку рассчитывал на участие в своём походе войск Игоря. Теперь же ему пришлось решать вопросы обороны русско-половецкой границы, поскольку она подверглась нападению половцев сразу в нескольких местах. Цель половецкого вторжения - не только обычный для кочевников захват военной добычи, но и установление своей власти над пограничными русскими городами, т. е. отторжение исконно русских земель. За исключением Тмутараканского княжества, находившегося  на значительном отдалении от основной территории Киевской Руси, такие претензии со стороны половцев появились впервые.
 Половецкий хан Кончак осадил Переяславль-Южный, но не смог его взять благодаря стойкости и мужеству князя Переяславля, Владимира Глебовича. Однако князь Владимир  был тяжело ранен, и судьба города висела на волоске. В этих обстоятельствах Владимир Глебович обратился за помощью к  Святославу Киевскому и к Давыду Смоленскому, стоявшему с войском недалеко от русско-половецкой границы. Если после этого обращения Святослав Киевский и Рюрик Ростиславич, а также несколько других князей выступили на помощь Владимиру, то Давыд участвовать в походе отказался, ссылаясь на коллективное решение своих воинов возвращаться в Смоленск. Тем временем половцы, узнав о походе против них русских князей, отступили от Переяславля-Южного и на обратном пути осадили и взяли город Римов.  При этом почти все жители Римова попали в половецкий плен, а сам город был так разрушен, что уже никогда не восстановился. Отбить пленных русским князьям не удалось, так как Святослав Киевский задержался с выступлением в поход, напрасно ожидая Давыда Смоленского.
  Другой половецкий хан, Гзак, напал на Путивль, но взять его не смог, зато разорил окрестности города и захватил русских в плен.
    Наиболее влиятельные русские князья того времени — Ярослав Галицкий Осмомысл,   владимирский великий князь Всеволод Большое Гнездо — на защиту Руси после разгрома Игорева войска не выступили, хотя имели немало возможностей для этого. Волынские князья  также не участвовали в отражении половецких нападений.
  Раздосадованные тем, что, несмотря на явное преимущество в силах, удалось взять только один русский город и всё равно пришлось отступить, половецкие ханы решили было уничтожить старших из русских князей Игорева войска, а Владимира Игоревича привлечь на свою сторону, выдав за него дочь хана Кончака; за остальных получить выкуп. Узнав об этом,  Игорь решается на побег из плена. Решение далось непросто, ведь Игорь был у Кончака, который поручился за него перед другими ханами, почётным пленником и пользовался относительной свободой. Да и брат Всеволод, и дети Игоря оставались в плену и могли стать жертвами половецкой мести. Тем не менее, с помощью обрусевшего половца Овлура (Лавра) Игорю удаётся бежать, оторваться от половецкой погони, и выйти к русской границе. По возвращении в своё княжество Игорь, раскаявшись, наносит визиты своим сюзеренам — Ярославу Черниговскому и Святославу Киевскому. И в Чернигове, и в Киеве он встречает доброжелательность, понимание и сочувствие, прощение. Лишь русские жёны оплакивают своих мужей, погибших в Игоревом походе. Простить гибель любимого очень сложно...
  Другие русские князья из Игорева войска через некоторое время тоже избавились от половецкого плена, но не совершая побега. В частности, Владимир, сын Игоря, женился во время пребывания в плену  на дочери хана Кончака, и вернулся на Русь с женой и сыном.
 По сути, наиболее сильные переживания поражение Игорева войска вызвало, за исключением жён погибших, у жены самого Игоря, Ярославны. И они связаны не с политикой, не с властью, не с материальными потерями, а со страданиями людей, оказавшихся в тяжёлом положении, и с долей её мужа, который видит мучения, но ничем не может помочь страдающим.

4.Причины поражения русских

  Причины поражения Игорева войска можно оценивать с разных точек зрения. Непосредственная причина заключается в нарушении феодальной субординации, выступлении в поход, не имея достаточных сил для убедительной победы. Но есть и другие. Например, сложившаяся на Руси  практика использования половцев в качестве вооружённых наёмников при решении внутренних конфликтов. Начало этому положил Олег Святославич (Гориславич). Он в качестве союзников привёл половцев из Тмутаракани, желая захватить власть в Чернигове. После этого стало непонятно: кто они, половцы? Друзья или враги? Любое предательство половцев находило оправдание в политике русских князей. Будучи союзниками русских, половцы хорошо изучили русскую жизнь и наносили свои удары там и тогда, где их не ждали. Это делало половецкие вторжения особенно болезненными и унизительными. Постоянные изменения в отношениях русских князей с половцами не давали возможности выстроить чёткую политику и собрать силы для решительного отпора половецкой угрозе. Впрочем, как и любой другой. Более того, сами русские князья становились угрозой для Древней Руси. Так, полоцкий князь Всеслав не только предал киевлян, сделавших его киевским князем, но и взял штурмом Новгород Великий и разграбил новгородские соборы. По его воле на реке Немиге русские сражались с русскими. И всё это из-за желания обладать неограниченной властью.
  Кроме того, на Руси язычество официально сменилось христианством. Однако язычество не исчезло. Появилось двоеверие.  Русскому человеку стало непонятно: кому верить? Во что верить? И получается, что при выступлении Игоря в поход упор делается на языческую веру предков, а после поражения –  уповают на христианского Бога, никакого отношения к славянским предкам не имеющего. Поменялась мораль. Оказалось, что верить можно в то, что в данный момент ближе и удобнее. Выгоднее. Предательство получило оправдание в виде тех или иных обстоятельств. Это привело и к деградации общества, и к военным поражениям в борьбе с внешними врагами, и к междоусобным войнам. А, в итоге, – к упадку Киевской Руси и её исчезновению.


5. Связь «Слова о полку Игореве» с современностью
    Изначально «Слово о полку Игореве» воспринималось  как некое археологическое открытие. Кстати, споры о его подлинности продолжались вплоть до последнего времени. Потом, благодаря, в первую очередь, А.С.Пушкину, археологическое открытие стало открытием литературным. А ещё примерно через 100 лет литературное открытие стало официальным шедевром древнерусской литературы, литературным памятником. И это его превращение имело неоднозначные последствия. С одной стороны, древнее произведение постоянно пытались использовать в целях воспитания патриотизма. Особенно, у молодёжи. И не без успеха. Но при мощной государственной поддержке появились многочисленные переложения «Слова…», похожие друг на друга как близнецы. В итоге, плотная опёка государства превратила шедевр в серый официоз, вызывающий отторжение у читателей. С другой стороны, статус памятника литературы сделал древнее произведение неприкасаемым в плане осмысления и собственно литературного творчества, предметом скорее музейной деятельности, а не бытования в современной культурной среде. В результате шедевр стал малопонятным текстом, почти полностью утратившим своё значение для современной российской культуры и сохраняемым лишь по инерции, следуя сложившейся традиции, всё более политической, нежели культурной.
   В современной России изучение «Слова о полку Игореве» уже не является обязательным элементом школьной программы. А если и подлежит изучению, то беглому и формальному. В научных кругах обращение к нему воспринимается как своего рода пережиток советского прошлого и некая ущербность в плане научного поиска – ведь есть немало других произведений русского Средневековья, гораздо менее изученных и представляющих поэтому куда как больший интерес для серьёзного учёного. Весьма показательно, что ведущие российские издатели не предлагают читателю ничего, кроме массового переиздания ставших догмой переложений «Слова…», выполненных много лет назад В.Жуковским, А.Майковым и Н.Заболоцким. Ещё хуже обстоит дело в российском кинематографе, где не создано ни одного фильма, хотя бы отдалённо напоминающим идейное содержание и сюжет «Слова..». Неудивительно, что на фоне победного шествия образцов западной культуры по российским просторам отечественный шедевр влачит жалкое предсмертное существование. И это понятно: российскому школьнику гораздо приятнее посмотреть «Гарри Поттера» и «Властелина колец» (это, по крайней мере, зрелищно, да и воспринимается по всему миру), чем вчитываться в запутанный текст, пытаясь понять, почему какие-то шизики захотели вычерпать шлемами Волгу и, оказывается, это есть хорошо, поскольку так училка по лит-ре напрягалась.
     Впрочем, в интернете имеется группа лиц – так называемых «слововедов», - которые пытаются весьма своеобразно толковать изложенное в доступном нам древнем тексте «Слова о полку Игореве». Итогом этих «простонародных» толкований стало, например, то, что Игорь воевал вовсе не в донских степях, а в Альпах, и т.д., и т.п. Надо ли пояснять, что ситуацию с бытованием «Слова…» в современной культурной среде это не улучшило?
     Размышляя обо всём этом, приходит на ум: неужели древний текст так идейно мелок и тёмен по отношению к современности, и всё беспросветно? Но внимательно читая его, можно убедиться, что дело обстоит иначе. Основные темы «Слова о полку Игореве» - отношения народа и власти, политический авантюризм и недальновидность властей, их ответственность за процветание или упадок государства – весьма актуальны и в наше время. Как и глубокая боль русского человека за судьбу своей страны, отношение к ней в других странах мира. Становится понятным, что сознание человека мало изменилось за прошедшие века. Вот и получается, что написано «Слово о полку Игореве» вовсе не о древних князьях и их походах, победах и поражениях, а о русском народе, его переживаниях, печалях и радостях, надеждах и верованиях. О душе русского человека, её взлётах и падениях. Считаю, что не понимать этого – преступление для всех, владеющих русским языком.

©Темнухин Валерий Борисович, 2021, автор текста