Выдающийся мастер натюрморта... Луиза Муайон

Алексей Гончаров2
­­Натюрморт с ежевикой, Луиза Муайон.

Ежевика, как губы Венеры,
в ней страсти и сладости
соки полны.
Не трогай их ягоды грубо,
так хрупки они...

Натюрморт — живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta, что переводится как «мёртвая природа». На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве.

Самые ранние натюрморты в нашем нынешнем понимании жанра были созданы в XV в. до н.э. В захоронениях древних египтян достаточно часто встречаются изображения еды, рыбы, мяса. Элементы натюрморта можно увидеть и на античных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также не обходились без натюрмортов: изображениями цветочных гирлянд декорировали арки, двери, мебель.

До XVI—XVII века натюрморт существовал как составляющая произведений искусства, созданных в других жанрах. Это были изображения цветов, столов с расставленными на них предметами, убитой дичи на картинах с охотниками. Первой известной работой,которую в полной мере можно отнести к жанру натюрморт, является картина, созданная венецианским художником Якопо де Барбари (1460 — 1516). Вид с куропаткой, латной руковицей и арбалетным болтом, известный также как«мюнхенский натюрморт», был написан художником в 1504 году. В это время де Барбари работал при дворе саксонского курфюста Фридриха III.

«Первым натюрмортом» историки искусства часто называют работу Караваджо. Кстати, останки художника захоронили лишь в июле 2014-г. — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-летним, от последствий болезни. Во время траурной церемонии на гроб с останками Караваджо вместо букета положили корзинку с фруктами — такую, как на этом натюрморте.

Самостоятельным жанром натюрморт становится в XVII веке,чему немало способствовали голландские и фламандские художники. В употребление вошел термин «застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Жанр получил популярность благодаря скрытому символизму изображаемых предметов,чему немало способствовали ванитас. И если череп был явным напоминанием о смерти,то ростки зерен символизировали жизнь, цветы — любовь, а фрукты — плодородие или изобилие. В каждом ряде предметов также были свои аллегорические смыслы. Так, гниющие фрукты олицетворяли старение, яблоки или груши напоминали зрителям о грехопадении, а сливы или персики символизировали эротику и секс. Символизм был настолько распространенным явлением,что для расшифровки картин использовали эмблематические сборники,которые издавались достаточно большими тиражами.

Женская живопись в истории искусства веками воспринималась как нечто безымянное и ничейное. Именно поэтому многим талантливым художницам приходилось упорным трудом доказывать свое право быть признанными в мире искусства.
В сегодняшней миниатюре - удивительная творческая судьба французской художницы эпохи барокко - Луизы Муайон, которая настолько виртуозно овладела живописной техникой, что спустя несколько веков, ее работам стали приписывать авторство голландских, фламандских и даже немецких мастеров, не подозревая, что настоящий автор - женщина.


Луиза Муайон Louise Moillon (1610 - 1696)- самый известный мастер французского натюрморта 17 столетия, которая выработала свой уникальный стиль и добилась истинного признания еще в молодые годы. Работы художницы пользовались большой популярностью. В числе ценителей таланта и покровителей Муайон были представители высшей знати Франции и Англии, в том числе, король Англии Карл I.

Уникальная живописная техника художницы была настолько утонченна и филигранна, что ее работы в последующих столетиях даже специалисты путали с работами именитых живописцев. Большинство работ французской художницы — натюрморты, выполненные в изысканной живописной технике. Ее композиции с тщательнейшим образом прописанными фруктами и овощами, лежащими в плетеных корзинах, фарфоровых вазах, да и просто на столе - исполнены зачастую с высокой точки зрения. Натюрморты Луизы Муайон отличаются строгостью и сдержанностью, она прекрасно передает фактуру и материал предметов.

В свое время специалисты в области символизма в искусстве попытались расшифровывать значение композиций и предметного ряда в натюрмортах французской художницы. Так, в "Натюрморте с фруктами и пучками артишоков и спаржи" на переднем плане видим "красивую китайскую чашу с клубникой и свободно свисающими стеблями земляники и веточкой смородины. Позади этой композиции пучки артишоков и спаржи. Справа керамическая плита, опирающаяся на два грубых кирпича. В глубокой корзине много абрикосов, слив, вишни. Тут же на керамической плите разломанный абрикос и слива. Всё заключено в темный зелёный фон, виден контраст света и тени с различными оттенками и диапазонами цвета зелёного. Всё это подчеркивает и символизирует глубокое равновесие и спокойствие".
Нередко Муайон использовала многофигурные жанровые сценки, где натюрморты служили дополнением к сюжету. Так, на фоне фруктов, овощей и цветов, включая человеческие фигуры, художница придавала своим композициям особую символику.

Луиза была одной из семи детей семейства Муайон. Ее отец, Николас, был отменным пейзажистом и портретистом, а ее мать, Мари Гилберт, была дочерью ювелира. Разумеется, что азы рисования Луиза получила от своего отца, который умер, когда ей едва исполнилось десять лет. Вскоре мать вышла замуж за другого художника Франсуа Гарнье, который также давал уроки по искусству Луизе. Впрочем, не только Луизе, к слову сказать, её брат, Исаак Муайон, также в будущем стал художником.
Ко всему прочему, так сложилось, что семья Луизы Муайон проживала в парижском районе Сен-Жермен-де-Пре, где было много протестантских беженцев из Нидерландов, включая художников. Именно эти живописцы и познакомили юную Муайон с их традиционным стилем натюрморта, который повлиял на развитие особого стиля художницы в будущем.

Стоит отметить, что практически все натюрморты были созданы художницей в 1630-х годах, то есть до вступления в брак в 1640 году. Замуж Луиза вышла за богатого купца Этьена Жирардо де Шанкура. Что любопытно, последние работы художницы датированы 1645 годом. А это значит, что последующие полвека жизни Луиза не писала картин - на это наверняка были веские причины. Луиза Муайон прожила всю жизнь в Париже. Умерла от болезни сердца в 1696 году.

Натюрморт в разных видах творчества. Прошлое накладывало свои ограничения на техники изображения, отличия могли быть в темах и стилях, но не в используемых материалах. Классические старые натюрморты написаны маслом. Начиная с прошлого века стали появляться акварели: волшебные цветы в технике многослойной акварели Сергея Андрияки, фотографически точная стеклянная посуда Лорина МакКракена, нежная дымка вокруг букета в вазе китайского художника Лю И.

Сейчас приобщиться к изображению натюрморта может любой ценитель прекрасного. Разнообразие стилей и техник, в которых можно создать классическую картину старого жанра, очень велико. У вас есть возможность создать картину по номерам, работу в технике алмазной вышивки, бисерной вышивки, папертоли. Можно получить натюрморт вышивая по канве крестиком или гладью, а можно создать композицию в технике декупажа, использовав салфетки с соответствующими темами. С помощью акриловых красок у вас получится нарисовать натюрморт на тарелке или керамической вазе.


         @

­