Об авторском праве

Павел Клеймёнов
                Об авторском праве                При изучении пьес Островского А.Н.,  по школьной программе моего детства, у меня никогда не было проблем или вопросов,  в отличии от произведений Чехова А.П. , творчество которого я просто не понимал ( чего не скрывал и сам Станиславский, как я узнал   годам к 30 ), о чём открыто заявлял на уроках литературы, получая при этом отличные оценки за анализ , так как зачитывался всеми восемью томами его сочинений из домашней библиотеки. Только со временем, перечитывая личные записки и письма А.П.Чехова, я понял , что он по капле выдавливал из себя не раба, а хохла – сознание своих малоросских бабушек и дедушек : безразличную жестокость к конкретному человеку с беспросветностью перспектив человечества вцелом, эту врачебную констатацию причин болезни пациента , наблюдение за её течением и смирение с невозможным выздоровлением.  Этого нет в произведениях А.Н.Островского, он по христиански любит всех людей и не опускается до  безразличного их осуждения или оскорблений. Экранизация пьес А.Н.Островского в театральном исполнении никогда не вызывала во мне ни сомнений в авторской трактовке ни отторжения , чего не скажешь о художественном фильме Н.С.Михалкова «Жестокий романс» по мотивам пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».  Постановка от крупных до мелких планов самого фильма – великолепна, подбор и игра актёров – несомненно талантливы , выбор и исполнение романсов – завораживающе, только вот к пьесе  А.Н.Островского этот фильм имеет отношение только по именам героев  и выдернутых из контекста многочисленных  великолепных авторских монологов  и представляет из себя как бы Евангелие, перелицованное с точки зрения дьявола.                Красота в женщине, а в сочетании с умом вообще, мимолётны до редкости. Забота миллионера Кнурова о бесприданнице Ларисе совсем не лицемерна и вовсе не несёт того подтекста на котором настаивает режиссёр в его диалоге с её матерью :             Кнуров …я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею… Вы, может быть, думаете, что такие предложения не бывают бескорыстны ? … Обижайтесь, если угодно, прогоните меня !       Великие Князья вовсе не спали со всеми балеринами и артистками, которым оказывали покровительство. Вряд ли кто ставит под сомнение, что и Александр Первый нежно любил свою жену. … «В то же время, заметив нежные чувства князя Адама Чарторыйского к своей супруге, галантно предложил ей ответить на его любовь взаимностью, последствием чего явилось рождение дочери, Государь облегчённо вздохнул, узнав, что родился не мальчик, возможный наследник престола». Мир больших денег – это совершенно другой мир. Будьте готовы принять мораль и нравственность в любви и вообще её наличие с новой для вас самих стороны.   Кнуров…Долго ли с вашими летами влюбиться; а уж тогда какие расчёты .  Вожеватов… Нет, как-то я, Мокий Пармёныч, в себе этого совсем не замечаю.  Кнуров: Чего?  Вожеватов…А вот что любовью-то называют.  Кнуров…Похвально, хорошим купцом будете.  А как покромсал этот диалог режиссер… При возможности ознакомитесь с воспоминаниями девочек дворянок тех времён об их  институтской учёбе :  …булочку, которая полагалась нам в полдник , мы просто алкали , и горе было той, что решалась съесть её за завтраком, делиться своей с ней никто не собирался… Обыкновенный голод и нищета.  Подобных диалогов выпускниц со своими родителями было не счесть : - Мама, я не могу быть на выпускном в платье из такого коленкора.  – Что ты доченька, у меня то и на перчатки тебе денег нет. Ты уж потерпи как нибудь… А через что переступали столбовые дворянки , бросаясь, в прямом смысле,  в ноги возможному благодетелю в составе приёмных комиссий учебных заведений( с просьбой оплатить учёбу из его средств), если их девочка не могла быть принята на учёбу за счёт заведения, а оплачивать учёбу из собственных средств денег просто не было.  За принятых на учёбу на государственный счёт , благодарными родителями, заказывались в церквях недельные благодарственные молебна.  На ближайшие лет 5 девочка была пристроена, и  у неё появлялся шанс вообще не вернуться к нищете убогого захолустья.  Может быть, зная эту реальность, все хитрости и образ жизни матери Ларисы, по добыванию денег для содержания своих дочерей , вам перестанут казаться чем то недостойным и отвратительным, так осуждаемыми режиссером фильма.  Купечество А.Н.Островского – это не «хозяева жизни», как в фильме Н.С.Михалкова – изящно одетые, беззаботные, прекрасно и изощрённо изъясняющиеся , наглые до безнаказанности альфа самцы,  изредка озабоченные умножением благосостояния. Нет же.  Паратов… Я, Лариса  Дмитриевна, человек с правилами, брак для меня дело священное. Я этого вольнодумства терпеть не могу…  Купечество А.Н.Островского богобоязненно и ещё помнит заветы старой Руси , что любое состояние – это грех , а общественное мнение – это не то, чем можно постоянно пренебрегать : Кнуров… Нет, что хорошего; люди посмотрят скажут : ни свет ни заря – шампанское пьют… И ПОЭТОМУ ШАМПАНСКОЕ ДЛЯ Вожеватого, в кофейне на бульваре, подают в чайниках , а эпизод этот совершенно не случаен и не случайно он отсутствует в фильме :  Вожеватов …Мне один англичанин – он директор на фабрике- говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить… Вся пьеса пронизана насмешками над иностранцами : Вожеватов возит по городу, везде, где бывает сам, Робинзона и представляет его как настоящего лорда, постоянно разыгрывая и беззлобно подтрунивая над ним. И  перед купечеством никто из простого народа не заискивается и не лебезит, как в фильме. Паратов…Иностранец, голландец он, душа коротка( о машинисте «Ласточки»); у них арифметика вместо души-то. Не было преклонения и страха обидеть перед иностранщиной во времена А.Н.Островского, как во времена советского режиссера Михалкова Н.С., ПОЭТОМУ И НЕТ ЭТОЙ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ В ФИЛЬМЕ. Зато в фильме откровенно смакуется и подробнейшим образом выведена линия разгульной вольница в доме Огудаловых, хотя в пьесе об этом упоминается вскользь, как о неизбежном зле и с явным сожалением всех её участников, особенно Ларисы.  Эпизод с военным, в фильме, показанного жизнерадостным идиотом, стреляющим в стакан на шляпе Паратова, в пьесе был в комнате и без Карандышева , издевательские реплики о котором разбросаны по всей пьесе в исполнении купечества , а сам автор объективен и вовсе с ними не солидарен :  Лариса: Юлий Капитоныч хочет в мировые судьи баллотироваться…в Заболотье…Там кандидатов меньше: наверное ( в смысле наверняка) выберут.   Вожеватов: …Ещё при Паратове , костюмированный вечер; так Карандышев оделся разбойником; взял в руки топор и бросал на всех зверские взгляды, особенно на Сергея Сергеевича..  А речь Карандышева, после ухода Ларисы с обеда покататься на катерах по Волге, вообще не похожа на речь пьяного человека.  Лариса. Конец пьесы. Чистая, честная, измученная нищетой девушка на грани самоубийства :… как хорошо умереть…пока ещё упрекнуть себя не в чем…  И вот её то, режиссер фильма отправил  на ночь на пароход в постель к Паратову. Наглая, бесчеловечная выдумка. Паратов: …Прокатиться с нами по Волге днём – это ещё можно допустить…Позвольте теперь поблагодарить вас за удовольствие – нет, этого мало, - за счастие, которое вы нам доставили…    Доже после выстрела Карандышева  в кофейне на бульваре, где и начинался первый акт пьесы… Лариса (нежно): Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали. Пистолет сюда, сюда на стол! Это я сама…сама…(вошедшей компании) Я НИ НА КОГО НИ ЖАЛУЮСЬ, НИ НА КОГО НЕ ОБИЖАЮСЬ- ВЫ ВСЕ ХОРОШИЕ ЛЮДИ…Я ВАС ВСЕХ  …ВСЕХ ЛЮБЛЮ.   Христос тоже был осуждаем, нищ и беден , а казначеем, среди его Апостолов, был Иуда.                «Для любви не названа цена: лишь только жизнь одна, жизнь одна, жизнь одна», Андрей Вознесенский, в отличии от режиссера, больше знал о любви. В пьесе много искренних диалогов о любви не вошедших в фильм. Для тех, кто только смотрел фильм : попробуйте рискнуть, как Карандышев, прочитать первоисточник. Это пьеса о любви , а не о деньгах для кинопроката. Остаётся без ответа вопрос : А есть ли у литературных персонажей права ? У автора их точно нет, раз возможны такие экранизации…