Вечерняя беседа 13. 04. 2021

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Вечерняя беседа 13.04.2021 «Ну что, ребята! Вот что здесь такое валяется, а, Жень?. Вот там, там!.. Не холодно ли? А? Нет? Не холодно? (Алеся: «Я бы, может, на ограничитель всё-таки сделала.» (окно прикрыть)) На ограничитель. Что, кроме меня, никто не может это сделать? (Не может, сила нужна физическая). Ну а как я, через стол? (Алеся: «Сейчас отойдем. Только там правильно сделай». – «Угу». – «Так, ты чего, записываешь, папочка?» - «Ну да». – Наташа: «Конечно, каждый день, мам, ты что – не заметила? Папа уже многое…» - Алеся: «Не высылаешь отцу Леонтию? Каждый день.» - «Нет».) Хочу обратить ваше внимание. На то, какие разные дни, какие разные чувства. Как наши ощущения сильно зависят – от погоды… Да? Очень сильно зависят, Сонь, от погоды, да? Другая погода – раз! – совершенно другое самочувствие, совершенно другие мысли. А еще, Соня, зависит от Поста, от Праздника – от множества факторов. И какие мы глупые, если мы верим всем своим чувствам и всем своим мыслям. Нельзя быть былинкой на ветру! А что человека делает чем-то весомым? Что делает его неподвижным перед лицом этих веяний случайных, жизненных? Вера. Вера! Нужно иметь правую веру. Нужно знать, во что верить, а во что НЕ верить. Что замечать, а что оставлять без внимания. (Алеся: «Папочка, мы замечаем только тебя, а всё остальное оставляем без всякого внимания».) Вера нужна, Соня. (Алеся: «Завтра пойдёшь в парикмахерскую». – Я: «Да почему?..» - «Да потому! Всё! Пойдешь.» - Смеюсь тихо. Алеся: «А-а! У тебя запись?» - «Да». – «Ку-ку!» - Смеюсь громко. И долго. «Мама хулиганка!.. Хулиганишь!.. Ох, какая хулиганка!..» Смеемся с нею оба. «А Соня не улыбается… А Соня не смеётся… Ты, Соня, еще Колю должна веселить, слышь?.. А… А вы оба уже будете веселить Настю». Громко и раскатисто смеюсь. «А Настя уже Кирилла будет веселить! (Сквозь смех.) Я, кстати, с ним не знаком!.. Пока не привелось!.. Не знаком – Сонь, представляешь, ни-ни, такой, представляешь… И-и-и… (Наташа: «Папа его даже никогда не видел».) Даже не видел ни разу! Ни ра-зу!.. (Перехожу на шепот. Детский смех.) Не видел. Кирилла… (Соня что-то бормочет.) Да? Ну если у него глаза не голубые, то… (Алеся: «Зеленые».) Скорее всего, он и не славянин. (Алеся: «Зеленые, зеленые – светло-зеленые, Настя говорит».) М? Вот я славянин. У меня голубые глаза. Самый что ни на есть – славянин! Да.) Ну, Сонь, ты поняла иль нет? А? Ты поняла? И надо слушаться. Ну, надо слушаться, ну что ты?.. (Алеся: «Эденька, да в чем она тебя не слушается, миленький? Ну такой послушный ребенок, ну просто шелк! Ну шелк!.. Ну не дает себя тискать!» - «Да не надо мне ее тискать». – «Ну кот тоже не дает». – «Кот как раз дает!» - «Нет!» - «Кот всё дает!» - «Он рядом, но тискать себя не дает». – «Нет, и тискать себя дает. Он всё дает. Ну я его глажу, вообще…» - Наташа: «Только пузо». – Я: «И пузо, и всё. Он смиряется со всем». Соня опять бормочет. «Чего?..» - Соня: «Вы хотите, чтобы я стала как он? (шутливо)» - «Нет. Зачем? Не надо. У меня кот есть. Для кота. Для кота у меня есть кот. Ну. Ты мне внуков обеспечь, пожалуйста. И побольше. Внуков. Хочу внуков! Внуков хочу. А для этого должен быть муж Православный. Православный. Неправославного вообще не приму». – Алеся: «Да что ты говоришь?» - «Да». – «Обратишь его!» - «А, нет! Взрослого человека не изменишь». – «А ты сможешь». – «Не, я не смогу». – «Сможешь». – «Не, я никого не смог». – «Папочка, знаешь что, освящается женою верующею!..» - «Угу… Она с ним, вообще, потеряет остатки человеческого образа». – «Нет, не потеряет». – «Потеряет. Да. Так хоть на человека чуть-чуть похожа, при нас. А если соединится с неправильным человеком, потеряет остатки образа человеческого».) Ну ладно. Гм-гм. Ну, просветлело ведь, да? Просветлело? Вот запоминайте – это опыт. Опыт. Чего стоют все эти наши тяжелые чувства, тяжелые мысли. Они ничего не стоют. А ты – если ты подумаешь лишний раз о Вечности, которая нас ожидает – ВЕЧНОСТЬ!.. Вот ты знаешь, Сонь, я, конечно, не могу с уверенностью сказать, что это за такие мысли я слышу каждую ночь, но они что-то подтверждают!.. Это не я говорю!.. Кого я слышу? Кто это?.. Мне сегодня сказали, перед пробуждением: «Они уже привыкли, что с ними так себя ведут. И ты привыкай». Какой смысл этих слов? А? Как ты считаешь? (Алеся: «Папуль, отстань от нас! Читай Евангелие! Да хрен его знает, какой смысл!») А я понимаю!.. А вот я понимаю, какой смысл… Что мы ждем «уси-пуси» к себе и не хотим думать, что мы грешные. Что мы заслуживаем жесткого отношения. Мы хотим, очень, общения с духовным миром, общения с Господом, с ангелами… Представляешь, какое счастье бы было?.. Каждый день общаться с ангелом… Безгрешным существом. Которое не подвержено никакой опасности! В спасенном состоянии находится. Каждый день общаться с Господом, Творцом неба и земли… Быть абсолютно, полностью уверенным в своей вере! Никаких сомнений не иметь, вообще никаких! Но мы не хотим думать, какого отношения заслуживаем при всём при том мы сами. Вот если состоится такая встреча – какого отношения мы заслуживаем, со всеми нашими грехами? Как наша жизнь далека от реальной жизни святых существ!.. Мы можем, как говорят люди глубокие, верующие, что мы просто сгореть можем, если такая встреча случится, лицом к лицу. Просто будет уничтожен весь этот наш грешный состав. Полностью. И что там останется, я не знаю. То есть долгий путь – для того, чтобы войти в реальность. Мы верим – верим! – но мы совершенно не готовы. И поэтому если какая-то возможна встреча – а у меня в жизни всё-таки достаточно большое количество жертв принесено, для того, чтобы жить с Богом – довольно много, и у мамы тоже – и вот если возможны какие-то соприкосновения, наверное они будут смиряющие. Господь будет при каждом соприкосновении с нами попирать этот грех, в нас живущий; нас ставить на место… (Алеся, протяжно: «А-аминь!.. Читай, папочка, читай! Читай-читай!») То есть то, что я слышу, - это для меня подтверждение бытия духовного мира. А там мне однажды сказали: «У нас здесь красиво», - ну, типа, хочешь к нам?.. «У нас здесь, - говорят, - красиво…» Это происходит на грани сна и бодрствования. На грани. Вот – ты еще бодрствуешь, но уже почти спишь. И в какой-то момент, неконтролируемый – раз, и сознание соскальзывает в сон, и тут же опять выныривает в явь. Ты понимаешь, что тебе сейчас приснилась фраза. И это настолько, настолько истончается эта грань, что иногда прямо ощущение какого-то конкретного разговора возникает: ты говоришь – ты думаешь одно, тебе тут же отвечают другое. И это не я – это я тебе точно говорю. Это не я. Это кто-то. Кто-то. Да, может быть, он живет во мне, но это не я. Для меня это, вот, подтверждение, возможности такого общения, внутреннего – что можно слышать.. А иногда даже наяву. Особенно, когда я остаюсь один. Сидишь в одиночестве, моешься, или, там, извините, в туалете сидишь – и вдруг раз, посреди мысли, особенно когда… особенно задумываешься, о чем-то, и совершенно в свои мысли погружаешься, и тебя несет, несет – и ты вдруг, захваченный этими мыслями, вдруг – раз! – и вскакивает в сознание слово, или фраза целая, которая точно совершенно тебе не принадлежит, и она комментирует эту мысль твою!.. Что это такое? Откуда это? Это подтверждение бытия духовного мира. Ну такие вот маленькие чудеса, ежедневные, которые в моей жизни происходят. Да! Я никого убедить в этом не смогу – если человек не захочет мне верить, он скажет: «Ты больной. Ты заболел». Но я точно знаю, что это не болезнь. Что это веяние чего-то реального. Я субъективно в этом совершенно убежден. У меня нет никаких сомнений! – Что я просто слышу кого-то. Ну, если это есть, значит, и всё остальное может быть. Почему я так говорю? Потому что для меня была большая проблема вообще уверовать во что-то! Это настолько было трагично!.. Нас ведь воспитывали в каком настроении – что ничего нет… Нам специально вбивали в головы, в нашем детстве, что нет ни Бога, ни вечной жизни, ни святости, ни святых – ничего этого нет, вообще. И очень было трудно это преодолевать, очень было трудно в чем-то убеждаться – уверовать было тяжело очень. Но так как я очень старался, я не успокоился, пока не исследовал этот вопрос до конца. Одно то, сколько книг я про смерть прочитал. Вы никогда столько не прочтете! Просто вот на тему смерти. Сколько я прочел книг! И в некоторых из них – очень сильные свидетельства! Опыта других людей на эту тему. Которые оттуда возвращались. ОЧЕНЬ сильные свидетельства! Я всё это читал. Там в Чертаново осталось – если я найду, я вам обязательно прочту некоторые рассказы – они даже пусть если и не православные – очень сильное действие, очень сильное! В том числе вот эти вот слова, которые я запомнил на всю жизнь и периодически вспоминаю их. Это духи сказали, оттуда уже. Человеку, который, вот, там был. «ЕСЛИ Б, - говорит, - ВЫ ЗНАЛИ, КАКОЕ БЛАГО - ВОЗЗВАНИЕ К БОГУ ДУШИ ЗДЕСЬ, НА ЗЕМЛЕ НАХОДЯЩЕЙСЯ, ОЩУЩАЮЩЕЙ МРАК. БЕЗНАДЕЖНОСТЬ, БЕЗСМЫСЛЕННОСТЬ… НЕУВЕРЕННОСТЬ, БОЛЬ, СТРАДАНИЯ!.. И ВОТ В ЭТОМ СОСТОЯНИИ ОНА ВЗЫВАЕТ К БОГУ! ЕСЛИ БЫ ТОЛЬКО МОГЛИ ВООБРАЗИТЬ ЦЕННОСТЬ ЭТИХ ОБРАЩЕНИЙ!..» Вот эти вот слова – они запали очень глубоко мне в душу. Очень глубоко. Я их понял! Почему? Почему эти слова сказаны, какой в них смысл? То что Бог есть – вот в чем дело! Он есть на все времена! Его бытие ничто и никогда не отменит! А мы здесь находимся в таком состоянии, что нам кажется, что Его нет. И вот эта грань нашего утверждения Бога – мы хотим, чтобы Он был, мы к Нему обращаемся – Он действительно есть! И когда обнаружится, а это обязательно обнаружится, Его Бытие, во всей своей силе, вот эти наше писки земные – они БУДУТ ВСПОМНЕНЫ. Вы представьте себе, если даже в Имени Божием огромная сила Божия спасающая содержится, то уж в таких воплях… Это что-то ТВОРИТСЯ при этом!.. Понимаете? Может быть, мы миры творим!.. Миры! Когда вот так вот восклицаем к Богу. Вы только, вы только задумайтесь, вы только поймите, о чем, о чем, о чем речь идет!.. Вот, похожее, немножко другое, но похожее – сегодня слушал опять отца Андрея Ткачева. И он говорил, как мы должны относиться к походу в храм. Я вам дам это посмотреть. Очень интересно. Он говорит, мы должны к этому относиться как к предмету особой радости. Как будто мы обладаем сокровищем – сокровищем, которого нет ни у кого другого. Он сравнивал это с тем, как будто, там, мужик бежит к своей любимой женщине… Вот у него появилась какая-то, говорит, «баба» - и он к ней бежит. Вот нужно быть настолько воодушевленным!.. Когда ты идешь на всенощную, когда ты идешь на литургию – потому что это предмет влюбленности. Бог – это совершенно законный Предмет Влюбленности. В Бога нужно быть влюбленным. А когда, говорит, ты идешь – весь сгорбленный, поникший: «Ну, надо идти, отмаливать грехи… И… И… И… Не хочется. И грешить не хочется, и отмаливать не хочется. Ну надо, ну я пойду…» - это, говорит, это, говорит, еще самое начало пути. Это, конечно, говорит, «хоть что-то», но это, говорит, «совершенно не то». Это еще, это значит, человек еще ничего не понял! А что-то он понимает только тогда, когда он радуется. Вот мы с матерью, мы с матерью только сейчас – да, мамочка? – начали это понимать – что при всей тяготе, иногда, этих выстаиваний, а эта тягота постепенно будет сходить на нет, уверяю вас, вы научитесь стоять! Вы подчините тело! Оно перестанет вам сопротивляться! Радость будет приходить всё больше и больше. Радость! В конце концов, вы научитесь терпеть. И вот этот ритм церковной жизни – что он будет делать? То что эта жизнь будет проходить нечувствительно! Вы не будете стареть! Вы стареть не будете! Все вокруг будут стариться, а вы будете оставаться молодыми. Вот помните, как Батюшка о себе говорил? «Молодой дедушка»… Помните, да? В чем был секрет? Что вот он близко был к Источнику Жизни. Потому он и не старился. Борода седая – лицо молодое, душа молодая. И вы не будете стареть! Если вы с Богом будете дружить. Поняли иль нет? В вашей жизни ничто хорошее не будет кончаться. Оно наоборот будет усиливаться! Ваши семьи будут крепки! Дети! Даже по нашей жизни посмотреть. Такая семья, как наша – она могла процвести только рядом с Богом. Как оно и было!.. И мы с мамой стараемся сейчас, как только можем, остаться у этого Источника Жизни, не потерять Его, и вас к Нему привить! Христос – это Древо Жизни, причастие – это Древо Жизни! Причащаясь, вы причащаетесь самой Жизни – Жизни! Люди теряют эту Жизнь, через грехи… Через неверие, через отчаяние, через встречу со злобными реалиями этой жизни. С этим хищническим злом, которое внедряется в наши души через обиды, через несправедливости, нам нанесенные. Через вызывание ответного злого чувства внутри нас. Понимаете?.. А тот человек, который Бога знает, - он умеет прощать. Он находится ВНЕ плоскости действия зла – ВНЕ! А если ему что-то такое приходится переживать неприятное, он об этом забывает!.. Напрочь! Он с обидами не носится в душе, он забывает всю эту… как величайшую ерунду!.. Пусть злые остаются со своим злом – нам это не надо. Нам надо с Богом быть, в вечном спасении – поняли иль нет? Через обиду душа погибает. Обида – это механизм перетекания зла в нашу душу. Был человек добрый, его обидели – делается злым. Представляете? Значит, прощение – это величайший акт защиты души, это наше ОРУЖИЕ. Это не значит становиться, ну таким вот, тузиком, которого все бьют – это вовсе не так. Вы поймете это, со временем. Это значит просто, нужно уметь не замечать зло, проходить мимо него. В драке выигрывает тот, кто ее избежит. В споре выигрывает тот, кто в него не вступил. В конфликте выигрывает тот, кто от него уклонился. И так во всём. Зло побеждает тот, кто его не замечает. Кто проходит мимо него. Как мимо того, чего нет. Его и вправду нет. Но чтобы это ощутить, со всей силой, нужно хорошо знать Бога. Мы узнаём Его в молитве к Нему, в соприкосновении с тем, что Он благословил, с тем, что Он основал, с тем, в чём Он присутствует – Церковь, Таинства Его, батюшка, иконы, акафисты – всё вот это Божие!.. Чем больше мы всё это любим, тем под большей защитой находимся. Я вам, как своим детям, как своим девочкам, хочу это передать. Чтоб вы научились жить с Богом. Чтобы для вас эта жизнь земная стала преддверием вечного блаженства! А не предбанником АДА. Вот то, что я вам хотел сказать. Будьте благодарны Богу за те слова, которые вы слышите. Внутри вашей семьи! Не каждый человек, далеко не каждый человечек в детстве такие слова слышит… И в юности. А некоторые люди проживают всю жизнь, и ничего этого не слышат. И не знают. А водку пьют. Или еще что-нибудь. Не лучшее. От Луки святое благовествование. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! (Дальше читаю Евангелие от Луки, о том, как Господь исцелил сухорукого в субботу, об избрании апостолов, а также нагорная проповедь.) «Блаженны нищие духом, яко их есть Царствие Божие». Вот здесь я остановлюсь и скажу. Вот я читаю текст Сергея Михайлова – Сергея ПАВЛОВИЧА Михайлова – из Костромы. Ну, лет на десять он меня старше… Ну, такой человек, чувствуется, очень пострадавший, перестрадавший – идущий очень серьёзным путем, более 30 лет. Ну, на самом деле, приблизительно он так же начал, как и я – с 89-го года… Но в более, таком, зрелом уже возрасте. Приблизительно одинаково мы с ним идем, по пути, но мне вот пришлось шесть лет к Церкви идти – шесть лет! С того времени, как я уверовал, с 15-ти до 21-го – шесть лет я шел к Церкви. Потом заглаживать пришлось то время, что я провел вне Церкви – видите, ценой того, что мы в раскол попали, это тоже какая-то отрыжка была атеизма… Отрыжка атеизма. Это был пережиток атеизма. Что мы не поняли, как поступить правильно в этой ситуации. Вера наша была еще очень незрелая. Вера Божия… Вот, и он говорит, почему так важна эта заповедь – нищеты духовной?.. Человек должен себя признать совершенно безпомощным без Бога существом. Совершенно полным ничем без Бога. Почему? Потому что всё хорошее в нас может построить только Сам Бог. И Бог примет в нас, в Своей блаженной вечности, только то, что Сам же в нас вложил. Как вот он говорит, то, что в Церкви поют: «Твоя от Твоих Тебе приносящи от всех и за вся». Бог примет только то, что Он Сам вложил. Никакой отсебятины, ничего, нами выдуманного, Он не примет, Он примет только то, что вложил в нас Сам. А вкладывает Он тогда, когда мы устраняемся, когда мы даем Ему в себе место. Да, Господь и так в нас присутствует. И всё хорошее, благое в нас – это от Него. У нас, у самих по себе, ничего хорошего вообще нет. Но мы не узнаём Его в себе. Он настолько с нами смешался глубоко, что мы это считаем собой, своей собственностью, своим достоянием. – все наши светлые, добрые, мудрые мысли глубокие… А это Его, это Он в нас вкладывает… А тем, что мы присваиваем это себе, мы это всё собой оскверняем. Оскверняем собою!.. И вот чтобы это осквернение прекратилось, нужно полностью, полностью отступить внутри самого себя – отступить! Признать всё благое Божиим. И дать Ему место – творить внутри нас самих. Через наше полное Ему послушание. И вот это – истинный фундамент созидания всего благого, в нашей жизни – именно такая позиция. Нищета духа. Которая… Она же есть смирение. Ты полностью самоустраняешься даже изнутри себя самого! Самоустраняешься… Даёшь место только Богу. Вот я говорю – я не отсебятину говорю. Я говорю вам выводы своих исканий. То, что я познал как Истину. Может быть, я заблуждаюсь в чем-то. Но пока, вот, пока – край моих исканий – вот он такой. Я вот это вижу Истиной, и я вам это говорю. Совершенно не имея никакой мысли о себе, вообще – ноль. Ноль! Вот когда так человек настроен – ориентация на Истину, а не на себя – вот тогда он и становится самим собой. Соня… Когда он освобождается от себя! Полностью освобождается от всяких мыслей о себе! Вот тогда-то он и делается самим собой. Почему? Потому что он начинает нести в себе Бога. А мы затем и созданы: человек – это и есть Божий сосуд! Человек становится самим собой тогда, когда он начинает нести в себе Бога… Если человек не несет в себе Бога – это не человек вообще. Так, неизвестно что. А Бога ты в себе понесешь, только когда сосредоточишься на Нем. А о себе забудешь. Во! Сплошные парадоксы! Но это вот и есть живая жизнь – то, что я говорю. Забудешь о себе – станешь собой. Погубишь себя, полностью, ради Бога – обретешь Жизнь. А будешь хвататься за себя, любимую – погубишь себя. По-настоящему погубишь – в ад попадешь. Вот так!.. И ты должна это усвоить, и воплотить в своей жизни. И показать это еще – своей старшей сестре, которая была старшая, а стала младше всех вас. Она еще вернется в нашу жизнь. И вы должны будете быть готовыми к этому, потому что она вернется в безпомощном состоянии. И ей надо будет показать – правду, и Бога, и надежду, и всё-всё-всё – всё, о чем сейчас я вам говорил… И детям вашим вы сами всё это будет объяснять!.. Сами! Для этого надо самим в этом утвердиться. А если вы не будете это объяснять детям, они вырастут у вас в монстров, которые принесут вам страдания – что норовите делать вы нам… Если бы я вас не останавливал бы всё время и не руководил, вы бы нашу жизнь превратили в ад. Вот то самое устроят с вами ваши дети, если вы не утвердитесь в вере, православной, как следует. К моменту их рождения и воспитания. И если вы позволите себе соединиться с неправильным человеком. Который не будет готов стремиться к Богу вместе с вами, спасаться. Это тогда будет вам такой «грузик», который всё время вас будет тянуть в ад. Вот что такое будет ваш супруг. Если вы неправильно выберете его. Он может быть очень очаровательный, очень обаятельный, сильный-положительный, но когда вы с ним соединитесь, до конца, обнаружится обратная сторона этой его «харизмы» - очень-очень страшная. (Дальше читаю Евангелие.) Только что говорил об обиде… Вот как надо относиться к тем, кто нас обижает. (Молиться за них.) Обижают те, кто погибает. Кто действительно несчастен. Тем, что он наносит обиду, он как бы транслирует сигналы «сос». «Пожалейте меня!.. Я такой несчастный!.. Даже вот – не могу вас не обижать…» (Снова читаю) Вот Силуан Афонский - такой святой, который жил, ну вот, 80-90 лет назад – так вот, достаточно новый, который очень важное слово для современного человека сказал – мы с вами обязательно его почитаем, Силуана Афонского – вот он говорил, что если нет в человеке, христианине, любви ко врагам, значит, у него вообще нет Господа, в его жизни. Вера – она познается, как он говорил, по тому, любит ли человек своих врагов или нет. Почему, опять же? Ну вот почему? «Откуда такой мазохизм?» - скажете вы. Любовь, когда тебя мучают. А это не мазохизм. Это вера. Вера в то, что эти люди несчастны. Это раз – что они Бога не знают. Что они находятся под воздействием бесовским. И эти бесы – они толкают в ад! Как другой святой говорил, что ненавидеть человека, несущего тебе зло, злиться на него в ответ – это всё равно что стоящего на краю пламени толкать туда, в пламя. Он и так уже на краю, а ты его своей злобой толкаешь совсем туда. Вот что это вот, по-духовному. Это акт, во-первых, милосердия, к погибающей душе… Никакой он, естественно, не правый, если он приносит тебе страдание. Значит, это несчастный, несчастный грешник. Который гибнет, на твоих глазах. И ты должен пожалеть его, если ты Бога знаешь – это во-первых. А во-вторых, он, своей злобой и своей неправотой, сам того не желая и сам того не зная, приносит тебе великую пользу. Потому что если ты потерпишь его вот эту вот вредность, ты резко к Богу приблизишься. Безвинное, всякое безвинное страдание, особенно незаслуженная клевета, неблагодарность, предательство – если всё это правильно, по-Божиему, перенесено, резко приближает к спасению души, к Богу, к вечному блаженству. Запомните это. Запомните! Это так оно и есть. Это высвобождает из нас то святое начало, которое в нас заложено, которое так сидит, загрязненное чем только хошь, одними только нашими удовольствиями ежедневными, всякими радостями неправедными нашими, а вот этот вот человек, понимаешь ли, добрый, который злой, он вот этим вот воздействием своим – он, с болью, да! не просто так, а с болью, но высвобождает в нас наше святое начало. Вот что они делают, эти люди. И вплоть до того, что чем больше зло, с которым мы встречаемся, тем, с точки зрения духовного мира, бОльшая польза, нами получаемая. Тело может претерпеть вред. А душа – никогда. Если ты не пустишь в себя зло. Если не окрысишься. Если сохранишь доброту. Получишь пользу. И потом, даже в мире ином, ты поблагодаришь этого человека. Чьими руками тебе, по сути дела, Бог принес спасение… А так оно и есть! Если почитать страдания мучеников, там есть такие моменты. Когда мучаемый благодарил мучителей. За то что они освобождают их безсмертную душу от плена вот этого смертного тела. Что они, их руками, отправляются они к Богу, в вечное блаженство. Разве они могли позировать так? Они чувствовали это, и они так говорили. Вот она какая – духовная логика. Там всё наоборот! У этих духовных. У них всё наоборот! (Далее читаю.) Тоже очень важный закон. Как ты к людям, и к Богу, так будет и к тебе. Хочешь, чтоб к тебе с любовью – и ты давай с любовью. Старайся! Старайся! Ко всем с любовью! К Богу – с преданностью, с искренностью – старайся!.. В какую меру ты – в такую меру тебе. Ну а если не можешь – кайся. Плач. Кайся! Покаяние – оно может Бога умилостивить. Но покаяние  - это и терпение всяких прискорбностей, это и труды, покаяние… (Снова читаю.) Тот, кто видит несовершенства в другом, не замечает собственной гордыни. Которая именно дает это видеть. И которая приводит тебя к осуждению. Если ты себя смиришь, если ты вынешь гордыню из себя, если ты смиришься, ты поймешь, как помочь человеку с его реальной проблемой. Вот это самое смирение – оно делает тебя способным, оно даст тебе силы и средства на человека действительно повлиять. Никак по-другому ни на кого повлиять нельзя. А только через смирение и любовь. Никак иначе. Насколько есть в тебе смирения и любви, настолько ты можешь что-то изменить. И в окружающей тебя жизни, в близких людях, в ближних – то есть в тех, кого ты встречаешь по жизни, и в себе самом… Только это может что-то изменить – смирение и любовь. А не бунт! (Дальше читаю.) Вот этот камень (правильное основание жизненного дома) – это и есть смирение и любовь. Который не поколеблет ничто! Никакие испытания этой жизни. (Далее, до конца главы.) Соборное послание святаго Апостола Иуды. Не того, который предал Христа, а другого. Был еще другой Иуда. Тоже маленькое – всего одна главка. (Читаю.) Любы – это значит любовь. (…) Смотрите, вот такое странное здесь место, что Архангел Михаил не смел осудить даже диавола самого. Это какой-то нам урок. Может быть, и мы тоже – не смеем. (Алеся: «Да, папуль, продолжай-продолжай».) «Да запретит тебе Бог», - вот и всё, что мы можем сказать. А Суд – он у Бога только. Пусть Бог судит. (Далее читаю.) Вот видите, он здесь говорит: «Последние времена»… Хотя он жил сразу же после Христа. Всё равно говорит о последних временах. Он когда умер? А конец света всё не наступил. Но что это значит? Мы все живем в последние времена. Потому в любой момент эта жизнь может закончиться, и для каждого из нас наступит вечность. Поэтому все эти времена наши на земле – это последние времена. Время – это такая вещь, эфемерная, очень хрупкая, она может закончиться. Зачем нам дано время? А, как ты думаешь? Зачем нам дано время жизни? Зачем нам дано вообще время? Время, с возможностью изменения. Оно нам дано для покаяния. Чтобы мы привились к Богу и приблизились к святости. ЧЕРЕЗ ПОКАЯНИЕ. В чем покаяние? А во всем!.. В том, что люди страдают, то, что мрачные состояния каждый день, то, что всем умирать, что столько несчастных… Вот действительно, «и в часовне тоже я виноват». Вот то, что я родился, на этой земле, исполненной вот всем вот этим вот, в этом какая-то таинственная, мистическая моя вина. Потому что всё это существует, потому что я всё это вижу. Ведь было же время, когда меня не было. (Алеся: «Но это же было всё равно».) Так я этого не знал! Возможно, этого и не было!.. Это, может быть, только тогда появилось, когда я это узнал… Я это всё вижу – значит, я в этом во всём виноват! Вот покаяние еще в чем. Вот эти несчастья, которые мы вынуждены лицезреть вокруг и чувствовать внутри – это всё связано с нашим бытием… Вот я возник – и вот такое уродливое бытие, в котором я существую. Очевидно, надо что-то с собой сделать, чтобы бытие это изменилось. Они тесно очень увязаны: я – часть этого больного бытия. Я его неотъемлемая, неотъемлемая частица. Я несу в себе ответственность за всё, происходящее вокруг. Если я изменюсь, я – и всё изменится. Вот какое значение покаяния. Что здесь утверждается, какая великая вещь!.. Что от меня, от моего греха – или от моего покаяния – зависит спасение или гибель всего мира!.. Всего мира!.. Вот с таким сознанием надо жить. И опять же, это не фантастика, это духовный реализм. Я погибаю, и поэтому всё вот так безсмысленно. Такая злоба, такой мрак, такая тягота… И заметь, Сонь, это только сейчас можно говорить о всех этих вещах. Когда вот нам спать сейчас. А попробуй ты заговори об этом с утра, или днем… Настолько… (Алеся: «Мы тебя готовы слушать в любой момент дня и ночи, папочка».) Настолько атмосфера… (Алеся: «Разбуди нас в четыре часа… Утра.» - «Да.» - «Собери и скажи: «Слушайте!..» - «Да.» - «Дети мои!» - «Да.» - «И мы с превеликим удовольствием…» - «Я не сомневаюсь». – «И сие нам…» - «Что ты говоришь правду… (смеюсь)» - «В наслаждение» (скрытая цитата Достоевского, как он описывал, как его пьяненького встречала Катерина Ивановна…) – «Нисколько не сомневаюсь, мамочка, что ты говоришь правду!..») Ну вот Соня, я чувствую, что не всякий раз ее можно поймать для духовных бесед… Ходит такая, понимаете ли, несколько окрысившаяся… (С юмором. Смеюсь: «Соня!») А? А почему? Я прекрасно понимаю, почему. Всё против. (Алеся: «А ты сегодня какой с нами гулял, с утреца?.. (тоже с большим юмором) – «Я всегда добрый.» - «Сидел на площадочке…» - «Всегда. Ты не нашла нужных слов. (Алеся прыскает со смеху.) Чтобы я эту доброту и любовь к тебе проявил. Я же тебя, мамочка, всегда люблю…» - «Вот и Соня не всегда может ее проявить!» - «Постой-ка! А ты какая была? У тебя, у тебя глаза были… (Аллергия на глазах.) Ну, ты тоже, когда у тебя глаза, не можешь…» - «Мало ли что глаза! Я сидела, сидела бобрая!» - «Вот сейчас ты добрая, потому что у тебя глаза проходят». – «Болят. Всё равно болят… (очень жалостливо)» - «Но не так ведь сильно. А когда они у тебя сильно болят, ты тоже становишься нелицеприятной. Сегодня кто меня в жестокости обвинял?.. Очень, так это, хлёстко!.. (Тихий вспрыск смеха Алеси.) Что, оказывается, я очень жестокий человек. (Алеся вздыхает.) А я тебе попытался помочь, в словах, словесно». – «Угу.» - «Да. Что я тебе пытался объяснить…» - «Когда ты мне пытался запретить жаловаться на болезнь.» - «Не-ет. Нет! Я тебе объяснил, зачем тебя на работе озадачили. Чтоб ты не замыкалась в своей болезни. Чтоб ты на нее внимание не обращала. Ты меня обвинила в жестокости…И так далее, и так далее. И так далее.) Хочу, Соня, тоже тебе сказать, что это тоже обманчивые ощущения – ощущения дня и утра. Что как будто невозможно об этом говорить. Не-ет… Момент истины – он именно сейчас, когда я сижу и обо всем этом говорю. Вот это правда! А когда утром и днем невозможно об этом говорить, это как раз НЕправда. Это иллюзия. Иллюзия вот этого полуденного беса, о котором я ТОЖЕ говорил, неоднократно!  Ощущение дня, когда кажется, что нет ничего духовного, нет никакого смысла… (Алеся: «Неправда. Ничего так не кажется. Просто всему своё время…») Это полуденный бес – когда был распят Христос, с двенадцати до трех. Ему нельзя верить! Надо понимать в жизни, чему верить, чему нет! Понимаешь или нет? Надо знать, ЧЕМУ ВЕРИТЬ. А как избавляться от этого полуденного беса? Нужно смиряться. Нужно понимать, что тебя сейчас распинают… Как Христа распинали… Это же только было явление некоего таинства духовного, происходящего всё время! Когда Христа распяли – это не значит, что его не распинают сейчас! И до этого не распинали… Бога этот мир распинает, всё время. Со всею этой своею суетой, с безбожным настроем, с этим отчуждением плотскИм… Это всё против Бога! Всё, что творится на этой земле! Под светом дневным. Это всё против Бога. Нужно, значит, с Богом СОРАСПИНАТЬСЯ. Нужно как бы внутренне вместе с Ним повиснуть и терпеть это всё, кротко, молчаливо. ТЕРПЕТЬ. Пока не пройдет этот лживый дух. И снова внутри не воссияет Свет. (Пауза молчания.) Во каким мудростям, Соня, я тебя учу. Ну ты же Мудрость? Тебя зовут Мудростью! Хоть и на другом языке. Значит, ты должна стать мудрой! Не крысой. А Премудростью Божией ты должна стать! Премудростью Божией! Должна распространять вокруг себя эту Божию премудрость! Если хочешь стать… а… исполнить задачу своей жизни, выраженную в твоем имени. Твоё имя – оно выражает задачу всей твоей жизни. И то, что ты сидишь и слушаешь вот эти вот мои безконечные речи – это далеко не случайно! Одна. Все спят… Другие убежали… (Алеся: «Почему же? Вот мы тут, с Женей!..») И ты сидишь одна! И слушаешь это всё. (Алеся: «Не считаемся, с Женей?!..») Одна! Из всех моих детей! Ну, Женя – еще неизвестно, он пока - по необходимости, а что из него вырастет – это неизвестно. Хоть ты и называешься благородным, Женя, а ты еще доказать должен, что ты благородный! Серафим вообще неизвестно где… Ты меня, Сонь, слушай внимательно! Внимательно слушай! Я твой папа! Я не скажу чего-то такого недолжного. Я говорю то, что надо! И надо именно тебе! Если хотя бы в тебе одной зацепятся мои слова и вызовут в тебе отклик, и начнет там в тебе моторчик работать твой собственный, в направлении продвижения всех вот этих вот, всего того, о чем я тебе говорю, - уже и этим всё оправдано будет. Потому что ты будешь свидетельствовать всем остальным (детям) о правде того, что говорю я. А я говорю то, что Бог хочет, а не то, что я хочу. Так устроена эта жизнь: пропорция благодарных – один к десяти. Большинство – идет в ад. Почему? Смотри, как враг перехитряет людей бедных. Вон Коля думает, что его выгнали. А это не так! Он сам ушел… Сработали все механизьмики… А он вел себя как здесь? Как он каждый раз нам говорил – благодарил за еду? (Алеся: «Очень трогательно…») Как чужой человек. Нет! Я отец, я знаю, что значат эти интонации! Он говорил это как чужим. Может быть, он не специально это делал, но интонации были как к чужим. Он вел себя как к чужим – и он стал чужим. А за что? Какие мы ему чужие, что мы ему сделали плохого? Понятно или нет, Соня? Но так скажи ему это… Если ты наша дочь. Скажи. Что ты балбес. Что ты смел противопоставлять себя отцу. Что, я не почувствую это? Я чувствую, прекрасно… Смел противопоставлять себя – якобы, у тебя какая-то своя особенная правота… Какая у тебя может быть правота?.. Но. Твою гордыньку использовал дух чужой. Который тебя укрепил. И маме даже сон был об этом – что Вера Яковлевна там склонялась перед ним в пристройке, что-то там ему говорила… Это откровение того, что происходило… (Алеся, передразнивая шепчет: «Уходи, уходи от них, сматывайся отсюда, Коля!..» Смеется.) Да… Кто-то воспользовался этой вот его вредностью и недовольством, и раздул это – укрепил, понимаешь? Я никогда не забуду, как вот он там, в пристроечке своей, сказал: «Улыбаюсь мыслям своим»… Меня же что выводило из себя? Отсутствие реакции… Что нет никакой реакции. Я говорю, из себя выхожу – реакции ноль. Но ты прекрасно всё это понимаешь. Это же не любовь, правда? Это не любовь. Родители – это не те люди, с которыми надо воевать. Родители – это те люди, которых надо слушаться, которым надо помогать, всячески их укреплять, поддерживать… Что нам, не нужен сын?.. Нужен, конечно. Но только верный. Послушный. Если отец говорит, что надо в храм ходить, значит надо ходить. Это не мой каприз, тем более. У меня нет таких странных капризов, чтобы ходить и три часа стоять в духоте. И слушать там нестройное пение чье-то. (Алеся: «Ну, пение стройное».) Оно иногда, иногда оно бывает стройное. (Алеся: «Не иногда…») Но это не мой каприз. (Алеся: «Поют стройно… Поют хорошо…») Это воля Божия! Но это вот то, чего мы заслуживаем!.. Обрати внимание, от этого множество добрых плодов. Множество!.. И умиротворение семейное, и душевное оздоровление – если честно внутри себя посмотришь, то увидишь, что очень много добрых от этого плодов. Жизнь оздоровляется, во всех своих сферах, от посещения храма. Но только надо отца послушать, когда отец так говорит. Это не мой каприз!.. А еще я помню, что в один момент, тоже, когда я вышел из себя, он сказал: «А ты мог бы вот так еще сказать бы!.. И я бы сделал бы, если б ты так сказал бы…» То есть этот дух учил его сопротивлению. Даже при исполнении всего того, что я говорю, при полном внешнем послушании, можно быть полностью внутренне противным. Внешне всё исполняешь, - никаких, абсолютно никаких претензий внешнего характера быть не может, - а внутренне ты абсолютно против! Совершенно против! Это всё совсем в другом духе делается. Совершенно всё по-другому! Вот именно этому его учил этот дух. Что «ты ни слова не говори против, и ничего не делай против, а всё будет совсем не так, как хочет он». (Алеся: «Но ничего не вышло. Папочка, надо отдать тебе должное. Ты молодец!.. Тебя не проведешь!..) Я просто показываю… (Алеся, шепотом: «Читай!..») …как, как действуют эти духовные силы, что они делают… Как мой родной сын стал чужим?.. Как это так случилось?.. Откуда у него сила противостоять мне?.. А я что, создавал семью свою, чтобы делить ее с чужими какими-то людьми?.. Для этого я создавал семью? Чтоб себя закабалить какими-то чужими людьми?.. Нет… Моя семья – это продолжение меня самого. И Бога. Меня – и Бога. Вот что такое моя семья. Это мой союз с Богом. И я никогда не потерплю, если в моей семье возникнет что-то, противящееся мне и Богу. Гм-гм. (Читаю дальше.) Вот всё, что он говорит – вот это я сейчас и делал. Кого-то милую, с рассуждением, а кого-то страхом спасаю. От огня восхищающе. (Заканчиваю чтение Апостола.) Оказывается, есть Иуда-предатель, а есть Иуда Апостол. Тоже Иуда. Но он Христа не предавал, хоть он и Иуда… Во как бывает. Вот так вот у Бога. У Бога всего много!.. Иуда – Апостол. Не Искариот. Дальше будут послания святого апостола Павла, много. До самого Апокалипсиса – много-много будет посланий апостола Павла… Да, вот – а вот здесь уже, под конец, Апокалипсис… Видишь, Женя, как мы интересно живем, да? Какие мы интересные книги читаем!.. Какие интересные тексты, какие интересные беседы… А ничего интереснее Божиего – нету. Божие – оно самое интересное. И духовная жизнь – это самая интересная жизнь. Более того, только это и есть настоящая жизнь. Всё остальное – подделка, суррогат и обман».

http://proza.ru/2022/10/26/1058

https:// ridero.ru/books/vechernie_besedy-2021_mart_mai/