Лока

Кержак
Лока1310
(др.-инд. Lok;, «мир», «свет»), в индийской космологии и мифологии обозначение мира как составной части вселенной. Наиболее популярна концепция вселенной как трёх миров - трилока. Небо, земля, подземное царство (ад). Распространена и семичленная классификация верхнего и нижнего миров. Верхний мир. Бхурлока (земля), бхуварлока (пространство между землёй и солнцем, обиталище мудрецов), сварлока (пространство между солнцем и Полярной звездой, небеса Индры), махарлока (местопребывание Вхригу и других святых), джаналока (местопребывание сыновей Брахмы), тапарлока (местопребывание- божества Вирадж), сатьялока, или брахмалока (местопребывание Брахмы). Первые три мира разрушаются в конце каждого дня (кальпы) Брахмы, а остальные - в конце его жизни (другие классификации предлагают несколько иные обозначения миров).

Нижний мир (геогола), обитаемый дайтьями, данавами, якшами, нагами и т. П. Атала, витала, нитала, габхастимат, махатала, сутала и собственно патала («Вишну-пурана»). Ср. Вариант «Падма-пураны». Атала (в подчинении Маха-майи), витала (владыка Хатакешвара, ипостась Шивы), сутала (владыка Бали), талатала (владыка Майя), махатала (местопребывание огромных змей), расатала (местопребывание дайтьев и данавов), патала (царство Васуки и нагов). В «Шива-пуране» предлагается восьмичленный вариант нижнего мира. Патала, тала, атала, витала, тала, видхи-патала, шакра-бхуми, виджая. В том или ином виде сходное понимание состава вселенной унаследовано джайнской и буддийской космологией и такими направлениями древнеиндийского умозрения, как санкхья или веданта.

Ср. Свойственную им систему восьми миров. Брахмалока (мир высших божеств), питрилока (мир питаров, т. Е. «отцов», предков. Риши и т. П.), сомалока (луна и планеты), индралока (мир низших божеств), гандхарвалока (мир небесных духов), ракшасалока (мир ракшасов), якшалока (мир якшей), пишачалока (мир пишачей). Концепция Л. Оказала влияние и на первые варианты индийской ранненаучной космографии.Лит. Kirfel W., Kosmographie der Inder nach den Quellen dargestellt. Bonn-Lpz., 1920;Hoffmann K., Bemerkungen zur vedischen Kosmologie, •Orientalische Literaturzeitung», 1954, Jg. 49, Spalte 389-96.В. Н. Топоров.(Источник. «Мифы народов мира».).