Пьеса М. А. Булгакова -Иван Васильевич- и кино

Валерий Анатольевич 2
                Ну  многим  известна  фантастическая  комедия «Иван  Васильевич  меняет  профессию»,  снятая  на  киностудии  «Мосфильм»  в  1973  году  режиссёром  Леонидом  Гайдаем  и  которую  тотчас  посмотрели  60.7  млн.  зрителей…  Но  мало  кто  знает,  что  фильм  этот    снят  по мотивам пьесы Михаила Булгакова   «Иван   Васильевич»…
                Михаил  Афанасьевич   работал  над  пьесой   в 1934—1936 годах. Несколько редакций произведения было создано на  основе  социальной   антиутопии   «Блаженство». В  основе сюжета — рокировка  во  времени, когда  из-за  сбоя  в  работе «Машины  Времени»,   московский управдом Бунша   вместе  с  жуликом-квартирным  вором, перемещаются в XVI век, а царь   Иван Грозный попадает в   XX столетие. Почти водевильная   путаница приводит к  созданию  многочисленных комических   ситуаций,   при которых герои, оказавшиеся в «чужих»  эпохах,   живут  по  законам  своего  времени.  В   1935 г.   машинописный вариант   комедии   был передан   в  «Главрепертком»  и  после  цензурных  правок  московский   «Театр сатиры» приступил к работе   над спектаклем «Иван Васильевич», однако   в  ходе  генеральной репетиции, состоявшейся весной 1936 года,   в присутствии партийных руководителей СССР, постановка была закрыта,   а  пьеса — запрещена. При жизни автора произведение ни разу   не   было напечатано.  Впервые   оно  было опубликовано   через   четверть века   после смерти   Автора    лишь  в 1965 году   в   книге М. Булгакова «Драмы и комедии»…  И  после  этого произошло    возвращение   пьесы  в   советскую   театральную жизнь. Первые постановки были осуществлены в Омском театре драмы (1967),   Театре киноактёра (1967)  и   Русском драматическом театре имени С. Вургуна (1968)…
                Режиссёра  Л. Гайдая   заинтересовала  эта  пьеса  и  он  решил  её  экранизировать,  для  чего   пригласил   в   соавторство драматурга В. Бахнова,   своего  соседа  по  лестничной  площадке.  После 8 месяцев кропотливой   работы  их  сценарий был  закончен  и   принят редколлегией. Началась  работа  и  фильм был снят всего за год…
                Л. Гайдай   снял  фильм  очень близко к   исходному тексту, хотя и  перенес  время  действия  из  "булгаковского" времени - 20-е (или 30-е)   годы -  в   современные  ему  семидесятые,   что   автоматически  привело    к  забавным   анахронизмам.  Сама  пьеса  на самом деле  очень  коротенькая  (около   часа   спокойного, неспешного   чтения).   Там  нет  многих  комедийных  мизансцен, которые  добавил   Л. Гайдай… Снимать экранизации всегда дело довольно хлопотное, дотошные   читатели   требуют   четкого   следования каждой   строчке книги,  а  те,   кто  книгу  не  читал,   бывает   просто  не   могут понять, о   чем  же   в   фильме  идёт   речь…
                Пожалуй, самыми интересными стали исторические сцены фильма.  Герои  фильма  -    Иван  Васильевич  Бунша и   Жорж Милославский   попадают в  прошлое,  где  они   убегают от  царской стражи, принявших   их   за  «демонов». За   это время   они   успевают исследовать  все   покои   правителя, попутешествовав по разным уголкам его Кремля.   Л.  Гайдаю требовалось отыскать аутентичное место, где чувствовался   бы   дух старины.  В итоге, он   остановил  выбор  на  Ростовском  кремле,  так  как  в  Московском  Кремле  снимать  не  разрешили…  Постройка  этого уникального архитектурного комплекса продолжалась  по 1683 г.   Именно в  его  стенах  отсняли  сцены  погони  войска  за   самозванцами  и   со двора   ростовского   кремля   войско  уходило  на   войну,   запевая  знаменитую песню «Маруся»…  Съемки всех исторических фрагментов заняли   у   группы   всего  две  недели.  Сейчас в Ростовском   кремле  часто   проводятся   стилизованные   экскурсии  по  местам  съемок   знаменитой картины...
                В  пьесе М.Булгакова действие  происходит  в  коммунальной квартире.  А  в   фильме Л. Гайдая   действие происходит   в  современном доме   с   отдельными квартирами. Конкретно это «дом-гармошка» — №13  ( в характерном зигзагообразном доме)   по  Новокузнецкой улице .   А вот балкон   Шурика,  стоя    на   котором   Царь  произносит знаменитое слово «Ляпота!!!»   снимался  в совершенно другом месте  -  на  Калининском проспекте, в   одной  из   высоток.   На   подобное  Л.Гайдаю пришлось пойти   для   того,   чтобы   показать  потрясающие  виды  Москвы.     Знаменитая   квартира Шурика снималась в   трёх местах,  а    на  Мосфильме   выстроили  16 объектов  с  декорациями: квартиры Шурика и Шпака,   лестничная клетка, лифт,   кабинет стоматолога,   царские палаты, трапезный зал,   царская приемная…
                В сцене царского пира Л. Гайдай хотел,   чтобы   стол   украшали настоящие лакомства,  где  царю  подавали   «почки заячьи верченые…  и  прочие  деликатесы»,  а  не бутафорные макеты.     Однако   этих   расходов   не  было  в  бюджете. Поэтому режиссер из  своего кармана покрывал  все  расходы,   связанные с этой   сценой  и  на    «пиршество»  ушли  немалые  деньги.  Кстати,  икру  «Заморскую  баклажанную»,  которой  лакомились  на  царском  застолье, начали  завозить  с  Ирана  только  в  следующем  веке ...
                Первый вариант сценария Гайдай писал   под  Ю. Никулина, который  к  сожалению    отказался  от роли, решив, что фильм   всё   равно  не выпустят  в  прокат   После  на роль «царя / управдома»   пробовались   восемь  лучших  актеров  страны,  но  роль   досталась Ю. Яковлеву,   который   на   пробах  смог  раздвоиться   на   «жалкого Буншу»  (трусоватого   буквоеда-бюрократа)  и    «грозного царя»…  Роль мошенника Милославского досталась Л. Куравлеву, за плечами у которого   уже  была   приличная фильмография…  Н.  Селезнева  сразу  же    была  утверждена   на роль…   А. Демьяненко сыграл роль Шурика, с   которым    зрители  были  уже  знакомы   по другим комедиям Л.Гайдая…    Жену управдома — Буншу  Ульяну   Андреевну — сыграла Н. Крачковская   – одна  из  наиболее  постоянных актрис  в  фильмах Гайдая…  Роль     ограбленного дантиста  Антона   Семеновича Шпака   досталась   В. Этушу,   герой  которого   не    упускает возможности обернуть   чрезвычайное происшествие  (кражу)   себе  на  пользу...  Н. Кустинской   выпала  роль  пассии  Якина…   В  роли   «соблазнителя режиссера»   Якина   выступил   М. Пуговкин…
              Стоит  отметить,  что  «Иван  Васильевич  меняет  профессию»  - важный   фильм  в   карьере   всех  занятых  актёров  и  даже  в  эпизодах  снимались   именитые  актёры…
                Хороший   фильм   определяют   не   только актеры  и   место  съёмок,   но  и   музыка.    Л.Гайдай   снова  пригласил  талантливого  композитора  А. Зацепина.   Визитная   музыкальная   карточка  ленты   «Вдруг  как  в   сказке...»    настолько   изумительна,   что   многие   мюзиклы   со   своими   умопомрачительными  песнями   стоят   молча  в  сторонке.  А   прекрасные   песни   «Теряют люди   друг  друга»   Нины Бродской,   «Кап-кап-кап»,   «Разговор   со     счастьем»,  музыкальная    композиция  во   время погони  за самозванцами  -  выше  всяких  похвал… А  песня «А не сильная туча затучилася…», которую  в  фильме  пели гусляры, —  «Песня о  нашествии крымских татар на Русь в 1572 году»  была написана в конце XVI — начале  XVII века  после  Молодинской    битвы с крымскими татарами…
                Когда фильм был почти смонтирован, Л. Гайдай внезапно возобновил съемки. Прихватив  Н.Селезневу,  М.Пуговкина  и  Н.Кустинскую, режиссер отправился в   солнечную Ялту.  И  в   течение двух дней на ялтинском   пляже  снималась  песня «С   любовью   встретиться» и любовный     треугольник   Якина,  Зиночки  и  ее  белокурой    соперницы.  Съемка фильма  не  укладывалась ни  в  какие графики,   но  режиссер считал этот город   своим   талисманом. В   каждом его   фильме   есть   эпизод, снятый   в   Крыму...
            Однако  с   датами,  как   и    М.  Булгаков,  так  и  сценаристы  фильма   обращались   весьма   вольно;   отсюда — их  несоответствие   реальным  событиям,    происходившим в   период правления   царя.  Но   фактографические   ошибки не   снижают значения   произведения —  было  бы  смешно  требовать от эксцентрической   комедии   скрупулёзной  точности  в   передаче исторических   фактов…
                Так, в   произведении Царь  диктует дьяку датированный 1573   годом  текст послания «преподобному игумену Козьме». Дьяк  даёт  «Царю»  на  подпись  документы  чернилами,  хотя  в  Московской  Руси  документы  визировались  специальной    печатью… При этом   на  обед  к  мужу  выходит  царица   Марфа   Васильевна  (Собакина)… умершая   двумя  годами   ранее…
              В    пьесе    фигурирует   патриарх, пришедший   к   государю на   аудиенцию, —  но   патриаршество  в   России   возникло   в  1589 г., уже   при Фёдоре  Иоанновиче…
            В   тексте  за  парочкой    Бунша   и   Милославского    гоняются  не   стрельцы, а   опричники.   Стрельцы-опричники    стреляют  по  Героям  из  луков,  когда  в  то  время  в  обиходе  были  пищали,  к  тому  же    они  гладко  выбриты, что  было  недопустимо.  Сам царь носит рясу опричника,   которой   он  и   жалует  Якина.  А   еще, кстати сказать, дает   ему  вотчину   под   Костромой,  поскольку  тот - "холоп", и   у него  ничего  нет. ..
          Татарский князь Едигей умер задолго до описываемых событий и, соответственно, не мог проситься на  приём  к  царю...
                «Кемская   волость»   шведского посланника в 1571 году особенно интересовать не могла. В   разгаре   была  Ливонская война, русские   войска   достигли   больших успехов   в   Прибалтике, захватив  к  1576 году   почти  всё   побережье  между  Ригой  и  Таллином (Ревелем). Кемскую   волость   шведы   разорили  аж   в 1590 году…
                А   вот беспорядки на  Изюмском шляхе действительно имели место:  в  1571 г.  крымских хан   Девлет-Гирей  подошёл к   Москве. Город   он  не  взял, но  из-за   подожжённых татарами пригородов    огонь  быстро распространился,  и   Москва сгорела   почти   полностью  Уцелел только Кремль, за   что спасибо следует  сказать деду Ивана Грозного — Ивану Великому.   Он   распорядился снести постройки  по берегам Москвы и   Неглинной   напротив Кремля…  Затем  там  были  разбиты  сады (нынешняя Садовническая набережная)…
                Сцена с допросом Ивана Грозного милицией полностью придумана  для  фильма  — в   пьесе её  не   было. При этом был допущен ряд   анахронизмов.    Например, Иван  Грозный   Ревель (Таллин) не брал,  потому, что   Ревель — немецкое название Таллина, внедрённое при  Петре I.   На   Руси город называли Колывань…
Царь   называет год рождения «тысяча пятьсот тридцать третий от   Рождества Христова», но это неправильно в двух смыслах.  Во-первых, потому,  что  родился  он   в  1530 году.   Во-вторых, до 1700 года летоисчисление  вели  «от сотворения мира». И царь должен был назвать 7038 год.  Но  зрителям  современного  фильма  это   было  бы   ну   уж совсем  непонятно…
                Ещё  один  момент — «вот что   крест животворящий делает». Эта   сценка присутствует   и   в   пьесе, только    Иван  Грозный в   фильме   крестит   дверь лифта. А   троеперстие  было  введено  во  время  церковной   реформы уже  в  XVII  веке….
                Пожалуй    сравнивать  пьесу  и  фильм  просто бессмысленно: читатель   автоматически представляет  себе персонажей фильма.
Тем  не  менее  -   булгаковская   фантазия, соединённая   с  гайдаевской эксцентрикой, превратилась  в  остроумное действо.   Л. Гайдай создал, пожалуй,   наиболее  экстравагантное и   увлекательное произведение в   своей   карьере.    Фильм,  заставляя    восхищаться профессионализмом съемочной команды и талантом   актерского состава,  стал   классикой кинематографа...
                Еще один интересный факт  -    в   прокате фильм собрал более   60    млн. рублей,   но   режиссеру заплатили всего 18 тыс.   Хотя  по  тем временам – это были   большие деньги…
                Американским   зрителям этот фильм  был показан под  названием «Назад в   будущее», а   позже кино  с   аналогичным названием  снял  режиссер  Роберт  Земекис….