Праздник Казанской иконы Божьей Матери

Ольга Нифантьева
Из цикла Боги и Люди (презентация для литературного клуба)


Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году - 21 июля (8 июля по старому стилю) - в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани, и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Трудно переоценить значение иконы Божьей Матери «Казанская» для русских людей, России.
Ещё Виктор Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» писал о том, что «…во время войны в окопах нет атеистов…».

Вот несколько историй, показывающих значимость иконы Божьей Матери «Казанская» для русского народа.

1579 год

1579 год был для Казани тяжёлым.
Стояла страшная жара, из-за которой произошёл пожар, многие жители потеряли свои дома.
В их числе была и семья девятилетней девочки Матроны.
Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону как раз там, где стоял их сгоревший дом.
Там, где было указано, нашли образ Божией Матери.
Весть об этом чуде разнеслась по всему городу.
Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны.
Первым достал из земли икону и перенёс в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген.
Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси…

1612 год

В 1612 году польские захватчики напали на Россию.
В осаждённом Кремле находится в плену прибывший из Греции архиепископ Эласcонский Арсений.
В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский:
«Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берёт приступом Китай-город.
Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля…

1649 год

В 1649 году по указу царя Алексея Михайловича праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским.
Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы «Казанская» не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых.

События из истории Питерского образа Казанской Богородицы

История петербургского Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I.
Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, особенно у служителей Церкви.
Исключением были двое: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые поддержали идею обучения русских людей на Западе.
Митрофан Воронежский способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал.
Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращённые к Петру:
«Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага.
Потом ты перенесёшь эту икону в новую столицу.
Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего.
До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
     Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился перед иконой.
Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею воинов.
В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесён из Москвы в Санкт-Петербург.
В 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте.
М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства.
В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор.
А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков».
За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награждённым орденами всех четырёх степеней).
Казанский собор в Петербурге стал храмом - памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года.
Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов.
И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли…
После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года.

События из истории
«ватиканского» образа Казанской Богородицы

С «ватиканским» образом связана история возвращения Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году.
Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II.
В июле 2005 года в Казани, Патриарх Алексий II передал образ Казанской епархии.
Попытку проследить путь «ватиканского» Казанского образа Божией Матери в своей работе «Казанская икона Божией Матери» делает историк Владимир Бровко.
По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году.
В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно.
По косвенным признакам, её вывозят из России в 1928 году.
В 1953 году в Англии её приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции.
В каталогах русских икон этот образ получает название «Казанская Богородица замка Фарлей», по имени замка коллекционера.
Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы проведена Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Англии.
Свои исследования он проводил 9 лет.
Из-за своего тёмного лика икона приобрела в Англии название «Чёрной Казанской Богородицы».
Казанскую икону Божией Матери унаследовала приёмная дочь коллекционера.
Так как икона была признана религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).
По стечению обстоятельств она была продана и хранилась несколько лет в Америке.
В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где её могли бы купить частные лица.
Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств.
В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещён в церкви города Фатима.
В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.
Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация из Казани.
Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.
     В 2004 году святой образ был доставлен в Россию.
Принимая её из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал:
«Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери.
Этот образ совершил долгий и нелёгкий путь по многим странам и городам.
Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий.
Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к её культуре и её духовному наследию.
По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой».

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III призвал всех христиан молиться о помощи России.
Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении.
Он молился, и Богородица явилась ему в видении.
Она передала послание для российского народа:
«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии.
Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить.
Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут её крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю.
Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя.
Казанская икона должна идти с войсками до границ России».
Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину.
В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с иконой Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно, утром и вечером, несмотря на голод.
Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий.
Молитвой и словом он поддерживал прихожан:
«Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского.
Не падайте духом.
Бодрите других.
Наш долг быть твёрдыми: мы - русские, мы - православные христиане»
В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.
После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград.
После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.
В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию.
По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями.
По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от неё.
Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.
Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошёл.
Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счёт с уверенностью нельзя.
Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, Андрей Кураев в статье «Война: чудо и сказки».
Неоспоримо одно - для русских Казанская икона Божией Матери была и остаётся заступницей и хранительницей мира.




Использованная литература:
1. Православная энциклопедия
2. В.П. Волков "Казанская икона Божьей Матери"
3. В.П. Астафьев "Прокляты и убиты"
4. Андрей Кураев "Война: чудо и сказки".